Святитель Алексий Московский
Святитель Алексий (ок. 1340-1378) был сыном боярина Феодора Бяконта. В письменных источниках упоминаются разные имена, данные ему при крещении - Симеон и Елевферий. Восприемником его от купели был будущий великий князь Иван Даниилович Калита. Приняв постриг в юности, святой около 1344 года стал наместником митрополита Киевского Феогноста, а в 1352 году занял специально восстановленную для него епископскую кафедру во Владимире. В 1354 году в Константинополе было принято решение о назначении Алексия митрополитом Киевским и всея Руси. По его инициативе было основано нескольких московских монастырей, среди которых Спасо-Андроников, Чудов и Симонов. Будучи регентом пр
Преподобный Корнилий Комельский
Преподобный Корнилий родился в семье ростовских бояр Федора и Варвары Крюковых, в молодости он служил при дворе супруги великого князя Василия II Темного княгини Марии Ярославны. В 1470-х годах святой принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре и, спустя годы, отправился странствовать по монастырям. В 1496 или 1497 году Корнилий пришел в Комёльский лес недалеко от Грязовца, где у слияния рек Талицы и Нурмы основал Введенскую пустынь. Однако вскоре преподобному пришлось покинуть эту обитель, и вместе с учеником преподобным Геннадием Костромским, он поселился на Сурском озере. Зимой 1528-29 годов великий князь Василий III посетил Комельский монастырь и высказ
Сегодня международный день защиты детей. Пусть у каждого ребенка будет счастливое и беззаботное детство!
Музей имени Андрея Рублева всегда рад юным гостям!
Первым 13 годам жизни Музея имени Андрея Рублева после его учреждения в 1947 году посвящена обновленная экспозиция на территории нашего музея.
Документальные фото свидетельствуют о непростом пути, завершившемся в 1960 году. Особое внимание уделено этапам архитектурной реставрации Спасского собора, самого древнего белокаменного храма на территории Москвы. Одновременно с восстановлением зданий в 1950-е годы с нуля шло формирование коллекции Музея имени Андрея Рублева. Основатели и первые сотрудники музея, самоотверженно собиравшие в советское время памятники религиозного искусства, видели свою задачу в том, чтобы сохранить для будущих поколений сокровища национальной культуры.
Территория му
Онлайн-экскурсия посвящена уникальной датированной иконе, на которой проиллюстрирована стихира "Придите, людие, трисоставному Божеству поклонимся». В центре сложной композиции - Господь Саваоф со Христом, а между Ними голубь, символ Святого Духа. Вокруг этого изображения представлены девять чинов ангельских небесных сил – престолы, господства, власти, и другие. Образ составлял единый ансамбль с иконами "Да молчит всяка плоть человеча..." и "Хвалите Господа с небес..."
Об иконе, представленной на выставке «Сотворение мира», рассказывает старший научный сотрудник Музея имени Андрея Рублева Д.Н. Клыков
В практике иконописания XIX века русские иконописцы и художники с академическим образованием, как и мастера предыдущих столетий, использовали западноевропейские образцы. Наряду с уже бытовавшими иллюстрированными Библиями XVII и XVIII веков, популярность приобретают издания Юлиуса Шнорра фон Карлсфельда и Поля Гюстава Доре. На рубеже XIX–XX веков новыми источниками композиций становятся альбомы с фототипиями и комбинационной печатью, воспроизводящими монументальные росписи новых храмов и русскую церковную живопись. На лекции «В поисках источников новой иконографии. Русская икона и гравюра в XIX-XX веках» будут рассмотрены популярные в художественной среде издания, гравюры и фототипии, ставши
Преполовение
Праздник Преполовения получил свое название от того, что приходится на половину календарного срока между Пасхой и Сошествием Святого Духа. Он посвящен памяти проповеди Христа в Иерусалимском храме на третий год учительства, и на службе праздника читается соответствующий текст из Евангелия от Иоанна (Ин 7, 14–39). Однако на иконах традиционно представляли иное, более раннее событие, описанное в Евангелии от Луки (Лк 2, 46–49). Это беседа двенадцатилетнего отрока Христа с мудрецами в Иерусалимском храме.
С конца XV века иконы на сюжет Преполовения стали включать в состав праздничного ряда иконостаса. Образ из собрания музея был создан для небольшого храма. На одной доске с ним ра
Семинар «Икона и картина: проблемы восприятия»
Картина и икона – два феномена, отношения которых на протяжении веков или одного часа научной конференции многократно видоизменяются, проходя чрез этапы единства, автономии, взаимовлияния, взаимозаменяемости и взаимоисключения. Часто они детерминируются извне – культурным контекстом, научным подходом, богословской эрудицией, личным восприятием.
Одна эпоха может нивелировать значение иконы как «варварского искусства», упраздняя ее живописными изображениями, а другая, наоборот, вознести древний образ на недосягаемую для картины высоту, что произошло в нач. XX века.
В попытке преодолеть современную ситуацию практического иконоборчества в виде фор
Сотворение мира
Обилием развернутых сцен на тему «Сотворение мира» отличается икона, в которой соединяются библейские сюжеты, история Адама и Евы, и праздники, входившие в состав седмичного Шестоднева. Ее создание относится к концу XVIII века – в это время на основе гравированных иллюстраций Библии, а также весьма распространённых в народе лубочных листов складывается тип икон, включающих в себя изображение шести дней творения, с особенно важными для заказчика праздниками и святыми. С редкой иконой такого типа вас познакомит на нашей онлайн-экскурсии старший научный сотрудник Музея имени Андрея Рублева А.Е. Сажина.
Показать ещё