Возникновение течения рационалистов.
(Рационалисты сделали доводы человеческого разума (бурхан ‘аклий) управляющими над доводами Корана и Сунны (бурхан динний) под предлогом того, что лишь так можно узнавать правильность шариата. В отличие от них приверженцы Сунны и единой мусульманской общины на первое место ставят доводы Корана и Сунны, подчиняя им доводы разума. — Примечание редактора.)
Говорит имам аль-Ляляка‘и (ум. 418 г.х.):
Возникновение течения рационалистов.
Одно поколение сменяло другое, и настало время, когда судьба нанесла свои удары, и ее превратности проявили себя, в результате чего появились неотесанные люди, считавшие отсталыми тех, кто был до них. Они заявили о том, что достигли большего, чем предшественники, лучше познали истину посредством разума, правильнее поняли суть вещей и точнее их изучили. Также они заявили о том, что предшественники оказались неспособны к размышлению в силу своей слабости, и что те не желали дискутировать с ними в силу ограниченности своего понимания.
Рационалисты заявили о том, что победа их учения заключается в спорах с ними. Дело дошло до того, что они благое заменили мерзким, а старое — новым, отклонившись от того, чему следовал посланник Аллаха ﷺ и с чем послал его Всевышний, обязав его призывать к Нему Свои творения.
Всевышний Аллах оказал Своим рабам величайшую милость, указав им путь к Своей религии.
Так, Всевышний Аллах сказал: „Помните милость, которую Аллах оказал вам, а также то, что Он ниспослал вам из Писания и мудрости, чтобы увещевать вас“ (2:231).
Господь увещевал Своих рабов Своим Писанием и побуждал их следовать Сунне Своего посланника, сказав: „Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием“ (16:125), а не с помощью споров и пререканий.
Но рационалисты отказались от всего этого, сбились с прямой стези, пойдя путем заблудших и препираясь с препирающимися. Таким образом, они вышли на поле
боя в растерянности и выдумали доказательства, противоречащие Корану и Сунне, стремясь одержать верх и подчинить себе тех, кто не принимал их мнения.
Затем, после того, как их высказывания превратились в доказательства в спорах и препирательствах, они стали исповедовать их в качестве религии и вероучения, считая заблудшими тех мусульман, кто не исповедовал подобных взглядов и называл себя приверженцем Сунны и единой мусульманской общины. Еретики стали называть своих оппонентов невеждами и глупцами.
В этом за нововведенцами последовали те, кто не был силен в познании Сунны, искал покоя и отдыха, не прилагал усилий по изучению её, избегал трудностей и, торопясь добиться верховенства, ограничился только внешней формой, а не содержанием.
Эти люди стремились добиться славы среди простого народа, выдавая себя за имамов последователей Сунны. При этом, они отличались тем, что не уделяли должного внимания тому, как они передавали хадисы, отбивая у людей стремление следовать в своей религии хадисам.
Так происходило потому, что они не ведали о путях передачи хадисов, испытывали затруднения в понимании их смысла, были не способны уразуметь место, занимаемое хадисами в шариате, а ведь именно на них сформировалось исповедание религии.
Это привело к тому, что следы благородного шариата и первоначального Ислама почти исчезли. Взамен были открыты собрания, где изучались притчи и сомнения, тогда как доказательства Корана и Сунны были свернуты.
В результате этого вымерли (1) те, кто исповедовал религию, основываясь на шариатских доказательствах, следовал только тому, что достойно доверия, и крепко придерживался Корана и Сунны, уберегая свой слух от этих нововведений.
(Примечание к словам автор: Неправильно говорить об этом в абсолютном значении. Не было такого периода времени, когда бы такое случилось. Да, уменьшилось количество тех, кто следует по пути праведных предшественников, если говорить об умме в целом, но всегда была группа мусульман, которая была на истине, о чем далее поведает сам автор. Со времен нашего Пророка ﷺ и до сегодняшнего дня всегда были те, кто неуклонно следовал по пути Корана и Сунны и исповедовал правильные вероубеждения, будучи на истине, о чем говорил еще сам посланник Аллаха ﷺ.)
Таким образом, каждый, кто хотел иметь собственное мнение, находил себе соратников и последователей из числа еретиков. Ему казалось, что он смог познать сладость Сунны и единой мусульманской общины через лицемерие своей ереси.
Но нет! Это не так, как думает он, и не так, как взбрело ему в голову: приверженцы Сунны не откажутся от своего пути в следовании Сунне, даже если они будут распилены пилами, равно как приверженцы Сунны не станут противоречить кому-либо, пользуясь вычурными словами, основанными на обмане и выдуманных притчах.
См.: «Шарх усуль и‘тикад ахлю-с-Сунна ва-ль-джама‘а, мин аль- Катаб ва ас-Сунна ва иджма‘ ас-Сахаба ва ат-Таби‘ин ва ман ба‘дахум»
Разъяснение основ вероубеждения последователей сунны и единой мусульманской общины из Корана, Сунны и консенсуса сподвижников и последователей.
Автор: Абу-ль-Касим ХибатуЛлах ибн аль-Хасан аль-Лялякаи.