Площадь Павших борцов Сталинграда, 1956-й год. Совсем недавно построенное здание Главпочтамта, вдали - вокзал, у которого ещё нет часов. Между Главпочтамтом и следующим зданием - пустота, в 60-е это место заполнит хрущёвка, в которой разместят магазин "Волжаночка". Удивительно, но на фото нет ни одной машины! А сейчас на этом месте не припарковаться! Колоризация современная.
    5 комментариев
    70 классов
    Продолжаем разбираться в царицынской архитектуре. До сих пор мы рассмотрели (в нескольких вариантах) тему оформления окон исторических зданий – сандриков. К сандрикам мы ещё, разумеется, вернёмся, но пока посмотрим повнимательнее на ещё один характерный элемент царицынской архитектуры, который в таком виде очень редко встречается за пределами современного Волгограда – парные пилястры. Пилястра это – полуколонна. Колонна, которая частью своего профиля выступает из стены, а частью уходит вглубь. Пилястра, как правило, элемент декоративный, не несущий настоящей конструктивной нагрузки, как обычная колонна. Пилястры очень распространены в разных стилях исторической архитектуры, встречаются практически повсеместно, в разных городах и странах. Однако в Царицыне был выработан особенный стиль парных пилястр, которые встретить за пределами города можно, но довольно редко. На фото – здание по ул. Циолковского, 15а. Долгое время считалось, что здесь располагалась Вознесенская церковно-приходская школа. Однако недавно П.П. Олейниковым было установлено, что дом в конце XIX – начале ХХ века принадлежал царицынскому застройщику Михаилу Шубину (возможно Шубин был главой одной из строительных артелей Царицына). Показывать царицынские парные пилястры на примере именно этого здания хорошо потому, что здесь они выделены контрастной белой краской. Итак, это – две сложенные из кирпича полуколонны, объединённые сверху изображением ионического ордера. Стволы этих пилястр перехвачены несколькими сильно выступающими горизонтальными кольцами (каннелюрами). Как правило, в случае Царицына, они являются частью продолжающейся кирпичной резьбы и практически нигде не встречаются сами по себе, на гладкой стене. В данном случае парные пилястры располагаются не только на основном фасаде, но и отчасти на боковых, с углов, что создаёт группы из двух пар. Очень интересный элемент, придающий любому зданию особенную выразительность. По этим парным пилястрам (по их пропорциям, расположению и т.д.) можно легко отличать именно царицынские дома.
    1 комментарий
    46 классов
    В Ворошиловском районе, на ул. Ковенской-Кузнецкой-Радомской стоит группа из пяти небольших домов, относящихся к серии 1-204-112. Домики этой серии, особенно если поместить их в соответствующую среду, выглядят этакими романтичными особняками. Три больших арочных окна по центру второго этажа, высокий фронтон с круглым чердачным окошком (люкарной) – эстетически проект, несмотря на свою простоту, выглядит неплохо. Вообще, вся 204-я серия – группа хорошо оформленных проектов, каждый из которых имеет фронтон с люкарной. Однако, в этих пяти домах отсутствуют некоторые крупные элементы, изначально предусмотренные типовым проектом. Построены они были в 1954 году, а типовой проет разработан архитектором А.И. Криппой несколько раньше, в 1946 году. Так вот, в Сталинграде, при постройке домов в 1954 году, проекты значительно упростили. Если присмотреться к базовому проекту (см. последнюю модель), можно увидеть, что по проетку дом должен иметь три высоких фронтона: центральный и два боковых. Боковые в своём основании в проекте сливаются со стенами и дом сбоку выглядит довольно внушительным. Запас высоты чердака получался столь внушительным, что в некоторых случаях (в других городах) вместо чердака создавался даже жилой третий "чердачный" этаж. Но на ул. Ковенской-Радомской эти боковые фронтоны… просто убрали! Уровень крыши значительно снизился, а внешний вид зданий упростился. Но получилось всё равно неплохо. Всё это стоит до сих пор, правда, один дом (Радомская, 2) обшили чужеродным профлистом. Да, внешне дома потеряли, зато их строили передовым методом: у зданий железобетонные перекрытия! В каждом таком доме – 8 квартир (6 – двухкомнатных и 2 – трёхкомнатных), и всего один подъезд. На данный момент ни один из пяти домов не является аварийным, все они идут под капремонт.
    5 комментариев
    103 класса
    Строительство здания областного Арбитражного суда на берегу Волги в Ворошиловском районе. Шестиэтажная коробка здания уже практически возведена. По плану должны всё закончить в этом году. Дом довольно сильно преобразит берег Волги и создаст вокруг себя некоторую инфраструктуру.
    6 комментариев
    14 классов
    Всё-таки удивительно, насколько плохо в Сталинграде-Волгограде 50-80-х гг. относились к носителям исторической памяти, даже связанным со Сталинградской битвой, не говоря уже о наследии времён Царицына. Даже в 60-е годы это вызывало у людей недоумение. Писатель Борис Полевой, бывший во время войны в Сталинграде военным корреспондентом, в 1960 году снова побывал в городе. С ним была компания друзей, которые попросили его показать места военных событий. О своих впечатлениях он написал в газете «Комсомольская правда». Вот фрагмент его статьи: «Зная, что я был свидетелем Сталинградской битвы, они атаковали меня, требуя показать им здешние боевые реликвии. Речь зашла о подвале, где советское командование приняло капитуляцию армии фельдмаршала Паулюса; о командном пункте Сталинградского фронта в балке за рекой, где в зоне вражеского миномётного огня, в дни напряжённейших сражений разрабатывался план освобождения города; о знаменитом блиндаже командующего 62-й армии, врезанном в кручу волжского берега; о КП 13-й гвардейской дивизии… Мы поехали по городу. Но нас, к сожалению, ждали разочарования. В подвале под восстановленным Универмагом был… обычный склад товаров, куда нас, разумеется, не пустили. От командного пункта Сталинградского фронта не осталось и следов. Блиндаж генерала Чуйкова обрушился, осел… На месте командного пункта генерала Родимцева, размещавшегося, как известно, в каменной нише водостока, оказался только… водосток, откуда сочилась грязная вода». Неудивительно, что подлинного сохранилось так немного. Только в наше время догадались сделать в подвале Универмага музей, но большинство того, что вполне можно было бы сохранить, утрачено, увы, безвозвратно.
    13 комментариев
    12 классов
    Говоря о царицынских сандриках, мы уже рассмотрели два их образца – в зданиях по ул. Ковровская, 20а и Балашовская, 13. Что важно: оба эти здания стоят в Ворошиловском районе Волгограда. Теперь мы затронем одну из загадок царицынской архитектуры, вопрос, ответа на который на данный момент нет. Вопрос этот заключается в том, что у Царицына было как минимум две мало связанных друг с другом архитектурные школы (мы сейчас ставим вопрос узко и говорим пока только про сандрики, а там, в общем-то бездна вопросов!). Все вот эти сухарики, арочки и прочие такие «ламповые» элементы, о которых мы успели поговорить, массово представлены именно за Царицей (т.е. в Ворошиловском районе) и… практически отсутствуют в центре! В центре всё другое! Вот простой пример: дом по ул. Островского, 3, бывший дом купца Сусоколова. Он был построен в 1870-е годы и имел изначально два этажа (третий этаж – плод тяжёлых родов советских строителей 60-х гг., про него мы говорить пока не будем). Сандрики первого этажа здесь очень простые, решённые в форме небольших плоских кирпичных узоров. А вот окна второго этажа оформлены очень мощно! Парадное оформление имеют две стены – на ул. Островского (бывшую Базарную площадь) и на ныне тупиковый проезд слева от главного фасада, бывшую ул. Софийскую. Кирпичная резьба сандриков здесь принципиально другая, ни в чём не похожая на рассмотренные нами ранее образцы Зацарицынской части города! Да, они тоже выведены кирпичной резьбой, но резьбой более грубой, выразительность же достигается здесь за счёт других средств. Эти сандрики совершенно другие и по основным элементам (никаких сухариков!), главное: их центральный элемент (имитирующий замковый камень) – вставка из гипса. Для Зацарицынской части такое решение абсолютно нехарактерно. Интересно то, что эти самые «замковые» гипсовые камни расположены на разных окнах не просто в линию, а разыгрывают на фасаде целую игру. На «базарную» сторону дома выходит 7 окон, причём у трёх центральных гипсовая вставка располагается на нижней части сандрика, а у 4 крайних (по 2 с каждой стороны) – на верхней части. На «софийскую» сторону выходит 11 окон. Три крайних (с обеих сторон) имеют «замковый камень» в верхней части сандрика, 4 «средних» (также по два с обеих сторон) – в нижней части, а центральный, нечётный, и потому не имеющей пары сандрик, здесь уникален. Там нет никакого гипсового камня, а просто сделано кирпичное кольцо. Неожиданное решение! Но обрамление этого кольца совершенно не похоже на кольца Балашовской, 13. Когда-то все гипсовые элементы были выкрашены в белый цвет, в то время как само здание оставалось краснокирпичным. В общем, можно сказать, что это – совершенно другой стиль и в дальнейшем, рассматривая различные образцы, мы будем всё больше убеждаться в этом. Такое значительное стилистическое различие в архитектуре двух районов одного города технически объясняется, скорее всего, разными артелями, которые строили дома на той и на другой стороне Царицы. Но «объяснение» это, увы, ничего не «объясняет» по существу. Будем разбираться!
    4 комментария
    74 класса
    Продолжаем тему сандриков в Царицынской архитектуре. Ранее мы рассмотрели этот элемент на доме по ул. Ковровской, 20а. В том случае оформление здания было довольно простым. Теперь же посмотрим на сложный вариант – дом по ул. Балашовской, 13. Здание Балашовская, 13 оформлено просто роскошно! Здесь масса сложных элементов кирпичного стиля. Парадно оформлены две стены, та, что выходит на ул. Балашовскую и та, что сегодня смотрит во двор дома ул. Циолковского, 3, а когда-то – на ул. Камышинскую, причём именно «камышинский» фасад для этого дома – главный, но он малозаметен из-за разросшихся деревьев и слишком близко стоящей рядом хрущёвки. На более простом «балашовском» фасаде (фото 2) мы видим, что окна второго этажа оформлены гораздо богаче первого. Сандрики второго этажа по принципиальной схеме похожи на Ковровскую, 20а: нижняя поперечная часть, оформленная снизу «сухариками» и верхняя часть - «арка», оформленная как обычными сухариками, так и (во второй ряд) заострёнными. Кроме того, важным элементом каждого сандрика, придающим особенную «внешность» всему дому, являются расположенные в центре сандриков кольца. Сандрики здесь массивные, но не тяжёлые, а довольно изящные. Дополнительный вид окнам второго этажа придают роскошные наличники (боковое оформление окон). Окна первого этажа оформлены в том же стиле, но проще, на них отсутствует ряд деталей. Сандрики здесь не имеют нижней перекладины с сухариками, арки не двойные, а одинарные, наличники почти отсутствуют (вернее, они представлены просто выступами кирпича в один ряд). Отдельное явление здесь – сандрик над центральным окном, которое располагается во втором этаже над входом на «камышинской» стороне. У этого сандрика нет кольца, он представляет собой две арки и острый треугольный «свод», обрамлённые снизу заострёнными сухариками в один ряд. Вместо наличников здесь – две роскошные пилястры (полуколонны), о которых мы поговорим в другой раз. Балашовская, 13 – одно из самых интересных зданий в кирпичном стиле, доставшихся нам в наследство от Царицына. К сожалению, дом нуждается в срочном ремонте, по фасаду идут трещины, но каких-либо действий сохранению здания пока не наблюдается.
    12 комментариев
    57 классов
    В посёлке завода Петрова, по ул. Краснопресненской (на чётной её стороне) стоят внешне неброские двухэтажные дома, которые, на самом деле, заслуживают того, чтобы обратить на них внимание. Перед нами – типовая сталинка проекта 1-201-18, разработанного в 1946 году в Архитектурно-проектной мастерской Министерства нефтяной промышленности восточных районов СССР (архитекторы Сергей Маслих и Мария Слотинцева). Удивительный проект! Он предназначался для южных районов СССР, поэтому дома, выстроенные по нему, обладают завидными для той эпохи атрибутами: большими открытыми верандами, угловыми балконами и даже отдельными входами (на улицу) из некоторых квартир первого этажа. Немыслимая роскошь по представлениям эпохи, последовавшей за только что закончившейся Великой Отечественной! Проект предполагал Г-образную планировку здания, три подъезда, 16 квартир, центральное отопление, канализацию и все прочие удобства. Однако, уже к 1950-му году многое из описанного стало восприниматься как излишество и в типовую серию были внесены изменения: убраны веранды, лоджии, угловые балконы, а сам проект – упрощён. Впрочем, всё это не коснулось застройки посёлка Петрова, т.к. эти дома были к этому времени уже выстроены. К сожалению, всё это к настоящему моменту пришло в запустение. Веранды заложили кирпичом, балконы большей частью застеклили, а сами дома пришли в аварийное состояние. На сегодняшний день из восьми выстроенных здесь по этому проекту домов (Краснопресненская, 2, 10, 12, 16, 24, 26, 28 и 36) половина признана аварийной и идущей под снос (10, 12, 26 и 28). О былом напоминают только роскошные балконные решётки, сохранившиеся кое-где. Рассматривая такие проекты понимаешь, что в конце 40-х, несмотря на всеобщую разруху, архитекторы и завод пытались создать для будущих жителей достойные условия.
    23 комментария
    159 классов
    Возник интересный вопрос по поводу главного на протяжении 200 лет храма Царицына – Успенского собора. Собор изначально стоял в центре старой крепости, недалеко от нынешнего памятника Хользунову (на Центральной набережной Волгограда), улица Ленина, поднимающаяся от памятника вверх, до 1923 года именовалась Успенская улица. Успенский собор, по данным всех источников, был построен в 1718 году, был он с самого начала кирпичным и достоял до 1932 года, когда, несмотря на очевидную историческую ценность для города, был безумно взорван. Собор связывают с пребыванием в нём Петра I в конце 1722 года, когда император некоторое время жил в Царицыне. Так в чём же вопрос? Дело в том, что называемая всеми источниками дата создания храма – 1718-й год выглядит очень странно. Но за четыре года до этой даты, в 1714 году, Пётр I издал Указ, по которому всё каменное (кирпичное) строительство в России было… запрещено. Исключение было сделано только для Санкт-Петербурга. Целью этого Указа было как раз стимулирование строительства Северной столицы: все каменных дел мастера снялись со своих мест и поехали строить Питер. Импульс и впрямь получился серьёзный. Отмена же Указа произошла только в 1729 году, уже после смерти Петра I. Так как же тогда могли в Царицыне возводить каменный собор, когда подобное было для всей России запрещено? Правда, по персональному разрешению императора делались исключения. Например, Пётр разрешил построить огромный храм Петра и Павла в Казани, но это были единичные случаи для очень крупных проектов, к коим маленький Успенский собор Царицына, разумеется, не относился. Значит, или дата неверна и собор был построен существенно раньше, или тут есть какая-то неизвестная деталь…
    1 комментарий
    56 классов
    Интересно, что такие масштабные и важные для Царицына здания как Пожарная каланча и Казанская церковь строились одной и той же строительной фирмой. Подрядчиком на этих объектах, ставших для современного Волгограда символическими, был царицынский застройщик Илья Горюнов. Газета «Царицынский вестник» от мая 1898 года, рассказывая о строительстве Каланчи сообщает, что «по смете стоимость строительства пожарной части 41449 рублей 10 копеек. Работа по возведению пожарной части была сдана подрядным способом предпринимателю Горюнову». Кстати, смета, как водится, неоднократно увеличивалась и в итоге пожарная часть с каланчой обошлась городскому бюджету в 85 тысяч рублей. В сентябре 1899 года та же газета, делая обзор строительства Казанской кладбищенской церкви (ныне – Казанский собор) сообщала, что «каменные работы были сданы подрядчику И.Г. Горюнову, наблюдение за производством работ принял на себя Грудистов» (Михаил Грудистов – саратовский архитектор, автор проекта). Стоимость возведения храма оказалась заметно меньше стоимости каланчи и составила 30 тысяч рублей. Однако, при этом, нужно иметь в виду, что первоначально Казанская церковь была значительно меньше того, что мы имеем сегодня: у храма не было ни колокольни, ни значительного объёма, пристроенного в 1904 году. Скорее всего, его итоговая стоимость оказалась ничуть не меньше, чем стоимость пожарной части. Про Илью Григорьевича Горюнова практически никаких сведений нет. Упоминается он как ещё живущий в Царицыне в 1914 году (в списках избирателей Городской Думы). Это был один из тех артельщиков, которые строили Царицын в конце XIX – начале ХХ века.
    3 комментария
    94 класса
romus77

Роман Шкода

Площадь Павших борцов Сталинграда, 1956-й год. Совсем недавно построенное здание Главпочтамта, вдали - вокзал, у которого ещё нет часов. Между Главпочтамтом и следующим зданием - пустота, в 60-е это место заполнит хрущёвка, в которой разместят магазин "Волжаночка". Удивительно, но на фото нет ни одной машины! А сейчас на этом месте не припарковаться! Колоризация современная.
romus77

Роман Шкода

Продолжаем разбираться в царицынской архитектуре. До сих пор мы рассмотрели (в нескольких вариантах) тему оформления окон исторических зданий – сандриков. К сандрикам мы ещё, разумеется, вернёмся, но пока посмотрим повнимательнее на ещё один характерный элемент царицынской архитектуры, который в таком виде очень редко встречается за пределами современного Волгограда – парные пилястры.
Пилястра это – полуколонна. Колонна, которая частью своего профиля выступает из стены, а частью уходит вглубь. Пилястра, как правило, элемент декоративный, не несущий настоящей конструктивной нагрузки, как обычная колонна. Пилястры очень распространены в разных стилях исторической архитектуры, встречаются прак
Интересно, что такие масштабные и важные для Царицына здания как Пожарная каланча и Казанская церковь строились одной и той же строительной фирмой. Подрядчиком на этих объектах, ставших для современного Волгограда символическими, был царицынский застройщик Илья Горюнов.
Газета «Царицынский вестник» от мая 1898 года, рассказывая о строительстве Каланчи сообщает, что «по смете стоимость строительства пожарной части 41449 рублей 10 копеек. Работа по возведению пожарной части была сдана подрядным способом предпринимателю Горюнову». Кстати, смета, как водится, неоднократно увеличивалась и в итоге пожарная часть с каланчой обошлась городскому бюджету в 85 тысяч рублей.
В сентябре 1899 года та
Говоря о царицынских сандриках, мы уже рассмотрели два их образца – в зданиях по ул. Ковровская, 20а и Балашовская, 13. Что важно: оба эти здания стоят в Ворошиловском районе Волгограда. Теперь мы затронем одну из загадок царицынской архитектуры, вопрос, ответа на который на данный момент нет. Вопрос этот заключается в том, что у Царицына было как минимум две мало связанных друг с другом архитектурные школы (мы сейчас ставим вопрос узко и говорим пока только про сандрики, а там, в общем-то бездна вопросов!). Все вот эти сухарики, арочки и прочие такие «ламповые» элементы, о которых мы успели поговорить, массово представлены именно за Царицей (т.е. в Ворошиловском районе) и… практически отс
Арочная решётка между домами 3 и 5 по ул. Даугавской (посёлок завода Петрова). Роскошный элемент, который хорошо бы не потерять, а наоборот - выделить и обыграть с обеих сторон.
Строительство здания областного Арбитражного суда на берегу Волги в Ворошиловском районе. Шестиэтажная коробка здания уже практически возведена. По плану должны всё закончить в этом году. Дом довольно сильно преобразит берег Волги и создаст вокруг себя некоторую инфраструктуру.
  • Класс
В Ворошиловском районе, на ул. Ковенской-Кузнецкой-Радомской стоит группа из пяти небольших домов, относящихся к серии 1-204-112. Домики этой серии, особенно если поместить их в соответствующую среду, выглядят этакими романтичными особняками. Три больших арочных окна по центру второго этажа, высокий фронтон с круглым чердачным окошком (люкарной) – эстетически проект, несмотря на свою простоту, выглядит неплохо. Вообще, вся 204-я серия – группа хорошо оформленных проектов, каждый из которых имеет фронтон с люкарной. Однако, в этих пяти домах отсутствуют некоторые крупные элементы, изначально предусмотренные типовым проектом. Построены они были в 1954 году, а типовой проет разработан архите
Начало восстановления Сталинграда. Тракторный, район ул. Дзержинского, 1943-й год. Люди пока живут в палатках, но уже через год многие дома будут восстановлены. Фото из Российского государственного архива новейшей истории.
Показать ещё