Икона «Не рыдай Мене, Мати» иллюстрирует ирмос 9-ой песни канона Космы Маюмского, который поется на богослужении в Великую Субботу. В древности в Великую Субботу на храмовый аналой выкладывали символическое изображение Христа во гробе. Эта композиция сочетала в кратком виде сцены Снятия с Креста и Положения во гроб. С середины XVI века под влиянием западноевропейской иконографии Оплакивания Христа (Пьеты), а также текста принятого в православном богослужении Великой Пятницы канона на Плач Богородицы при Кресте Симеона Логофета сформировался вариант изображения, где Богоматерь обнимает мертвое тело Христа, вертикально расположенное в гробу на фоне Креста. Эта композиция воспроизводилась позднее старообрядцами как в иконописи, так и в меднолитой пластике.
Икона, созданная в старообрядческой московской литейной мастерской в конце XIX столетия, отличается украшенным цветами и звездами фоном и пышным растительным орнаментом на полях. Декоративный эффект усиливают яркие разноцветные эмали.
НЕ РЫДАЙ МЕНЕ, МАТИ Конец XIX века. Москва Медь, литье, эмаль; 11,5 × 10 см Собрание Музея имени Андрея Рублёва
Святитель Алексий (ок. 1340-1378) был сыном боярина Феодора Бяконта. В письменных источниках упоминаются разные имена, данные ему при крещении - Симеон и Елевферий. Восприемником его от купели был будущий великий князь Иван Даниилович Калита. Приняв постриг в юности, святой около 1344 года стал наместником митрополита Киевского Феогноста, а в 1352 году занял специально восстановленную для него епископскую кафедру во Владимире. В 1354 году в Константинополе было принято решение о назначении Алексия митрополитом Киевским и всея Руси. По его инициативе было основано нескольких московских монастырей, среди которых Спасо-Андроников, Чудов и Симонов. Будучи регентом пр
Преподобный Корнилий родился в семье ростовских бояр Федора и Варвары Крюковых, в молодости он служил при дворе супруги великого князя Василия II Темного княгини Марии Ярославны. В 1470-х годах святой принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре и, спустя годы, отправился странствовать по монастырям. В 1496 или 1497 году Корнилий пришел в Комёльский лес недалеко от Грязовца, где у слияния рек Талицы и Нурмы основал Введенскую пустынь. Однако вскоре преподобному пришлось покинуть эту обитель, и вместе с учеником преподобным Геннадием Костромским, он поселился на Сурском озере. Зимой 1528-29 годов великий князь Василий III посетил Комельский монастырь и высказ
Экспонат недели из собрания Музея имени Андрея Рублева
ОБЕДНИЦА НА КРЮКОВЫХ НОТАХ (ЛИТУРГИЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО И ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ) Конец XIX века. Гуслицы (?) Бумага, чернила, киноварь. Полуустав 76 л. 4° (24,5 × 17,5 см) Заставка-рамка, заставка, инициалы – орнамент гуслицкого стиля. Нотация крюковая знаменная с пометами и признаками. Текст истинноречный. Переплет конца XIX века. Доски в коже со слепым и золотым тиснением, 2 застежки (утрачены); обрез золоченый с тиснением; на корешке вытиснено название КП 7643
Праздник Преполовения получил свое название от того, что приходится на половину календарного срока между Пасхой и Сошествием Святого Духа. Он посвящен памяти проповеди Христа в Иерусалимском храме на третий год учительства, и на службе праздника читается соответствующий текст из Евангелия от Иоанна (Ин 7, 14–39). Однако на иконах традиционно представляли иное, более раннее событие, описанное в Евангелии от Луки (Лк 2, 46–49). Это беседа двенадцатилетнего отрока Христа с мудрецами в Иерусалимском храме. С конца XV века иконы на сюжет Преполовения стали включать в состав праздничного ряда иконостаса. Образ из собрания музея был создан для небольшого храма. На одной доске с ним ра
Картина и икона – два феномена, отношения которых на протяжении веков или одного часа научной конференции многократно видоизменяются, проходя чрез этапы единства, автономии, взаимовлияния, взаимозаменяемости и взаимоисключения. Часто они детерминируются извне – культурным контекстом, научным подходом, богословской эрудицией, личным восприятием. Одна эпоха может нивелировать значение иконы как «варварского искусства», упраздняя ее живописными изображениями, а другая, наоборот, вознести древний образ на недосягаемую для картины высоту, что произошло в нач. XX века. В попытке преодолеть современную ситуацию практического иконоборчества в виде фор
Обилием развернутых сцен на тему «Сотворение мира» отличается икона, в которой соединяются библейские сюжеты, история Адама и Евы, и праздники, входившие в состав седмичного Шестоднева. Ее создание относится к концу XVIII века – в это время на основе гравированных иллюстраций Библии, а также весьма распространённых в народе лубочных листов складывается тип икон, включающих в себя изображение шести дней творения, с особенно важными для заказчика праздниками и святыми. С редкой иконой такого типа вас познакомит на нашей онлайн-экскурсии старший научный сотрудник Музея имени Андрея Рублева А.Е. Сажина.
Последнюю неделю работает выставка «Сотворение мира» в Музее имени Андрея Рублева
Экскурсии по выставке без предварительной записи: - понедельник, вторник в 16:30; - четверг в 16:00 и 18:30; - пятница, суббота и воскресенье в 16:30. Продолжительность экскурсии: 45 минут. Приобрести билет можно как в кассе музея, так и онлайн, в том числе и по Пушкинской карте.
Лекция «Лучезарная Пасха. Сошествие во ад – Воскресение Христово»
Воскресение Христово является главным праздником для христиан. Известие о Воскресении легло в основу проповеди учеников Христа, апостолов, которые разнесли эту радостную весть по всему миру. Сложившаяся в византийском искусстве иконография праздника Воскресения Христова нашла отражение в древнерусской иконописи. В лекции будут рассмотрены иконографические особенности различных вариантов изображения Воскресения Христова, образов Сошествия во ад, иллюстрировавших спасение Адама и Евы и победу Христа над дьяволом и смертью. Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея имени Андрея Рублева Д.Н. Клык
Священномученик Ермоген (ок. 1530 - 1612), будучи священником одной из церквей в Казани, принимал участие в обретении иконы Богоматери Казанской 8 июля 1579 года. Позднее он написал повесть об этом событии. В 1587 году он принял монашество и вскоре стал архимандритом Казанского Преображенского монастыря, а два года спустя получил сан митрополита Казанского и Астраханского. Святой способствовал канонизации святителей Гурия и Варсонофия Казанских и строительству каменного храма на месте обретения чудотворного образа Богородицы. 3 июля 1606 года он был возведен на патриарший престол, и его служение пришлось на годы Смутного времени. После низложения царя Василия Шуйского
Киево-Братская икона Богоматери, согласно преданию, первоначально была храмовым образом церкви Бориса и Глеба в Вышгороде. При нападении на город татар в 1662 году она чудесно приплыла по Днепру в Киев, где прибилась к берегу у Братского Богоявленского монастыря. Там она находилась вплоть до его разрушения в 1935 году. В настоящее время хранится в Национальном художественном музее Украины в Киеве. Образ восходит к широко распространенной в конце XV–XVI веках итало-критскому иконографическому типу где Богоматерь держит в своей правой руке левую ручку Младенца. Этот тип встречается в ряде западнорусских икон XVII столетия, связанных, в основном, с православными
Уже завтра выставка «Мистическое обручение» начнет свою работу!
На ней представлены несколько редких икон из собрания Музея имени Андрея Рублева и частных коллекций, а также иконописный образец из Государственный исторический музей.
Экспонат недели из собрания Музея имени Андрея Рублева
ПЛАЩАНИЦА «УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ» Последняя четверть XIX века. Иерусалим Дерево, грунт, масло, бисер, цветные стекла, низание, шитье 7,5 × 26,9 см КП 7231/1,2 Дар В.А. Бондаренко На обороте штамп: «Благословение // от святаго града // Иерусалима».
– один из самых почитаемых во всем христианском мире святых. В 1087 году его мощи были вывезены из Мир Ликийских, подвергавшихся набегам мусульман, итальянскими торговцами из Бари к себе на родину. Там они были торжественно перенесены в собор святого Стефана, при этом процессию сопровождали многочисленные исцеления. Вскоре для мощей святителя был построен отдельных храм, а день перенесения мощей с кораблей в город стали отмечать как местный праздник. Он не признается греческой церковью, так как само событие считается в ней кражей святыни. На Руси, напротив, еще в конце XI века было составлено «Слово похвальное на перенесение мощей Николая Мирликийского» и установ
Комментарии 11
Слава, тебе Боже, за всё!
Матушка,Заступница усердная! Моли, Бога, о нас грешных!