Фильтр
Все темы
Музей имени Андрея Рублева
добавлена вчера в 08:45

Святитель Алексий Московский

Святитель Алексий (ок. 1340-1378) был сыном боярина Феодора Бяконта. В письменных источниках упоминаются разные имена, данные ему при крещении - Симеон и Елевферий. Восприемником его от купели был будущий великий князь Иван Даниилович Калита. Приняв постриг в юности, святой около 1344 года стал наместником митрополита Киевского Феогноста, а в 1352 году занял специально восстановленную для него епископскую кафедру во Владимире. В 1354 году в Константинополе было принято решение о назначении Алексия митрополитом Киевским и всея Руси. По его инициативе было основано нескольких московских монастырей, среди которых Спасо-Андроников, Чудов и Симонов. Будучи регентом пр
Музей имени Андрея Рублева
добавлена 1 июня в 12:28

Преподобный Корнилий Комельский

Преподобный Корнилий родился в семье ростовских бояр Федора и Варвары Крюковых, в молодости он служил при дворе супруги великого князя Василия II Темного княгини Марии Ярославны. В 1470-х годах святой принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре и, спустя годы, отправился странствовать по монастырям. В 1496 или 1497 году Корнилий пришел в Комёльский лес недалеко от Грязовца, где у слияния рек Талицы и Нурмы основал Введенскую пустынь. Однако вскоре преподобному пришлось покинуть эту обитель, и вместе с учеником преподобным Геннадием Костромским, он поселился на Сурском озере. Зимой 1528-29 годов великий князь Василий III посетил Комельский монастырь и высказ
Музей имени Андрея Рублева
добавлена 1 июня в 08:40
Музей имени Андрея Рублева
добавлена 31 мая в 17:29
Музей имени Андрея Рублева
добавлена 31 мая в 07:45
Музей имени Андрея Рублева
добавлена 30 мая в 07:50
Музей имени Андрея Рублева
добавлена 29 мая в 07:50

Экспонат недели из собрания Музея имени Андрея Рублева

ОБЕДНИЦА НА КРЮКОВЫХ НОТАХ (ЛИТУРГИЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО И ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ)
Конец XIX века. Гуслицы (?)
Бумага, чернила, киноварь. Полуустав 76 л. 4° (24,5 × 17,5 см)
Заставка-рамка, заставка, инициалы – орнамент гуслицкого стиля. Нотация крюковая знаменная с пометами и признаками.
Текст истинноречный. Переплет конца XIX века. Доски в коже со слепым и золотым тиснением, 2 застежки (утрачены); обрез золоченый с тиснением; на корешке вытиснено название
КП 7643
  • Класс!109
Музей имени Андрея Рублева
добавлена 29 мая в 07:30

Преполовение

Праздник Преполовения получил свое название от того, что приходится на половину календарного срока между Пасхой и Сошествием Святого Духа. Он посвящен памяти проповеди Христа в Иерусалимском храме на третий год учительства, и на службе праздника читается соответствующий текст из Евангелия от Иоанна (Ин 7, 14–39). Однако на иконах традиционно представляли иное, более раннее событие, описанное в Евангелии от Луки (Лк 2, 46–49). Это беседа двенадцатилетнего отрока Христа с мудрецами в Иерусалимском храме.
С конца XV века иконы на сюжет Преполовения стали включать в состав праздничного ряда иконостаса. Образ из собрания музея был создан для небольшого храма. На одной доске с ним ра
Музей имени Андрея Рублева
добавлена 28 мая в 07:55

Семинар «Икона и картина: проблемы восприятия»

Картина и икона – два феномена, отношения которых на протяжении веков или одного часа научной конференции многократно видоизменяются, проходя чрез этапы единства, автономии, взаимовлияния, взаимозаменяемости и взаимоисключения. Часто они детерминируются извне – культурным контекстом, научным подходом, богословской эрудицией, личным восприятием.
Одна эпоха может нивелировать значение иконы как «варварского искусства», упраздняя ее живописными изображениями, а другая, наоборот, вознести древний образ на недосягаемую для картины высоту, что произошло в нач. XX века.
В попытке преодолеть современную ситуацию практического иконоборчества в виде фор
Музей имени Андрея Рублева
добавлена 27 мая в 19:35

Сотворение мира

Обилием развернутых сцен на тему «Сотворение мира» отличается икона, в которой соединяются библейские сюжеты, история Адама и Евы, и праздники, входившие в состав седмичного Шестоднева. Ее создание относится к концу XVIII века – в это время на основе гравированных иллюстраций Библии, а также весьма распространённых в народе лубочных листов складывается тип икон, включающих в себя изображение шести дней творения, с особенно важными для заказчика праздниками и святыми. С редкой иконой такого типа вас познакомит на нашей онлайн-экскурсии старший научный сотрудник Музея имени Андрея Рублева А.Е. Сажина.
Музей имени Андрея Рублева
добавлена 27 мая в 07:55

Последнюю неделю работает выставка «Сотворение мира» в Музее имени Андрея Рублева

Экскурсии по выставке без предварительной записи:
- понедельник, вторник в 16:30;
- четверг в 16:00 и 18:30;
- пятница, суббота и воскресенье в 16:30.
Продолжительность экскурсии: 45 минут.
Приобрести билет можно как в кассе музея, так и онлайн, в том числе и по Пушкинской карте.
Музей имени Андрея Рублева
добавлена 26 мая в 08:00

Лекция «Лучезарная Пасха. Сошествие во ад – Воскресение Христово»

Воскресение Христово является главным праздником для христиан. Известие о Воскресении легло в основу проповеди учеников Христа, апостолов, которые разнесли эту радостную весть по всему миру. Сложившаяся в византийском искусстве иконография праздника Воскресения Христова нашла отражение в древнерусской иконописи. В лекции будут рассмотрены иконографические особенности различных вариантов изображения Воскресения Христова, образов Сошествия во ад, иллюстрировавших спасение Адама и Евы и победу Христа над дьяволом и смертью.
Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея имени Андрея Рублева Д.Н. Клык
Музей имени Андрея Рублева
добавлена 25 мая в 08:30

Священномученик Ермоген

Священномученик Ермоген (ок. 1530 - 1612), будучи священником одной из церквей в Казани, принимал участие в обретении иконы Богоматери Казанской 8 июля 1579 года. Позднее он написал повесть об этом событии. В 1587 году он принял монашество и вскоре стал архимандритом Казанского Преображенского монастыря, а два года спустя получил сан митрополита Казанского и Астраханского. Святой способствовал канонизации святителей Гурия и Варсонофия Казанских и строительству каменного храма на месте обретения чудотворного образа Богородицы. 3 июля 1606 года он был возведен на патриарший престол, и его служение пришлось на годы Смутного времени. После низложения царя Василия Шуйского
Музей имени Андрея Рублева
добавлена 24 мая в 08:40
Музей имени Андрея Рублева
добавлена 23 мая в 20:00
Музей имени Андрея Рублева
добавлена 23 мая в 12:30
Музей имени Андрея Рублева
добавлена 23 мая в 07:25

Киево-Братская икона Богоматери

Киево-Братская икона Богоматери, согласно преданию, первоначально была храмовым образом церкви Бориса и Глеба в Вышгороде. При нападении на город татар в 1662 году она чудесно приплыла по Днепру в Киев, где прибилась к берегу у Братского Богоявленского монастыря. Там она находилась вплоть до его разрушения в 1935 году. В настоящее время хранится в Национальном художественном музее Украины в Киеве. Образ восходит к широко распространенной в конце XV–XVI веках итало-критскому иконографическому типу где Богоматерь держит в своей правой руке левую ручку Младенца. Этот тип встречается в ряде западнорусских икон XVII столетия, связанных, в основном, с православными
Музей имени Андрея Рублева
добавлена 22 мая в 20:26

Уже завтра выставка «Мистическое обручение» начнет свою работу!

На ней представлены несколько редких икон из собрания Музея имени Андрея Рублева и частных коллекций, а также иконописный образец из Государственный исторический музей
.
Музей имени Андрея Рублева
добавлена 22 мая в 19:50

Экспонат недели из собрания Музея имени Андрея Рублева

ПЛАЩАНИЦА «УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ»
Последняя четверть XIX века. Иерусалим
Дерево, грунт, масло, бисер, цветные стекла, низание, шитье 7,5 × 26,9 см
КП 7231/1,2
Дар В.А. Бондаренко
На обороте штамп: «Благословение // от святаго града // Иерусалима».
Музей имени Андрея Рублева
добавлена 22 мая в 07:49

Святитель Николай Чудотворец

– один из самых почитаемых во всем христианском мире святых. В 1087 году его мощи были вывезены из Мир Ликийских, подвергавшихся набегам мусульман, итальянскими торговцами из Бари к себе на родину. Там они были торжественно перенесены в собор святого Стефана, при этом процессию сопровождали многочисленные исцеления. Вскоре для мощей святителя был построен отдельных храм, а день перенесения мощей с кораблей в город стали отмечать как местный праздник. Он не признается греческой церковью, так как само событие считается в ней кражей святыни. На Руси, напротив, еще в конце XI века было составлено «Слово похвальное на перенесение мощей Николая Мирликийского» и установ
Показать ещё