Некоторые обычаи, связанные с заключением брака, существовавшие в прошлом
Уже с самого начала Тора очень своеобразно говорит нам о законах брака и развода. Когда возьмет мужчина женщину и войдет к ней, и, если она не понравится ему (потому что он обнаружит в ней нечто постыдное), он напишет ей разрезающую книгу, даст ей в руку, и отправит из своего дома.
Говорится: “Когда возьмет человек женщину, а после этого - войдет к ней, т. е вступит с ней в супружеские отношения”. Поэтому “возьмет” обозначает нечто другое. Т.е. до того, как человек может вступать с женщиной в супружеские отношения, он обязан сначала ее взять. Что значит “взять”? В наш энергичный век “взять” - это если не обязательно в жесткие руки, то, по крайней мере, применить какую-то власть и силу. В Торе обычно, когда про человека говорят “взять”, то имеется в виду словами убедить его в чем-то. “Взял Бог человека и поместил его в Ган- Эден”. Мидраш нам объясняет, что Он его убедил, что там ему будет хорошо. (Чем это кончилось, мы примерно знаем.)
Мы должны прежде всего выяснить, в чем заключается галахический смысл этого выражения Торы “возьмет”. Начнем с того, как Рамбам объясняет нам, что происходит (стр.17). До Дарования Торы мужчина встречал женщину на рынке, на улице, на площади. Если хотел он и хотела она, он вводил ее в свой дом и вступал с ней в супружеские отношения наедине, и она становилась ему женой. С Дарованием Торы Израиль получил такую заповедь. Если захочет человек взять женщину в жены, то он сначала должен приобрести ее при свидетелях, а после этого она будет ему женой. Как сказано, (ссылка на наш стих): “Если возьмет мужчина женщину и войдет к ней”. Сначала возьмет, а потом войдет к ней.
Насчет выкупа, конечно, сказано по делу. Раньше было принято давать выкуп отцу невесты, когда ее брали. Это имеет социологическое объяснение. Поскольку хозяйство требовало большой мужской силы, то, как правило, сыновья оставались в отцовском доме и приводили жен к себе, а дочери уходили в дом мужа. И поэтому, поскольку, отдавая дочь в невесты, семья лишалась какой-то силы, то она должна была получать какую-то компенсацию. Но это не имеет никакого отношения к тому, о чем мы сейчас говорим. Мы говорим о процедуре, не имеющей никакого отношения к выкупу. Мы говорим, что по закону Торы это слово “ках” объясняется мудрецами так, что человек должен приобрести ее. Конечно, речь идет не о приобретении как вещи, а о приобретении каких-то прав и, в основном, обязанностей. Т.е. мужчина, как мы видим, должен посвятить себе женщину при свидетелях, и только после этого он может на ней жениться. Это закон Торы. http://machanaim.org/yearroun/dach_brak/lek6.htm#2
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев