Спокойствие и степенность Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Призывающий к истине лишь тогда сможет достичь успеха, когда будет проявлять осмотрительность, спокойствие и рассудительность во всех своих делах и поступках. Подтверждением этому являются достоверные хадисы, сообщающие об обладании этими качествами Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Приведем некоторые примеры.
История об Усаме ибн Зайде.
Сообщается, что Усама ибн Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В свое время посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил нас против рода аль-хурака племени джухайна, и мы напали на них [То есть: напали на людей из этого рода] утром. Мы с одним из ансаров стали преследовать одного из них, а когда мы приблизились к нему вплотную, он сказал: “Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха!” /Ля иляха илля-Ллаху!/ [Иначе говоря, этот человек объявил о том, что принимает ислам]. Услышав это, тот ансар перестал преследовать его, а я нанес ему удар своим копьем и убил его. Когда мы вернулись обратно в Медину, об этом стало известно Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и он спросил: “О Усама, неужели же ты убил его после того, как он сказал “Ля иляха илля - Ллаху”?!”. [То есть: после того, как он принял ислам и его жизнь стала непри-косновенной]. Я сказал: “О посланник Аллаха, но ведь он сказал это, только желая спастись!” — однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова сказал: “Неужели же ты убил его после того, как он сказал “Ля иляха илля-Ллаху”?!”, — и он не переставал говорить мне это до тех пор, пока я не пожалел о том, что принял ислам раньше, чем дожил до этого дня!*».
«Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (7/517; 12/191 — № 4269), Муслим (1/97 — № 159 — (96)).
*[Усама, да будет доволен им Аллах, имел в виду тяжесть совершенного им греха и то обстоятельство, что, если бы он принял ислам только в этот день, все прошлые грехи были бы ему прощены].
В другой версии этого хадиса, сообщается, что Усама, да будет доволен им Аллах, сказал: «Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: “Неужели же он сказал: “Ля иляха илля-Ллаху”, — а ты убил его (после этого)?!” Я сказал: “О посланник Аллаха, но ведь он произнес эти слова только из страха перед нашим оружием!” На это он сказал: “Разве ты рассек его сердце и узнал, по какой причине он произнес сказанное им?!”* — и повторял эти слова до тех пор, пока у меня не возникло желание, чтобы я принял ислам только в этот день. Муслим (1/96 — № 97).
*[Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел сказать, что вера скрыта в сердце человека, а это значит, что один лишь Аллах может судить о том, верит человек или нет].
В третьей версии хадиса сообщается: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил Усаму: “Что же ты будешь делать со словами “Ля иляха илля-Ллаху”, когда настанет День суда?!”* Усама сказал: “О посланник Аллаха, попроси Аллаха простить меня!” — однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова спросил: “Но что же ты будешь делать со словами “Ля иляха илля-Ллаху”, когда настанет День суда?!” — и он еще долго продолжал повторять эти слова, не говоря ничего иного». Муслим (1/97 — № 97).
*[То есть: как ты оправдаешься перед Аллахом за то, что убил человека, который произнес эти слова?]
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был осмотрителен и рассудителен, как никто иной. Он никогда не вступал в сражение с каким-либо племенем, пока не убеждался, что они являются неверными.
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправлялся с нами в военный поход против людей из какого-нибудь племени, он не нападал на них до утра, а ждал, и, если слышал азан, не трогал этих людей, а если не слышал его, то атаковал их». «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (2/82 — № 610), Муслим (1/288 — № 382).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев