Вознаграждение за труд, соответствующее ожиданиямТема на первый взгляд простая, а на второй – имеет много нюансов, так как наши ожидания сильно зависят от того, насколько адекватно мы воспринимаем свои навыки и знаем рынок по нашей профессии.
Мало понимать, какое вознаграждение нас устроит в денежном эквиваленте.
Важно его привязать к конкретному результату и трудозатратам. Иногда стоит понять приемлемые для себя альтернативные формы вознаграждения: например, при невысоком окладе компания может закрывать потребности в жилье и транспорте.
Немаловажной, а порой и центральной является и нравственная сторона вопроса. В случае, когда приходится идти против своих ценностей, может случиться так, что никакие материальные ценности не будут закрывать это противоречие, что будет приводить к выгоранию.
Также
к нематериальному вознаграждению относится профессиональные интересы. То есть, если мы трудимся в интересной для нас сфере, это может компенсировать некоторое несоответствие ожидаемые доходов с реальными. Но не стоит думать, что нравственная сторона может полностью скомпенсировать слабую материальную сторону. Это опасная иллюзия, которая может привести не только к выгоранию, но и разочарованию в профессии.
Так же стоит понимать периодичность и постоянство дохода. Условия периодичности и постоянства. Например, если мы работаем на себя, может случаться так, особенно на старте, что доход будет минимальный и даже около нулевой. Тут стоит заранее позаботиться о том, как переживать подобные периоды и какие оценки проводить для корректировки дальнейших действий.
Хорошей практикой может служить выстраивание ожиданий по пессимистичному сценарию, а всё, что сверху, воспринимать как премию. То есть следовать народной мудрости и не делить шкуру неубитого медведя. Вроде простая истина, но которую часто игнорируют, воспринимая премиальную часть заработной платы как само разумеющееся. Если мы говорим про собственное дело, то тут шкурой медведя будет пример успешного и старого игрока на рынке. Например, многие начинающие психологи сильно удивляются, что на старте у них нет такого же количества клиентов, как у их коллег, которые на рынке уже лет десять.
КоллективОчень важный элемент в выстраивании эффективного и здорового процесса. Тут важно понимать, что
если вы работаете в коллективе, то всегда будет иметь место так называемая групповая динамика: перманентное изменение структуры участников и их взаимодействия. Простым языком: отношения между членами команды будет постоянно меняться. Где-то будет накапливаться недопонимание, где-то - раздражение. И тут очень важно уметь всё это преодолевать, быть готовыми попрощаться с некоторыми членами команды, если они так и не смогут стать частью этой команды. Или, что ещё хуже, будут на ней паразитировать.
Не менее
важно выстраивать нормальные границы с коллегами и уметь говорить им «Нет» при необходимости и четко понимать свою роль в коллективе. Особенно это важно на руководящих позициях. Это поможет эмоционально не распыляться и не вступать в психологические игры. Вообще полезно знать свой коллектив, дабы не выстраивать неоправданных ожиданий и потом не разочаровываться.
Отдельно хотелось отметить, что если мы сами набираем команду, то лучше делать это по принципу
«команда под идею, а не идея под команду». Это позволит, во-первых, избежать ненужных компромиссов и споров не по делу. А во-вторых, подобрать компетентных специалистов.
ОтдыхКак бы странно ни звучало, но
правильно организованный отдых – половина успеха. Причём как отдых после работы, так и во время неё.
Отдых в процессе работы включает в себя небольшие и регулярные, примерно раз в час, передышки. Примерно минут по десять.
Прежде всего это нужно для того, чтобы дать «отдохнуть» нашему вниманию и концентрации. Кому-то может показать, что так теряется много времени, но по факту за счёт таких передышек повышается производительность.
Также это бывает полезно, чтобы освежить взгляд на текущую задачу.
Важно тут то, что в эти десять минут мы не занимаемся работой, а наш фокус перенаправлен на что-то расслабляющее: чашка кофе, небольшая разминка, короткая прогулка вокруг офиса.
Конечно же, обед. Неспешный и с отдыхом. Часто сталкиваюсь с тем, что обеденное время сокращают до получаса или вообще совмещают его с рабочим процессом. К чему это приведёт? Ну как минимум, к накоплению усталости. В долгосрочной перспективе – к снижению производительности, ошибкам и выгоранию.
Отдых после работы – это не просто лежание на диване или занятие любимым делом. Это полное переключение с работы на остальную жизнь.
Пока мы остаемся на работе, даже ментально, мы не отдыхаем. Поэтому без острой необходимости все-таки лучше работу оставлять на работе.
Также не стоит пренебрегать выходными. Желательно организовывать себе два выходных подряд. Это связанно с тем, что за один мы редко успеваем отдохнуть из-за необходимости решать бытовые вопросы. К тому же
для полноценного отдыха тоже нужна энергия, которую мы копим в первый выходной. Что же касается отпуска, то его продолжительность должна быть не менее двух недель, а лучше полноценный месяц. Это то минимальное время, когда мы восстанавливаемся от стресса. И, конечно, если нет на то острой необходимости, от рабочих процессов лучше дистанцироваться.
Как видно,
профилактика эмоционального выгорания есть не что иное, как качественная организация рабочего процесса с охватом всевозможных аспектов: от простого осмысления того, что мы делаем, до организации отдыха. Может показаться, что всё это требует большого количества сил и времени. На самом деле сложно может быть только в начале, так как некоторые моменты требуют выхода из зоны комфорта и выработку некоторых навыков. В последствие же для подобной профилактики нужно будет только вносить необходимые правки с учётом изменения обстановки и контекста.
В завершение хочется добавить, что всё вышеописанное – это не просто теория, но и мой собственный подход к организации рабочего процесса. Потому надеюсь, что для кого этот опыт окажется полезным, и он сможет его применить с учётом собственных целей и особенностей.
#психология #выгорание #профилактикавыгорания #организациярабочегоместа
Нет комментариев