Lady Captain
«Ранний телефонный звонок. Со мной здороваются, осведомляются о самочувствии. Оказывается, это начальник Ленрыбы. Меня поздравляют. С чем? Назначена капитаном, — вспоминала позже Анна летнее утро 1935 года. — Ты становишься не просто капитаном, а должна принимать судно за границей, да еще и в Германии 1935 года. Было о чем подумать». К тому времени Щетинина уже четыре года была старшим помощником капитана. После такой практики она была готова занять самую ответственную должность, но все-таки назначать женщин капитанами тогда было не принято.
По прибытии в Гамбург команда во главе с Щетининой отправилась на инспекцию парохода, который она должна была отвести в Советский Союз. «Капитан был предупрежден о моем прибытии и ошеломлен тем, что сменять его приедет женщина. Я окинула себя взглядом и подумала, что для капитана я недостаточно солидна: голубая шляпка, серое пальто, светлые туфли», — после этого, уже на борту, Анна Щетинина сменила свою привычную одежду на капитанский китель.
Испытание нового капитана на прочность началось сразу после выхода в Северное море. Над водой повис густой туман — из кают приходилось выходить на ощупь. Без современного оборудования идти было сложно: нужно было постоянно следить за уровнем глубины, сигналами других судов и просто за тем, не виднеется ли в тумане очертание другого корабля, с которым нужно будет разойтись. «Судно наше шло, как слепой, ощупывая дорогу. Шторм бы, пожалуй был более желателен, чем глухой туман», — вспоминала Щетинина, проводившая все время на капитанском мостике и изредка дремавшая прямо там. Несмотря на то, что никто раньше не ходил в рейсы под женским командованием, все распоряжения капитана Щетининой выполнялись беспрекословно.
Правда, без сложностей не обошлось. Иногда Щетинина прибегала к суровым наказаниям: «Были у нас и серьезные проступки, за которые следовали не менее серьезные наказания, вплоть до высаживания провинившегося где-нибудь на побережье Камчатки или Сахалина. После долгих странствий такие товарищи снова просились на судно, и уже безо всякого опасения мы снова принимали их обратно», — писала она в своей книге.
Первой остановкой в пути была Одесса. «Сначала все шло как обычно, но потом начали появляться корреспонденты газет, прослышавшие о том, что пришел дальневосточный пароход и на нем капитан — женщина. Меня расспрашивали, фотографировали. Появились снимки судна и мои портреты в газетах и в витринах города. Из газет я узнала, что я первая в мире женщина-капитан, что я отважная дочь своего народа. Надо сказать, что все это было для меня неожиданным и непривычным. За 10 лет моей работы на море никто никакой шумихи не поднимал. Работала я у себя на Дальнем Востоке, и никому не было дела до того, что я женщина. А тут вдруг сразу открыли такое необычайное явление», — говорила Щетинина о резко обрушившейся на нее славе.
Комментарии 3