Изначально, казачий пост или караул, затем - поселение (деревня Уровская или Уровка) находилось на левой невысокой речной террасе пограничной реки Аргунь, между местами впадения в Аргунь правой и левой проток реки Уров. Река Уров - левый приток Аргуни. Длина реки Уров - 290 километров.
Затем, вероятно, из-за последствий периодических наводнений, поселение полностью переместилось на обширную, более высокую, левую речную террасу, которая находится чуть ниже по течению реки Аргунь от вышеупомянутой террасы.
С годами, место, где обосновались первые поселенцы, оказалось заброшенным. Ныне, берег первоначального поселения сильно подмыт Аргунью, из-за чего предметы старинного быта можно найти прямо на берегу реки, не осуществляя раскопок.
До августа 1689 года в Нерчинском воеводстве находилось всего около 800 русских, в том числе около 200 служивых людей.
Основание казачьих караулов и деревень на реке Аргунь было вызвано необходимостью заселения этих мест для укрепления обороноспособности государства на границе по Аргуни, а также, в связи с развитием в округе горного дела (ощущалась нехватка рабочих рук), необходимостью обеспечения рудников и заводов разными товарами и услугами, а горнозаводского населения - продовольствием.
Основание новых поселений стало возможным только после прибытия в Восточное Забайкалье дополнительно тысяч российских подданных:
- В 1689 году, 9 августа, в Нерчинск прибыло Великое посольство, которое возглавил стольник Федор Головин. В составе русского посольства была дворянская свита, охранный полк из 506 московских стрельцов и около 1400 казаков из сибирских городов и острогов. В Тобольске были дополнительно набраны крестьяне и ссыльные. После отбытия Федора Головина обратно в Москву, около половины прибывших с ним людей осталось в Нерчинском воеводстве.
- В 1685 - 1687 годах, после осад маньчжурами Албазинского острога, и осенью 1689 года, после заключения с Цинским Китаем Нерчинского договора, жители Албазинского воеводства и защитники Албазинского острога (всего до 800 человек) были вынуждены переселиться из Приамурья в Забайкалье.
- В 1697 году для увеличения населения и развития хлебопашества в Нерчинское воеводство было посланы 624 души беглых Верхотурских крестьян-земледельцев (ныне - это центральные районы Свердловской области).
- В 1722 году в Нерчинско-Заводской уезд было дополнительно послано 300 крестьянских семей.
Усть-Уров - одно из самых старых и крупных поселений россиян на пограничной реке Аргунь. Поселение, как казачий пост или караул, основано, примерно, в 1700 году и первоначально административно подчинялось Аргунскому острогу. Затем (в частности, в 1735 году), часть жителей деревни Усть-Уровская продолжала относиться к Аргунскому острогу, а другая часть жителей относилась к Аргунским (Нерчинским) серебряным заводам.
Со временем, примерно в 1 километре на юго-запад от Усть-Урова, на левом берегу левой протоки реки Уров, в урочище Закамень, возник выселок Закамень, который, в дальнейшем, разросся до размеров целого поселка и стал называться - Закаменный. В наше время в урочище Закамень находится пограничная застава.
В 1721 году в деревне Уровской, как следует из документов ревизии (1721 года) основной переписи населения 1719 года, проживали (вероятно, кроме семей других крестьян, отставных служилых и бобылей) три семьи земледельцев-переведенцев: многочисленная семья 90-летнего Василия Верхотурова (15 человек мужского пола), Василия Савиных с четырьмя сыновьями от 10 до 16-ти лет и Емельян Каменщиков с годовалым сыном. Источник: РГАДА Фонд 214 Опись 1 Дело 1626 (1721 г.).
Исходя из этой информации можно прийти к выводу, что утверждение части историков и краеведов о том, что деревня Уровская (в дальнейшем - деревня Усть-Уровская) была основана лишь в 1721 году не состоятельно. Ведь огромная семья 90-летнего Василия Верхотурова и его сыновей: 50-летнего Никиты, 40-летнего Федора и 25-летнего Ивана с множеством несовершеннолетних детей (всего семья с женщинами и девочками состояла из, примерно, 30-ти человек) не могла быть поселена на берегу реки в чистом поле, без соседей-старожилов. Так бы они умерли с голоду, на одной рыбе долго не проживёшь! По-этому, я считаю, что до прибытия семейств Верхотурова, Савиных и Каменщикова на устье реки Уров, там уже было какое-то поселение русских - казачий пост или караул, заимка или деревенька.
В Сведениях о крестьянах-старожилах сел Забайкалья, о месте прежнего жительства переведенных в Забайкалье крестьян и датах перевода, (Нерчинское горное правление, 1747 год, в наличии имеется только часть на 77 листах, ГАЗК, ф. 31, оп. 1, д. 8.), указано, что в деревне Усть-Уровской по состоянию на 1726 год, помимо ранее поселённых семей Верхотурова, Савиных и Каменщикова, проживали Лебедев и Носков, а также прежде переведенные из Нерчинска крестьяне Болванов и Остафьев.
Также, в 1726 году в деревню Усть-Уровскую были дополнительно переведены из Томска и его окрестностей следующие крестьяне: Бояркин, Серебренников, Роспопов, Молоков, Молакосв, Терпугов, Портнягин, Федореев, Котков, Урюпин, Лампердин и Симаков. Из Илимска и его окрестностей в 1726 году в деревню Усть-Уровскую были переведены крестьяне: Кангародов, Инешин, Плотников и Поляков.
Кроме того, Нерчинским горным начальством был приписан в крестьяне деревни Усть-Уровской прописной города Томска Челютцкого острогу крестьянской сын Палцов и из ссыльных - поселенные в 1741 году Ларионов, Верхотуров и Михайлов.
Всего, вместе с семьями ранее переведённых крестьян и ссыльных (включая детей), в деревне Усть-Уровской по состоянию на 1747 год насчитали 185 человек, из них, 117 детей были рождены уже в деревне Усть-Уровской.
Через некоторое время в деревне Усть-Уровская была построена первая деревянная Спасская церковь Нерчинско-Заводского Духовного правления. Деревня получила статус села.
В декабре 1759 года Аргунский острог, находившийся в ведомстве Нерчинском воеводской канцелярии, со всеми его деревнями и жителями (в том числе, с селом Усть-Уровское) приписали к Нерчинским заводам.
В соответствии с данными 7-ой ревизии (переписи) приписного крестьянства Нерчинского горного округа (1815-1816 годы) по селу Усть-Уровское Аргунской волости числился 297 приписной крестьянин мужского пола.
Указанной 7-ой ревизией (переписью) приписного крестьянства Нерчинского горного округа по состоянию на 1815-1816 годы по деревням, отнесенным к православному приходу Спасской церкви села Усть-Уровское, было учтено следующее количество приписных крестьян мужского пола: Башурова (126), Нижне-Верейнская (96), Жоктянская (103), Талаканская (83), Алашерская (24), Марьина (51), Асимунская (12), Таловская (29), Кудеинская (33), Симирякова (29),, Кударинская (53) и Моронская (21 приписных крестьян мужского пола).
В 1825 году к православному приходу Спасской церкви относились следующие поселения: село Усть-Уровское, деревня Башуровская, д. Нижняя Верия, д. Жоктанга, д. Талаканская, д. Алаширская, село Марьино, д. Асимунская, д. Таловка, д. Кудиинская и д. Симирякова (название поселений приведены так как они были переведены на современный язык исследователями церковных книг).
Как следует из Исповедной ведомости Спасской церкви села Усть-Уровского за 1825 год, в селе имелось 106 крестьянских дворов (дворов поселян). Наиболее распространенными крестьянскими фамилиями в Усть-Урове были: Кайгородовы (они проживали в 12 дворах), Верхотуровы (проживали в 7 дворах), Молоковы (проживали в 7 дворах), Распоповы (проживали в 6 дворах), Астафьевы (в 5 дворах), Бояркины (в 5 дворах), Каменьщиковы (в 5 дворах), Мироновы (в 4 дворах), Федореевы (в 4 дворах), Золотовские (в 3 дворах), Носковы (в 3 дворах) и т.д..
Также, в 1825 году в селе Усть-Уровское в 3-х дворах проживали мещане Сибиряковы, в 1-м дворе жило большое семейство священослужителей Телятьевых, в 11-ти дворах проживали есашные (ясашные) - Мироновы, Ларионовы, Сибиряковы, Телятьевы, Федореевы и другие, в 2-х дворах - отставные служилые (Мосягин и Росказов) и в 2-х дворах - отставные ссыльные (Алексеев, Коробов, Крутов и Ларионов).
Вообще, Усть-Уров отличался большим разнообразием фамилий, что характерно для поселений - административных центров.
По состоянию на 1825 год в деревне Башуровская (на реке Аргунь) было 34 двора, из них в 18 дворах проживали Башуровы, в 3 дворах - Ворсины, в 3 дворах - Шемякины, в 2 дворах - Шаршины и по 1 двору было у Екимовых, Кириловых, Михайловых, Николаевых, Пичуговых, Подкорытовых, Таскаевых и у Федоровых.
В 1825 году в деревне Нижняя Верия (на реке Аргунь) имелся 31 двор, из них в 11 дворах жили Подкорытовы, в 8 дворах - Толстокулаковы, в 4 дворах - Таскаевы и по 1 двору было у Большаковых, Васильевых, Димитревых, Пасморовых, Пичуговых, Самохваловых, Сомароковых и у Сургуцких.
В деревне Жоктанга (на реке Аргунь) в 1825 году было 34 двора, из них в 8 дворах жили Харины, в 6 дворах - Зверевы, в 4 дворах - Вяткины, в 3 дворах - Новиковы, в 3 дворах - Пальцовы, в 3 дворах - Сухаревы, в 2 дворах - Черевковы, в 2 дворах - Шаньгины и по 1 двору было у Козовых, Кочневых и у Сорокиных.
В 1825 году в деревне Талаканская (на реке Уров) было 27 дворов, из них в 13 дворах жили Козыревы, в 2 дворах - Ахметьевы, в 2 дворах - Таскаевы и по 1 двору было у Андреевых, Бояркиных, Гагариных, Марквашвецовых, Миновшиковых, Поповых, Федоровых, Фроловых, Хариных и Шароглазовых.
В 1825 году в деревне Алаширская (на реке Уров) было 8 дворов, из них в 7 дворах жили Михалевы и в 1 дворе - Екимовы.
В 1825 году в селе Марьино (на реке Аргунь) было 13 дворов, из них в 5 дворах жили Астафьевы, в 2 дворах - Кайгородовы, в 2 дворах - Корытниковы, в 2 дворах - Ларионовы, в 1 дворе - Каменщиковы и 1 дворе - Шемякины.
В 1825 году в деревне Асимунская (на реке Уров) было 3 двора, из них в 2 дворах жили Молоковы и в 1 дворе - Ворсины.
В 1825 году в деревне Таловка (на реке Уров) было 7 дворов, из них в 3 дворах жили Урюпины, в 2 дворах - Молоковы, в 1 дворе - Верхотуровы и в 1 дворе - Стафеевы.
В 1825 году в деревне Кудиинская (на реке Уров) было 9 дворов, из них в 8 дворах жили Федореевы и в 1 дворе - Плотниковы.
В 1825 году в деревне Симирякова (на реке Уров) было 9 дворов, из них в 7 дворах жили Федореевы, в 1 дворе - Ларионовы и в 1 дворе - Лебедевы.
Немного отвлекусь от основного повествования. Напомню об Уровской болезни. Первые сведения о заболевании жителей с берегов реки Уров в Забайкалье сообщил нерчинский землемер И. М. Юренский в 1849 в «Трудах Вольно-экономического общества». Появление заболевания среди животных и людей Юренский связывал с заболоченностью местности и ржавчиной, покрывающей питьевую воду. В отчете о состоянии Забайкальского казачьего войска за 1852 указывалось, что в 4-м батальоне 1-й бригады по реке Уров наблюдается зоб. Этой болезнью страдало 160 чел. Главное управление Восточной Сибири в начале 1856 года предписало начать выселение казаков с долины Урова и исследовать причины этой болезни. В 1857 лекарь 1-й пешей казачьей бригады Н.И. Кашин, длительное время прослуживший в Нерчинско-Заводском уезде, в своей работе «Зоб и кретинизм в Нерчинском округе» сообщил общественности: «Сведение конечностей (контрактура) встречается преимущественно в верховьях Урова, зоб здесь появляется нечасто, а далее вниз до самого устья господствуют и зоб и кретинизм. При этом, самом в Усть-Урове болезни подвергаются только живущие по берегу Урова, живущие же по берегу Аргуни, не знают ее».
В 1851-1952 годах 320 заводских крестьян (лиц мужского пола) села Усть-Уровское были включены в состав пешего Забайкальского казачьего войска (ЗКВ).
Позднее, Усть-Уров стал административным центром Усть-Уровской казачьей станицы ЗКВ. В состав Усть-Уровской казачьей станицы входили: например, в 1897 году - село Усть-Уровское, казачьи поселки Верхне-Башуровский, Нижне-Башуровский, Нижне-Вереинский, Марьинский, Ассимуновский, Кочеинский, Усть-Лубьинский, Таловский, Малковский и Закаменный (название поселений приведено по материалам Всероссийской переписи населения 1897 года). Поселок Жоктанский (или поселок Джоктанский) был отнесен к Аргунской казачьей станице ЗКВ.
В 1876 году в Усть-Урове было открыто казачье одноклассное училище (с 4-х годичным сроком обучения).
В 1888 году в селе Усть-Уров была построена новая деревянная Спасская церковь (вероятно, взамен прежней обветшавшей церкви). В 1895 году в Спасской церкви служил священник Константин Подгорбунский. В 1900 году должность священника была вакантна, вторым священником служил Георгий Кореневский, псаломщиками служили Илья и Степан Матвеевичи Карелины, а старостой являлся казак Афанасий Зарубин. В 1912 году в Спасской церкви служил священник Филипп Панкеев, дьяконом - Илья Матвеевич Карелин и псаломщиком - Степан Матвеевич Карелин. Это информация из Памятных книжек Забайкальской области на 1895, 1900 и 1912 годы.
К началу Первой мировой войны Усть-Уров был уже достаточно большим поселением. В нём насчитывалось около 200 дворов. По численности населения Усть-Уров превосходил даже Аргунск.
Согласно "Памятной книжке Забайкальского края за 1914 год" в поселке Усть-Уровский проживало: всего 1654 человека, в том числе: казаков - 820, казачек - 822, крестьян - 1, крестьянок - 0; бурят и других инородцев не было, других сословий - 5 мужчин и 6 женщин. Имелось станичное и поселковое правления, церковь, лечебный пункт, двухклассное училище (с 4-х годичным сроком обучения) Министерства народного просвещения России, таможенный пост и хлебозапасный магазин. Отдельные счастливчики-дети, которым позволяло материальное положение родителей, учились в Нерчинско-Заводских учебных заведениях. Через поселение проходил обывательский тракт.
Населению Усть-Урова, сильно увеличившемуся к началу 20-го века, стало не хватать сельскохозяйственных земель. В пределах поселения возделывались только огороды под картофель и другие овощи (капуста, брюква, морковь, огурцы и репчатый лук). Все более-менее пригодные участки земли, расположенные в шаговой доступности от поселения, в том числе, на пологих склонах сопок, были распаханы под пашню (выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень и гречиху). И даже за рекой Аргунь, на территории сопредельного государства, так как там было намного больше земельных участков, пригодных для сельскохозяйственного производства! Оставшиеся участки – использовались для выпаса домашней живности (лошадей и коров). Не менее половины семей выращивали свиней. В всех дворах держали домашнюю птицу.
Покосы находились, в основном, далеко, до некоторых приходилось добираться целый день. Некоторые семейные кланы (группы семей очень близких родственников) и большие зажиточные семьи (с несколькими взрослыми и подрастающими сыновьями) имели сельскохозяйственные и охотничьи заимки, расположенные в 10-20 верстах от поселения, в том числе и за рекой Аргунь, на территории сопредельного государства.
В том же, 1914 году, в других казачьих поселках Усть-Уровской станицы было учтено жителей: Башуровский - 546 человек (в т.ч. 268 казаков и 278 казачек), Нижне-Вереинский - 686 человек, Ассимунский - 250 человек, Таловский - 151 человек, Малковский - 263 человека (в т.ч. 7 крестьян и 4 крестьянки), Марьинский - 469 человек, Кочеинский - 228 человек и Лубьинский - 172 человека.
Затем последовали Первая мировая война, две революции, Гражданская война и иностранная интервенция, коллективизация крестьянских хозяйств и раскулачивание.
В 1927 году в селе Усть-Уровское имелось 222 дворов и была организована артель "Чекист-Пограничник".
В начале 1930-х годов политика насильственного вовлечения крестьян в коммуны и раскулачивания стала причиной недовольства части сельского населения Забайкалья. Ответной реакцией властей стали репрессии. В результате – из Приаргунья часть семей была выселена в места весьма отдаленные. Другие, несогласные с политикой властей (одиночки и целые семьи), были вынуждены уйти на территорию сопредельной Маньчжурии.
В 1937-1938 годах случилась очередная волна репрессий. В поселениях Приаргунья были арестованы десятки сельчан (как правило, мужчин-колхозников). Часть из них была приговорена к высшей мере наказания ... .
Потом случилась Вторая мировая война.
Затем - ликвидация неперспективных деревень и укрупнение оставшихся. Всё это завершилось переселением всех оставшихся жителей десятков поселений Приаргунья в другие поселения Нерчинско-Заводского района и в поселения соседних районов Читинской области.
Вероятно, что уже к 1961 году все вышеуказанные поселения Приаргунья, включая село Усть-Уров, прекратили своё существование.
В качестве послесловия. Из воспоминаний бывшего пограничника (нашего современника): - "Как рассказывало начальство с погранзаставы "Усть -Уров", в деревне была какая-то болезнь с различными уродствами, то ноги короткие, то руки, а тело длинное или наоборот. После войны деревню раскидали по приграничной зоне. До сих пор там остались фундаменты от домов. Во времена службы на границе были старые находки в виде молотков, серпов и подков, очень много брошенных насаждений, таких как смородина, малина, яблоньки и т.д.".
А это фрагмент Карты восточной части Забайкальской области (в том числе, ПРИАРГУНЬЯ), 1904 год.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 184