Упоминание чудотворной иконы Богоматери, которая «пришла по морю сама от Иверския земли», содержится, например, в рассказе, записанном в Москве между 1560–1562 гг. со слов афонских старцев Иоакима, Евфимия и Феофана. Почитание образа Богородицы Иверской сразу же охватило разные стороны русской культуры: церковную сферу, архитектуру, живопись, графику, литературу, быт. Чем же эта афонская святыня так сильно полонила славянскую душу? Ответить можно замечательными строками нашего современника, протоиерея Андрея Логвинова:
Ведь Она с византийских времен,
Как кровинку свою без отказа,
Русь прижала к груди, и Афон,
И седые вершины Кавказа.
Но беда с византийских владык
Поразить нас безумием хочет:
Был пронзен Богородицы лик
И с тех пор день и ночь кровоточит
Матерь Божия однажды усыновила наш народ. А потому и православные люди так чтят Ее и ищут Ее помощи и заступничества. И не из-за наших ли грехов кровоточит Ее лик доныне? В этой древней удивительной святыне все таинственно и необычно: совершенно невероятная история ее появления и обретения, сам строгий лик Богородицы, пронзенный мечом и пострадавший от осквернителей, обилие чудес и предсказаний, связанных с ней. Икона эта, появившись в IX веке, загадочным образом исчезла из исторического горизонта почти на два столетия и неожиданно появилась вновь, чтобы навсегда водвориться в земном уделе Божией Матери на Афоне и никогда его не покидать. Существует предание, согласно которому Иверская икона Богородицы покинет Святую Гору лишь незадолго до Второго пришествия Спасителя таким же чудесным образом, как и явилась.
Где-то с XVI века на Руси стали распространяться рукописные списки переводного Сказания об иконе Богоматери Иверской. Наиболее достоверным считается Сказание, в котором упоминается некая никейская благочестивая вдова и ее сын-отрок, хранившие у себя дома этот образ во время иконоборческих гонений при императоре Феофиле (829–842 гг.). Однако это очень скоро обнаружилось, и пришедшие воины, исполнявшие государственный указ об изъятии и уничтожении икон, хотели ее тут же истребить. Но женщине удалось уговорить их повременить за обещанную плату. Уходя, один из воинов со злостью ударил мечом по лику Богоматери, из которого тотчас же истекла кровь. Так иконописный образ Пречистой пострадал подобно живому человеку. Потому Иверскую икону и называют иконой-мученицей. Осквернитель в страхе бежал, а вдова с болью в сердце решила все же расстаться с образом, пустив его по морю, и таким способом сохранить святыню от дальнейшего поругания. С молитвой опустив икону на воду, она увидела, что та в прямом положении устремилась по воде к западу. Сын вдовы в скором времени удалился от преследования гонителей на Афон и там принял постриг. Именно от него афонские подвижники и узнали об этой удивительной иконе с пронзенным ликом.
Однажды, где-то около 1004 года, насельники Иверской обители, основанной в 980 году и названной так в честь трех знатных иверцев, увидели на море огненный столп, простиравшийся в небо. Явление наблюдалось в течение нескольких суток. В это время Пресвятая Богородица явилась во сне благочестивому старцу монастыря Гавриилу и повелела ему прийти по воде и взять святыню. Преподобный Гавриил исполнил повеление под молебное пение братии и принял в свои руки икону. Все иноки с радостью и благоговением встретили святыню, которую по обретении водворили в алтаре соборной церкви. Но на утро икона была найдена на вратах обители. Такое повторялось трижды. И вновь Матерь Божия явилась во сне Гавриилу, повелев объявить братии, что не желает быть охраняемой ими, а хочет Сама стать для них хранительницей не только в земной, но и в небесной жизни. При этом Богородица пообещала, что доколе Ее образ будет находиться в обители, милость Сына Ее к насельникам не оскудеет. С этого времени иноки не тревожили более святую икону, а устроили небольшой храм во славу Преблагословенной Богоматери над монастырскими воротами, где Она Сама избрала Себе место. По имени обители икона и стала называться Иверскою, а по месту пребывания – «Портаитиссою», т. е. «Вратарницей» (или «Привратницей»).
Иконография образа Богоматери Иверской представляет собой один из вариантов Одигитрии, что в переводе означает «Путеводительница». В этом названии заложена самая главная богословская концепция богородичных икон в целом, ибо Матерь Божия ведет нас ко Христу. Ведь жизнь христианина представляет собой сложный путь из тьмы – в дивный свет Божий, от греха – ко спасению, от смерти – к жизни. И на этом трудном пути у нас есть Помощница и Заступница – Пресвятая Богородица. Изображение Богоматери Иверской поясное, голова слегка наклонена к Младенцу Христу, правая рука поднята на уровне груди. Богомладенец сидит на левой руке Матери высоко и прямо, в легком повороте к Ней. Правая рука Младенца вытянута с благословляющим жестом, в левой Он держит свиток. Отличительной особенностью иконы, по рассказам очевидцев, являются ее крупные черты и широко раскрытые миндалевидные глаза, выражение которых весьма строгое и сосредоточенное. Вот как пишет об этой иконе Святогорец (Веснин) – автор писем о Святой Горе Афонской: «Строгий вид Божественной Марии наводит здесь невольный трепет на паломников; самый размер и очертание Ее Божественного лика величественны, и Матерь щедрот и утехи в этом храме является будто более Матерью правосудия и грозного Судии. Черты лица Ее чрезвычайно выразительны, так что я подобной иконы, так действующей на мысль и боязненное воображение, нигде не видал» (21 июня 1844 г.).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7