Чувашский след в Сибири Как в холодной Сибири появился народ из Зауралья? И какое отношение он имеет к битве Кучума и Ермака? Чувашский мыс является ключевым местом на котором определилось будущее расширение России на восток. Именно на этом месте 23 (26) октября 1581г. произошло знаменитое сражение казацкого атамана Ермака и сибирского правителя Хана Кучама. У многих людей возникает справедливый вопрос, почему "Чувашский мыс" и связаны ли с ним современные чуваши? Попробуем разобраться! "Чувашский мыс" находится в черте г.Тобольска. Скриншот с Google карты Главный источник топонимики находится в сборнике "Сибирские летописи" в которую входят Ремезовская, Есиповская и Строгоновская. В данном источнике сорок четыре раза упоминаются топонимы Чувашского мыса, как Чувашская гора, Чувашский городок, Чувашский град, Чувашево и тп. Так же есть другие названия Чуваший мыс, Подчуваший мыс, Потчеваш, что используются в научных кругах. То, что на Чувашском мысу уже были поселения доказывают археологические раскопки М.С. Знаменского в 1879г. Найденные металлические предметы и наконечники стрел относились именно к остяцкому быту. Следующие раскопки велись с 1970 по 1994 гг. Данная археологическая работа подтвердила наличие угорского городища на территории мыса, но к 1582 г. к приходу новых племен и народов городище уже тогда было утрачено и это место выглядело примерно так как и сейчас. Современное состояние Чувашского мыса, как можно заметить Чувашский мыс обваливается в рек Иртыш. Отсюда появилась теория, что чувашей в Сибири быть не могло и название нужно переводить с остяцкого языка, говорит историк П.А. Словцов. Археолог В.И. Мошинская выдвинула теорию о том, что название "потчеваш" могло произойти от двух слов остяцкого происхождения, «пеш», «печ» (хант.) – «олененок» и «вож» - «городок». М.С. Знаменский выдвинул теорию что"Под чуваш" переводится как "олений городок". Данная теория имеет право быть, но многие её не поддерживают и утверждают, что Чувашский мыс имеет название именно от народа "чуваш" и приводят свои доказательства. В.Д. Дмитриев говорит о том, что Ремезовские летописи утверждают, что на мысу был возведен городок для воинов чувашей, где они и проживали что и дало название: Перевод Ремезовских летописей: Во второй год, отправившись в Казань, Кучум взял в жёны дочь казанского царя Мурата, а с ней множество чувашей и абызов, и русских пленников, и приехав на Сибирку, жил в почёте. На Чувашском мысу установлен крест в память Ермаковым казакам, чуваши и татары никак не увековечены. Есть другое изречение в летописях, где прямо указывается на присутствие чувашей Перевод Ремезовских летописей : "Ружей же не было у кучумлян, только луки и стрелы, копья и сабли, у чувашей было две пушки, казаки заставили их умолкнуть, и те сбросили их с горы в Иртыш. Когда стоял Кучум на Чувашской горе, то, видя большие потери среди своих, молился со слезами сам и все неверные, приказав агунам и абызам своим взывать с мольбою к кумирам, но спали боги их, и оказался (Кучум) беспомощен и опозорен, тесним невидимою силой, и задумал бежать. А сражались три дня без сна неотступно. Утверждение П.А. Словцова, что чуваши в Сибирской истории не присутствуют имеет чёткое опровержение. В научном труде "История Сибири" Г.Ф. Миллер обратил внимание на чувашскую топонимику. Этот городок был заселён, по всей вероятности, чувашами, которых хан когда-то вывез из Казани. (Миллер Г.Ф. История Сибири.) Перевод из Сибирской летописи: "Собранные войны чуваши, казачьи орды, вогулы, остяки и все татары спустившись Кучум из города своего с сыном своим Маметкулом по Тоболу на встречу Ермаку." Димитриев В.Д. решил поставить точку в данном вопросе и при изучении сибирских летописей сделал вывод, что служилые чуваши были отправлены казанским ханом Сафа-Гиреем в 1520 г. в Сибирь и был построен городок на мысу, что и дало название. Из за того что городок существовал не долго, археологических находок татарского периода было не много. Это не все утверждения "за" и "против", но всё-же более весомые аргументы имеют в сторону чувашской теории происхождения , чем остяцкой. То, что благодаря чувашам живущем в городке, назван данный мыс вызывает мало сомнений.
    1 комментарий
    6 классов
    2 комментария
    11 классов
    12 комментариев
    86 классов
    1 комментарий
    49 классов
    💪 Тобольский ССРЗ (судостроительный завод в Сумкино) сдаст контейнеровоз проекта 72SDC14017 во второй половине 2025 года На Тобольском ССРЗ продолжается строительство универсального контейнеровоза проекта 72SDC14017, предназначенного для перевозки генеральных, навалочных (в том числе зерна) и крупногабаритных тяжеловесных грузов. Киль морского универсального сухогруза-контейнеровоза заложили летом прошлого года. Заказчиком выступает Обь-Иртышское речное пароходство. Контейнерная вместимость строящегося судна составляет 495 TEU. За счет оптимизированных расчетов гидродинамики кормового «острова», которые произвел специализированный проектный институт, достигнуто улучшение показателей скорости судна до 11 узлов при осадке 5,3 м, а также снижение показателей расхода топлива на 10% меньше, чем у судов аналогичного класса. В настоящее время на стапеле полностью сформирована цилиндрическая вставка, завершается формирование носовой и кормовой оконечностей, производится монтаж трубопроводов в балластных танках. Окончание строительства и спуск на воду запланированы на вторую половину 2025 года.
    3 комментария
    61 класс
    1954 г.
    1 комментарий
    19 классов
    5 комментариев
    49 классов
    Вагай.
    1 комментарий
    4 класса
    ТОБОЛЬСКИЙ ЗООВЕТЕРИНАРНЫЙ ТЕХНИКУМ.
    2 комментария
    32 класса
    Тобольская краса 24-летняя тоболячка Алиса Арангулова, выпускница Тобольской социально-педагогической академии, не сходит со страниц газет, журналов, электронных СМИ, телевидения. Популярной наша землячка стала благодаря участию в первом Всероссийском фестивале-конкурсе «Татар Кызы – 2014», который проходил в Москве. Алиса, происходящая из известного рода Арангуловых, обучалась на протяжении многих лет искусствам танца и вокала в ДК «Синтез», уже имеет небольшой опыт участия в подобных конкурсах и даже является обладательницей титула вице-мисс областного конкурса «Сибирская звездочка – 2010», она была удивлена и даже смущена, когда ей сообщили о том, что она будет представлять Тюменскую область на Всероссийском фестивале. Никакой эйфории от этого известия она не испытала, но почувствовала, какая ответственность на нее возложена. Кстати, узнала она о своем участии в фестивале во Владимирской области, в лагере «Шередарь», предназначенном для реабилитации детей, перенесших тяжелые заболевания. Алиса в качестве волонтера организовывала там досуг детей с онкозаболеваниями. «Я по жизни альтруист и волонтер, – улыбается звезда по имени Алиса. – Да у нас в семье все альтруисты. Так что это у меня в крови, как, впрочем, и творческие наклонности. Бабушка певица, папа с дядей – натуры творчески разносторонние. Мама воспитатель в детском саду, а это, я считаю, больше, чем артист, ведь воспитатель и сценарист, и режиссер, и массовик-затейник, и просветитель». В Москве у Алисы были встречи со звездами кино, телевидения, шоу-бизнеса. Скромную, умную, красивую тоболячку даже заметила на конкурсе одна из ведущих программы «Давай поженимся» Роза Сябитова. И пригласила девушку для участия в программе, где женихом должен был стать сын Розы. Кто-то, возможно, и обрадовался бы такому предложению и с радостью поборолся бы за руку и сердце «наследного принца», использовав возможность пропиариться на всю страну, но не наша Алиса. Она вежливо отказалась от предложения. В Тобольске у нее есть друг. Она занимается любимым делом, работая специалистом по работе с молодежью в центре реализации молодежных и профилактических программ, в координационном центре развития добровольческого движения. Здесь ее семья, друзья. Да и древняя сибирская столица, как считает Алиса, ничем не хуже Златоглавой. Вернулась Алиса Арангулова на свою малую родину с очередным званием «Мисс танца», полученном в хореографической номинации. Но главное, считает она, не победы, а то, что фестиваль помог в деле консолидации российских татар (крымских, сибирских, казанских...). «Мы все разные, говорим на разных диалектах, но являемся представителями одного народа. И эту общность почувствовали на фестивале», – делится своими мыслями Алиса. Что касается лично ее, она не нуждается в идентификации, так как выросла в лоне национальной культуры, быта, обычаев, и с гордостью произносит: «Я – сибирская татарка». Но теперь у нее появилось много новых подруг из разных регионов нашей необъятной страны. На фестивале девушки обменялись подарками. Алиса подарила участницам фестиваля связанные руками бабушки, «сибирской соловушки» Закины Арангуловой тапочки и кулоны из кости, выполненные отцом Хусаином Арангуловым. За поездку, которая расширила для нее горизонты, Алиса благодарна центру сибирско-татарской культуры Тюменской области, конгрессу татар Тюменской области, культурной автономии сибирских татар, дизайнеру Элине Саитовой за прекрасный национальный костюм, который сшит специально для ее выступления.
    2 комментария
    11 классов
Показать ещё