Услyги почты в Советское время были недорогими. Народ активно писал друг дpyгу письма, посылал открытки и посылки. Стоимость пepeсылки определялась по весу и расстоянию и была небольшой в любую точку Советского союза.
1 комментарий
6 классов
«Совесть – лучший контролер!». Безкондукторная оплата проезда в СССР
С появлением общественного транспорта появились и кондукторы, принимающие оплату за проезд. Целыми днями они барражируют по салону, обилечивая пассажиров и воюя с теми, кто платить не хочет. Зачастую им приходится буквально продираться через толпу в переполненном транспорте. Или, сидя на специально отведённых кондукторских местах, зычно призывать передавать за проезд. В общем, работа не из лёгких, как в физическом, так и в моральном плане. Даже кот Бегемот в бессмертном произведении Михаила Булгакова заметил, что нет хуже работы, чем кондуктором в трамвае.
Вводить в СССР бескондукторную систему начали в 1958 году. Постепенно стали отказываться от кондукторов, внедряя в транспорте кассы самообслуживания. Руководители страны посчитали, что строители коммунизма были людьми сознательными и способны сами, без лишнего контроля и напоминаний, оплатить предоставленную услугу.
Многие, конечно, так и делали, но насчёт поголовной честности граждан создатели этой системы явно погорячились. Кроме того, не учли несознательность малолетних пассажиров, для которых касса стала бесплатным (в полном смысле этого слова) аттракционом.
Стоимость проезда в автобусе составляла 5 копеек, в троллейбусе – 4, в трамвае – 3 копейки. После заброса мелочи в кассу можно было открутить билет. В парке остановке выручку из касс вынимали. Несмотря на доверие к пассажирам, купол кассы делали прозрачным. Наверное, чтобы находящиеся рядом бдительные граждане могли увидеть, сколько денег положил вошедший. И пристыдить, если что.
Тем не менее, в отсутствии посторонних глаз, некоторые кидали денег поменьше. Или вообще не платили. А ребятишки могли накрутить билетов целую ленту. Чтобы потом играть во дворе «в автобус». Каким образом выходили из положения водители, объясняя недостачу, неизвестно. Скорее всего, об этих трюках все знали и закладывали их последствия в безвозвратные потери.
Контролёры на линии всё же никуда не исчезли. Работали парами и заходили одновременно в первую и последнюю двери. Так что сбежать можно было только в среднюю, если она была и если «заяц» успевал среагировать. Безбилетников штрафовали. Пуще штрафа в таких случаях терзали стыд и позор – тех, у кого совесть всё-таки была. Общественное порицание в то время имело большой воспитательный эффект. Если гражданин отказывался оплатить штраф и проезд, его доставляли в отделение милиции. Но контролёров становилось всё меньше, а «зайцев» всё больше. Полностью от подобных касс отказались в конце 1980-х годов.
В 1970-е годы, помимо касс самообслуживания, появились компостеры. В каждой отдельной единице транспорта они имели уникальный набор дырочек, которые оставались на билете при нажатии рычага (клавиши). Билеты (талоны) для компостеров продавались на остановках в киосках «Союзпечать». Вошедший контролёр пробивал на компостере образец и сравнивал комбинацию отверстий с предъявленными пассажирами прокомпостированными талончиками. Так что билет, пробитый в другом автобусе, был бесполезен.
Особо продвинутые и экономные граждане, часто ездившие по одному маршруту, и тут придумали способ обмануть бездушные механизмы. Прокомпостировав талон, можно было положить его в записную книжку, отметив на странице госномер транспорта. При повторной посадке в тот же автобус (трамвай, троллейбус) ранее пробитый билет продолжал действовать. В чём мог убедиться любой контролер.
Во многих странах компостеры в транспорте действуют до сих пор. Но там и суммы штрафов такие космические, что лучше не рисковать. У нас же после всех подобных экспериментов поняли, что лучше кондуктора (турникета или увеличения количества контролёров) никто ничего не придумал. И всё подобное вернули. После чего выручка транспортных предприятий резко возросла. Прискорбно, но совесть лучшим контролёром так и не стала…
1 комментарий
4 класса
Почему все гитлеровские концлагеря по уничтожению людей располагались в Польше
Георгий ДЕЖКИН
1 комментарий
9 классов
3 комментария
82 класса
Поздравляем всех причастных с Днем Советской армии и Военно-морского флота!
1 комментарий
30 классов
22 ноября 1960 года с конвейера Запорожского завода «Коммунар» (который позже был переименован в «Запорожский автомобилестроительный завод») сошла первая промышленная партия автомобилей «Запорожец» – ЗАЗ-965.
Образцом для этого «народного автомобиля» послужил итальянский FIAT 600, разработанный талантливым конструктором Данте Джакозой. Перекроенный и «доведенный до ума» конструкторами Московского завода малолитражных автомобилей (будущий АЗЛК), «горбатый», как его называли в народе, получился в целом прочным и экономичным, обладал хорошей проходимостью при гладком днище, приличной загрузке ведущих колес и небольшой собственной массе.
Первый «Запорожец» на год своего появления стоил 16 000 дореформенных советских рублей, и первая партия машин в миг разошлась по заждавшимся «очередникам», готовым простить все его недостатки. После денежной реформы 1961 года ЗАЗ-965 стал стоить примерно 1600 рублей (по другим данным, первоначальная стоимость была 18000 рублей и 1800 послереформенных рублей).
Довольно быстро советский «народный» автомобиль снискал славу неприхотливого и ремонтопригодного автомобиля. Кстати, известна машина была не только в СССР, но и за границей, где она продавалась под брендом Yalta. На этой же базе завод стал выпускать и так называемые «инвалидки» — модификацию ЗАЗ с измененными механизмами управления.
«Горбатый Запорожец» выпускался в первоначальном виде вплоть до 1962 года, а дальше эта машина была модифицирована в другие модельные ряды.
2 комментария
17 классов
Ужас. Тихий ужас...
Но, справедливости ради заметим, в те времена весь мир от стоматологов страдал с их креслами и бор-машинами.
Только в третьем тысячелетии полегче стало.
💌 Подпишись на наш телеграм канал! 📩
https://t.me/oficial_ussr
0 комментариев
3 класса
За всю историю московского метро метрополитен не работал всего один день – 16 октября 1941 года. Тогда его собирались взорвать из-за угрозы захвата Москвы немецко-фашистской армией.
0 комментариев
5 классов
7 мая 1960 года Верховный Совет СССР принял Закон «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих». Идея принадлежала Никите Хрущеву.
Увы, попытка была спущена правительством на тормозах. Хотя налоги с населения составляли всего 8% государственных доходов, без них бюджет затрещал по швам.
В 1964 году Хрущев был отправлен в отставку и все вернулось на круги
Дорогие друзья! Приглашаем вас присоединиться к нашему телеграм-каналу. В нём вы найдёте интересные факты, исторические события и воспоминания. Мы публикуем радиоспектакли, эксклюзивные видеозаписи, статьи, книги, журналы и множество другой полезной информации, связанной с Советским Союзом. https://t.me/oficial_ussr
День Победы — это великий праздник со слезами на глазах. Этот день мы будем помнить всегда, во имя тех, кто не вернулся с фронта и пал смертью храбрых.
Дорогие друзья с праздником вас, с Днем Победы!!!!!!!
Скоро Победа! Колонна советских тяжелых танков ИС-2 на улицах Берлина. На заднем плане снимка видны грузовые автомобили ЗиС-5 из состава тылового обеспечения. Апрель 1945 года.
Услyги почты в Советское время были недорогими. Народ активно писал друг дpyгу письма, посылал открытки и посылки. Стоимость пepeсылки определялась по весу и расстоянию и была небольшой в любую точку Советского союза.
Напишите, что Вы ищете, и мы постараемся это найти!
Левая колонка
О группе
Ты рожден в период СССР? Или твое детство пришлось на 90-ые годы? Давайте окунёмся во времена Советского Союза и беззаботного детства!
Приглашаем в нашу уютную группу!
Обещаем вам самый качественный материал, и никакой рекламы!
Вся история Великой страны, только у нас!