Фото 9. Именно в такого цвета обложках обсуждаемое издание: было у заведующего кафедрой фармакологии Нетёса В.А. и у меня: Справочник кардиолога по клинической фармакологии / В.И. Метелица / Под ред. Е.И. Чазова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1987. – 367 с.
Беру книгу и вижу, что у меня такая есть: купил её на прошедших зимних каникулах в селе Белый Яр под Абаканом. При покупке внимание обратило то, что книга свежая – идет январь 1988 года, а книга издана в 1987 году, актуальное название, редактор книги – Е.И. Чазов, министр здравоохранения СССР. К этому времени я уже начал собирать свою личную библиотеку будущего врача. Мельком посмотрел содержание в магазине: показалось актуальным и достаточно интересным. Удивился Владимир Александрович тому, что редкая книга из числа вновьвышедших есть у обычного студента, и прочитал мне в соответствии с просьбой маленькую лекцию о том, что кардиология в своей фармакотерапии постоянно «шарахается из угла в угол»: то пытается усилить функциональный потенциал миокарда и получает соответствующие осложнения, то пытается ослабить сократительную способность миокарда и опять получает соответствующие осложнения ... На очередном витке научных знаний в настоящее время опять пришли к пониманию актуальности группы средств, ограничивающих работоспособность миокарда, но на этот раз подход другой: ограничение работоспособности есть, а снижения сократительной способности миокарда практически нет в том плане, что в пределах терапевтической дозы лекарственного средства миокард нормально «вывозит нагрузку» в диапазоне доспортивного уровня нагрузок; в потенциальном сочетании с бета-блокаторами блокаторы кальциевых каналов – это синергисты и настолько удачные, что это мечта кардиолога для лечении широкого круга сердечно-сосудистой патологии. Оригинален механизм действия, заключающийся в блокировании кальциевых каналов и т.д. … В общем, справочник свой накануне зачета я ещё подчитал: там может быть с сегодняшней точки зрения нового для 2022 года вообще ничего нет, но для 1988 года вся имеющаяся информация была разложено по полочкам и разложена системно, правильно для врача, доступно для студента.
В общем задаёт мне Ирина Кирилловна в щадящем режиме вопрос: Что нового в кардиологии? Я рассказал про вероятный информационный потенциал функциональных и лабораторных тестов, потом про открытие маркёров ЭКГ при электролитном дисбалансе, плавно перешёл к тенденции развития исторического пути кардиологической фармакотерапии и современному состоянию вопроса, а также ближайшим перспективам в лице клинического потенциала лекарственных средств группы блокаторов кальциевых каналов. Тут меня доцент Толстихина останавливает: «Молодой человек, вы меня разыгрываете или как?». … Я растерялся. Решил, что где-то глобально ошибся. Она продолжает: «Я вашему курсу лекции по основам фармакологии всех внутренних болезней буду читать, начиная с мая месяца. Лекцию по блокаторам кальциевых каналов только разрабатываю для врачей. Вышла новая книга под редакцией Чазова. Вот её и надо брать за основу лекции и ничего придумывать не надо». Что мне тут говорить? Только соглашаться и тут я добавляю нечаянно свои «пять копеек», что автор Метелица, называется книга «Справочник кардиолога по клинической фармакологии», у меня эта книга есть ... Это было последней каплей для весов терпения доцента. Ирина Кирилловна, продолжая считать, что я ее как-то разыгрываю, обращается к группе, что она – кандидат наук, доцент, заведующая кафедрой, много лет, как врач-кардиолог высшей категории – книгу эту купить не может даже через друзей в Москве, следит за её выходом, а студент купил её в какой-то хакасской деревне и ещё что-то типа лекции бормочет заведующему кафедрой ... Тут меня спасла группа, пояснив, что я давно сновец кафедры фармакологии и всё может быть правдой. На этот момент прошло минут 20-25 зачёта. Наталья Юрьевна подсказывает Ирине Кирилловне, что время 9.40 или 9.45, а ещё никто не ответил, а на 11.00 намечен совместный с хирургами осмотр тяжёлого больного, а потом лекция. Ирина Кирилловна озвучивает решение, которое я никогда ранее и никогда позднее не слыхал: «Зачет не дифференцированный, но для себя в журнал ставлю оценки, чтобы следить за вами. Ответил студент на «отлично», но мы ему поставим «хорошо». Он же хочет стать кардиологом, как я: знать на «отлично» - это значит знать, как я, поэтому сегодня даже «хорошо» - это много, а дальше будем посмотреть». Так я получил свою первую и единственную четверкопятёрку или пятёркочетверку. Так я до сих пор не знаю, как это правильно назвать. Важно было, что это был оценказачёт! Я был рад до небес: пронесло! Кто-то стал отвечать следующий. Я сижу. Тут Ирина Кирилловна остановила этот ответ и отправила меня домой со словами: «Идите гуляйте … Зачетку получите потом … завтра у одногруппников … Две секунды, чтобы исчезнуть с вещами из кабинета ...». В общем не поверила Ирина Кирилловна студенту про книгу и про то, что он её видел и читал. Однако результат собеседования был неплохой для группы: других спрашивали быстро и по формальным признакам в течение 2-3 минут. Все получили зачёт с первого раза у заведующего кафедрой!!! Не было ни одной тройки! Больше всех была довольна ассистент кафедры Павлова: ведь это была проверка и её компетенций и эта проверка прошла успешно.
Вечером соседи по общаге № 4 из комнаты № 418 поинтересовались результатами зачета. Мы у них настольную лампу брали для вечерней самоподготовки накануне зачёта. Рассказал я дело кратко и помню, что сосед Валентин Виноградов, курсом старше, сказал так, что если сдал Толстихиной И.К. первым и с первого раза зачет – это очень хорошо, тебя запомнили как нормального студента и в трудную минуту это пригодится, а реферат и представление о больном, которые фигурировали на описываемом зачёте, надо сохранить (фото 10).
Комментарии 1