СССР - Россия.
-------------------------------------------------------------------------------------------
Советская и российская актриса театра и кино, Народная
артистка России (1995). Лауреат Государственной премии
СССР (1984).
Принцесса советского кинематографа, героиня классических постановок Евгения Павловна Симонова до сих пор нередко играет персонажей на 20 лет моложе. Возраст, считает актриса, это не катастрофа, просто с годами требуется больше времени и денег на поддержание себя.
Евгения Павловна Симонова родилась 1 июня 1955 года в Ленинграде. Окончила музыкальную школу имени Гнесиных.
Отец - Павел Васильевич Симонов - психолог, академик, лауреат Государственной премии СССР.
Мать - Ольга Сергеевна Вяземская - педагог.
Брат - Юрий Вяземский, писатель, телеведущий, заслуженный работник культуры РФ.
Евгения с родителями, братом и двумя бабушками жила на Васильевском острове.
Трагична ранняя биография отца артистки. Дедушку девочки Станислава Венедиктовича Станкевича в 1937-м арестовали, а жену и детей отправили в ссылку. Вскоре кормильца расстреляли. После войны мальчика приютил скульптор Василий Львович Симонов, давший позднее ребенку отчество и фамилию, чтобы Павла не считали сыном «врага народа».
Вскоре после появления на свет Жени семья перебралась в Москву, где глава семейства получил работу в только что созданном Институте высшей нервной деятельности. Преданность делу стояла для будущего академика на первом месте, и Павел Васильевич не раздумывая принял приглашение поехать в столицу. Впоследствии он возглавлял учреждение на протяжении 20 лет. Мать устроилась преподавать английский язык.
В детстве Евгения, по собственным воспоминаниям, не строила четких планов. Школьнице нравилось изучение иностранных языков, и Симонова серьезно готовилась к поступлению на филологический факультет, чтобы впоследствии учить людей английскому, как и мама. Параллельно девушка занималась музыкой и хореографией, но в 10-м классе все изменилось.
Научные изыскания папы Евгении Симоновой лежали в междисциплинарной области, и в то время академик занимался изучением психологии творчества. Школа-студия МХАТ пригласила его прочесть цикл лекций для студентов, посвященный этой тематике.
Кинозвезда вспоминала, что отец, будучи талантливым ученым, проявлял интерес и к искусству. Занятия Павла Васильевича превращались в небольшие спектакли, увлекавшие слушателей. Тогда перед уроженкой Ленинграда открылся новый, неизведанный мир мастерства перевоплощения.
Симонова решила попробовать попасть в театральный институт. На этот шаг подтолкнуло и то, что тогда творческие вузы набирали абитуриентов в начале июня, а остальные «серьезные» университеты проводили экзамены в конце августа. Подобный расклад позволял Евгении успеть поступить на изначально запланированный филологический факультет, если не получится с актерским.
Для демонстрации талантов девушка выбрала программу, состоящую из литературных произведений авторов Серебряного века: стихов Игоря Северянина, Зинаиды Гиппиус и прозы Дмитрия Мережковского. Евгения Симонова подавала документы в несколько учреждений, однако все, кроме Щукинского училища, ответили отказом.
В годы учебы наставником Жени выступил Юрий Катин-Ярцев. Первые курсы давались воспитаннице тяжело. Возможно, другой педагог, менее внимательный к ученикам, попросту отчислил бы застенчивую студентку, которая боялась выйти на сцену и исполнить небольшой этюд, но Юрий Васильевич уже в те годы сумел разглядеть способности в хрупкой девушке.
Евгения Павловна вспоминала, что долгое время терзалась сомнениями относительно правильности выбора жизненного пути. Осознание того, что не ошиблась, пришло к Симоновой позднее. Но еще в «Щуке» ей удалось побороть стеснение. После получения диплома выпускница получила приглашение в труппу Московского академического театра имени Владимира Маяковского.
Театр
Помощь в адаптации Евгении Симоновой оказали коллеги. Она рассказывала, что старалась сдружиться со Светланой Немоляевой, в которой видела пример и старшего наставника. Другие члены труппы тоже тепло относились к молодой единомышленнице.
Выпускница Щукинского училища стала одной из тех исполнительниц, на чьих плечах держался репертуар творческого заведения. Одной из первых работ в «Маяковке» оказалась роль Нины Заречной в «Чайке». Ирину Аркадину изображала великая Татьяна Доронина. Тогда дебютантке Доронина посоветовала плакать на сцене, а не за кулисами.
За 4 десятка лет Симонова отыграла множество спектаклей. Помимо родного храма Мельпомены Евгения неоднократно выступала и на других подмостках. Плодотворным получился союз с руководителем «Современника» Галиной Волчек. Артистка сыграла в постановках «Пять вечеров», «Враги. История любви» и не только.
Кроме того, Евгения Симонова выступала в «Сфере», в ЦДА имени Александры Яблочкиной, Театре на Малой Бронной. Выходила лицедейка и на сцену Школы драматического искусства в образе жены писателя Генриха Ибсена, после смерти мужа ставшей затворницей.
Стоит упомянуть, что исполнительница - обладательница престижных премий. За роль Софьи Андреевны Толстой в 2017-м ей вручили «Золотую маску». К числу запоминающихся представлений с участием актрисы относится и «Август: графство Осейдж».
Весной 2022-го в «Маяковке» произошли перемены - место худрука занял Егор Перегудов. Евгения Симонова выступила от имени артистического состава, поприветствовав нового руководителя и отметив заслуги ранее уволившегося с этого поста Миндаугаса Карбаускиса.
Евгения Симонова в советских фильмах
Несмотря на застенчивость, еще до окончания «Щуки» студентке удалось пробиться в кино. Первой серьезной работой дебютантки оказалось участие в картине Леонида Быкова «В бой идут одни “старики”», вышедшей на экраны в 1973-м. Драма шла с успехом, фразы персонажей разлетелись на цитаты и ушли в народ.
Не осталось незамеченным появление Симоновой в фильме «Афоня» режиссера Георгия Данелии, где Евгения исполнила роль медсестры Кати Снегиревой, а главного героя сыграл Леонид Куравлев. Лента выбилась в лидеры проката 1975-го, собрав в кинотеатрах 62,2 млн зрителей.
В том же году состоялась премьера мюзикла «Под крышами Монмартра». Здесь Евгении Симоновой достался центральный образ цветочницы Виолетты Шевалье. Над декорациями комедии работали известные художники Александр Бойм и Сергей Воронков.
В киноиндустрии того времени за лицедейкой прочно закрепилось амплуа лирической героини. Она познала вкус славы: знаменитость начали узнавать на улицах, почтовый ящик переполнялся письмами поклонников. Наивные девичьи персонажи в ее исполнении без труда находили в зрителях живой отклик.
Однако популярность обернулась жесткими рамками для молодой Симоновой. Евгения, конечно, испытывала чувство признательности Данелии и Быкову за раскрытие таланта, но была твердо убеждена, что обязательно преодолеет узость амплуа.
Евгения Симонова вспоминала, как еще в молодости отчаянно боролась со сложившимся стереотипом. Однажды, когда студентам дали задание поставить отрывок произведения по собственному выбору, взяла фрагмент довольно мрачного рассказа Всеволода Гаршина, где сыграла проститутку. На сцене девушка так старалась передать жесты и манеры, присущие падшей женщине, что директор училища Борис Евгеньевич Захава не выдержал и скомандовал дать занавес.
Впрочем, звезда нашла свою нишу. Лирические персонажи красавицы запомнились зрителю и вошли в золотой фонд российского кинематографа. Очередной яркой ролью оказалась принцесса в фильме-сказке «Обыкновенное чудо», в которой также снялись Александр Абдулов и Олег Янковский. Сложнее других актрисе далась сцена со стрельбой, поскольку она терпеть не может оружие и громких хлопков.
Драма «Школьный вальс», где Евгения сыграла вместе с Еленой Цыплаковой, могла попасть на полку: режиссер Павел Любимов поднял резонансную для советского кино тему. В сюжете речь шла о любви и интимной жизни между учениками старшей школы. Несмотря на критику в адрес сценария, проект оказался в прокате.
Изображать преподавателя английского языка Симоновой выпало в комедии «Баламут». Львиная доля хронометража отснята в отдаленном районе Выхино. В кадре присутствует и платформа станции метро (в ту пору «Ждановская»), и интерьеры Московского института управления (ныне ГУУ).
В 1980-м на экраны вышла киноработа «Рафферти», где Евгения Симонова изобразила певицу Джил Харт. Критик Александр Федоров подметил, что картина хорошо вписалась в стандарты модного «политического» кино. К слову, она создана по мотивам одноименного романа американского писателя Лайонела Уайта.
В то же время состоялись премьеры 2 проектов, которые знаменитость относила к числу любимых. Это лента Витаутаса Жалакявичюса «Рассказ неизвестного человека», которая не получила широкого признания, но побывала на фестивале в Венеции. Отмечала кинозвезда и роль Анны Сниткиной, второй жены Федора Достоевского, в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского». Биографическая драма была показана на Берлинском международном кинофестивале.
В 1989-м Евгения снялась в дебютном кинотворении Олега Сафаралиева «Прямая трансляция». Драма получилась не только злободневной, но и по-настоящему злой. Директор творческого объединения «Слово» Валентина Черных заявила, что организация намеренно отдала проект выпускнику ВГИКа, который смог бы показать всю неприязнь молодого поколения к застою и желание изменить окружающую действительность.
Современное кино
В 90-е фильмография Симоновой продолжила пополняться. В 1993-м актриса вписалась в каст дипломной работы выпускника Высших режиссерских курсов Сергея Урсуляка под названием «Русский регтайм». На создание драмы постановщика вдохновил случай, произошедший в 1977-м с Михаилом Ширвиндтом и его друзьями - Романом Козаком и Аркадием Цимблером. Молодые люди в день празднования 60-летия Октябрьской революции без задней мысли сняли флаг со здания Архитектурного института. Радиостанция «Голос Америки» окрестила действия парней «акцией протеста около здания КГБ».
В начале 2000-х Евгения Симонова появилась в сериале «Дети Арбата» вместе с Евгением Цыгановым и Чулпан Хаматовой. Многосерийное детище Андрея Эшпая основано на литературной трилогии Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», «Тридцать пятый и другие годы», «Прах и пепел».
Затем вышел проект «Многоточие», сюжет которого посвящен теме репрессий в эпоху правления Иосифа Сталина. За мастерское перевоплощение в Киру Георгиевну исполнительница удостоилась «Ники» и «Белого слона» за лучшую женскую роль.
В 2009-м на канале «Россия-1» стартовал показ телевизионной ленты «Иван Грозный», где Симоновой достался реальный персонаж - княгиня Ефросинья Старицкая. Немало внимания художники уделяли костюмам и декорациям, однако кинематографисты столкнулись с потоком критики. Зрители ругали авторов за отсутствие связи с историческими событиями.
Картина Сергея Ашкенази «Дело гастронома № 1» основана на истории расследования уголовного дела о коррупции в элитном московском магазине «Елисеевский». Евгения Павловна исполнила роль первой жены директора гастронома Георгия Беркутова, которого обвинили во взяточничестве и приговорили к высшей мере наказания - расстрелу. Создатели не претендовали на точность в изложении фактов, поскольку на момент начала съемок с дела еще не сняли гриф секретности.
Затем Евгения Симонова появилась в рейтинговой ТВ-драме Первого канала «Куприн». Экранизация произведений Александра Куприна «Яма», «Гранатовый браслет», «Без заглавия», «Святая любовь», «Телеграфист» была поделена на 3 части. Каждую из них снимала разные режиссеры - Владислав Фурман, Андрей Эшпай и Андрей Малюков.
Детективный триллер «Метод» подарил лицедейке неожиданный и сложный образ учительницы-маньячки, к которому позднее она вернулась в 2-м сезоне. За костяк сюжета взяли громкие дела серийных маньяков, орудовавших в 70 – 80-е годы ХХ века. Для максимальной достоверности сценарист Дмитрий Иванов поднимал архивные документы.
Сериал «Тайны госпожи Кирсановой» погружает зрителя в обстановку России XIX века. Телефильм повествует о том, как учительница математики взялась за расследование преступлений. Здесь Евгения Павловна перевоплотилась в тетушку центральной героини. Мнения критиков разделились. Одни отмечали литературные аллюзии и историческую атмосферу, в которую создателям удалось погрузить смотрящих. Других возмутили такие моменты, как нехватка бутафории и наглаженные костюмы.
Затем Симонова снялась в короткометражке «Плачу с вами». В 2019-м проект был представлен на «Кинотавре» и получил диплом жюри с формулировкой «За точную цветопередачу черного в комедии».
В то же время на кинофестивале Series Mania во Франции состоялся премьерный показ триллера «Идентификация» постановщицы Владлены Санду, где Евгения Симонова изобразила Ирину. До российских зрителей шоу добралось в середине февраля 2022-го - первыми его увидели пользователи платформы Premier.
В 2021-м с участием знаменитости вышел сериал «Медиум», в котором она перевоплотилась в одну из центральных героинь Надежду Аркадьевну. Детективная драма позиционировалась как отечественный ремейк одноименного американского ТВ-проекта, выходившего в эфир на канале NBC.
Фильмографию, телеспектакли, роли в театрах им. Вл. Маяковского и Современник, озвучивание мультфильмов читать по ссылке: https://ru.wikipedia.org/wiki/Симонова,_Евгения_Павловна Признание и награды
- 1980 год - Премия Ленинского комсомола за талантливое воплощение образов современников в кино и высокое исполнительское мастерство.
- 1984 год - Государственная премия СССР - за роли в спектаклях «Молва» А.Д. Салынского, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова.
- 1984 год - Заслуженная артистка РСФСР.
- 1995 год - Народная артистка РФ (28.12.1995) за большие заслуги в области искусства.
- Премия «Ника» - за лучшую женскую роль в фильме «Многоточие».
- 1995 год - Премия имени К.С. Станиславского за спектакль «Жертва века».
- 1995 год - Премия правительства Москвы за спектакль «Жертва века».
- 2004 год - Премия «Хрустальная Турандот» за главную роль в спектакле «Три высокие женщины».
- 2005 год - Орден Почёта (25.10.2005) за заслуги в области культуры и искусства и многолетнюю плодотворную работу.
- 2006 год - Премия «Золотой орёл» за лучшую женскую роль в телевизионном кино («Дети Арбата»).
- 2006 год - Премия Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый Слон» за лучшую женскую роль за роль в х/ф «Многоточие».
- 2011 год - Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (20.04.2011) за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность.
- 2017 год - Премия «Золотая маска» за лучшую главную женскую роль: Софьи Толстой в спектакле Миндаугаса Карбаускиса «Русский роман».
У Евгении Павловны дружная семья. Радоваться сегодняшнему дню помогают наследники - у Симоновой двое детей от двух мужей, имеются внуки.
Евгения Симонова сейчас
Сейчас Евгения Павловна продолжает пополнять фильмографию новыми киноработами и выступать на подмостках. В середине февраля 2024-го на канале «Россия-1» стартовал показ сериала «Анна Медиум», продолжение шоу «Медиум» 2021-го. Симонова вновь вернулась к образу Надежды Аркадьевны. По словам постановщицы Елены Николаевой, в сиквеле зрителей ждут неожиданные повороты, а экранные герои пройдут через совершенно удивительные трансформации.
Летом 2023-го велись съемки 8-серийной драмы «Дело Германа», ставшей экранизацией книги Любови Бариновой «Ева». Адаптировать роман взялась дебютантка Софья Райзман, работа которой оставила Юлию Снигирь, исполнительницу главной женской роли Евы, под приятным впечатлением. Евгении Симоновой доверили второстепенного персонажа. На странице проекта на онлайн-платформе Wink указано, что премьера была запланирована на начало января 2025-го.
Не забывает актриса радовать своим талантом и преданных театралов. В 2024-м на подмостках «Маяковки» она была задействована в ряде спектаклей. В «Русском романе» звезда сцены перевоплотилась в Софью, в «Московском хоре» предстала перед публикой в образе Лики, а в постановке «Август: графство Осейдж» по пьесе Трейси Леттса сыграла Виолетту Уэстон.
Источники: https://24smi.org/celebrity/533-evgeniia-simonova.html https://ru.wikipedia.org/wiki/Симонова,_Евгения_Павловна Фото: открытые источники Инета
#ЛегендыРоссийскогоИскус
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев