Часть 1
ПОЧЕМУ ТАК ДОРОГО?
Логика стороннего человека проста: если фотосессия стоит 15 тысяч, то за месяц фотограф зарабатывает 450 тысяч рублей! А если считать еще и свадьбы, то получается и того больше: еще восемь свадеб в месяц, выходит вообще 700 тысяч!) Каждый месяц можно покупать по одному ниссану Жуку! Эх... Почему-то в реальности совершенно не так.
ТАК ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ
СТОИМОСТЬ ФОТОСЕССИИ?
Плата за работу фотографа лишь часть от стоимости съемки. Также деньги уходят на аренду помещения, работу визажиста, а если необходимо, то и на работу стилиста. Я беру за свою работу в среднем десять тысяч рублей, но трачу намного больше времени, чем длится сама съемка. Встречаюсь до съемки с заказчиком, занимаюсь придумыванием совместных идей, организовываю съемочный процесс, а после съемки кропотливо занимаюсь обработкой отснятого материала.
Получается, на каждую фотосессию я трачу в среднем три рабочих дня (подготовка, съемка, обработка). Т.е. даже при максимальной месячной загрузке я успею отснять, обработать и отдать только 7 съемок (ведь в месяце 21 рабочий день), за каждую из которых мне достанется по 10 тысяч рублей. Это не так уж и много. Похожая история и у других фотографов, которых я знаю. Да, есть такие, которые сначала набирают много съемок, но это приводит лишь к тому, что большие деньги распределятся на больший срок - т.е. если взять за неделю 15 съемок, то максимально быстро отдать последнюю можно будет минимум через два месяца. Это если больше не отвлекаться, не снимать и работать каждый день.
Но даже из этих 10 тысяч за съемку не всё зарплата фотографа.
Нужно учитывать еще и расходы на профессию —покупку оборудования и расходы на его амортизацию, обучение, творческое развитие
ГЛАВНЫЕ ОШИБКИ
ВО "ВЗГЛЯДЕ СО СТОРОНЫ"
Все мы когда-нибудь встречали такую логику: "фотографы ничего не делают, а только нажимают на кнопочку", или даже еще хуже: "Фотография бесплатна, а любые деньги, которые за нее платят - это вознаграждение фотографа", — так думают почти все, кто не знаком с основами бизнеса. К сожалению, большинство фотографов тоже не знакомо с основами бизнеса. По ошибке фотография часто воспринимается как хобби, развлечение, а не как бизнес или основной доход.
Допустим, когда вы заказывается лазанью в кафе, вы понимаете, что платите не только за стоимость продуктов, из которых приготовлено блюдо. Даже понимаете, что в стоимость заложена не только работа повара, но еще и другие ингредиенты — смешиваем вместе оплату работы всего персонала, делаем зажарку из соц.гарантий и налогов, перемешиваем с тратами на содержание помещения и амортизации оборудования и обильно поливаем расходами на пиар и рекламу... Можно еще добавить щепотку на развитие бизнеса.) И оп! Цена макарон с фаршем перевалила за 400 рублей!)
Но когда мы говорим про фотографию, думаем, что блюдо состоит из талой воды и сухарей, с которыми и через год ничего не сделается.
РАСКЛАДЫВАЕМ СТОИМОСТЬ "БЛЮДА"
На самом деле над тем, чтобы клиент остался доволен своими фотографиями, тоже трудится несколько узких специалистов, объединенных в одном человеке — режиссер (придумывает сюжеты, образы, позы, настроение), оператор-постановщик (занимается поиском мест, композицией, светом, выбором ракурса), ретушер (устраняет недостатки с фотографий), дизайнер (делает так, чтобы ваши фотографии были красиво упакованы), маркетолог (занимается сайтом, соц.сетями, пиаром и рекламой), администратор (ведет переговоры с клиентом до и после съемки) и финансовый директор (который, собственно, и должен заниматься поднятой тут темой).
Конечно, фотографы стараются сократить издержки и выполняют большинство этих работ сами.. Но деньги по своей наивности берут только за съемочный процесс. И иногда еще чуть чуть за обработку. А затраты времени на другие "профессии" не включают в стоимость продукта. А по-хорошему, из всего этого и складывается стоимость. Ведь время — это деньги. А потраченное время — потраченные деньги.
Если рассматривать фотографию как бизнес, то нужно включать в стоимость продукта не только "зарплатную часть" специалистов (или правильней сказать временные траты на исполнение обязанностей), но и другие расходы:
— Амортизацию оборудования (камера, объективы, компьютер и машина умеют ломаться),
— Техническое развитие (покупка объективов, компьютеров, камер, жестких дисков для хранения ваших фотографий),
— Соц.гарантии (фотограф тоже должен иметь право на отпуск и возможность заболеть),
— Расходы на рекламу и пиар, чтобы клиент вообще смог найти своего фотографа.
— Расходы на развитие фотографа, как специалиста — посещение мастер-классов, онлайн-курсов (и не только по фотографии, но и по остальным "специальностям"); а также проведение бесплатных фотосессий. Ведь они позволяют рисковать и снимать по-новому, более интересно, что приводит к картинке более высокого уровня.
ОБОРУДОВАНИЕ И РАСХОДЫ
НА ЕГО АМОРТИЗАЦИЮ
На самом деле фотограф — дорогая профессия. Конечно, красиво снять можно и на недорогую камеру, но чтобы делать это постоянно и профессионально, оборудование не может быть дешевым. Самые дорогие камеры — это камеры, которые максимально быстро дают возможность получить качественный результат. У них много кнопок управления, и они способны быстро решать различные задачи. Дешевые камеры не умеют снимать быстро, а чтобы снять хороший кадр, нужны определенные условия. Дорогие объективы дают возможность делать картинку более художественной, интересной, позволяют быстрее ловить моменты, особенно в плохо освещенном помещении или после захода солнца. И вся эта дорогая техника ломается, разбивается и приходит в негодность. Если думаете, что это случается редко, посмотрите, сколько у вас друзей с разбитым экраном на айфоне).
Если фотограф снимает портреты на природе, то в расходы стоит включить еще и содержание машины. Редко кто из фотографов снимает вдоль асфальтовой дороги, поэтому на поиск мест и особенностей проезда до них тоже стоит смотреть, как на расходы. Один раз кажется не страшно, но когда вам в конце сезона нужно вложить в ремонт половину стоимости машины, это уже нельзя не учитывать. Уже про бензин промолчим..)
-А Я ВИДЕЛ У ДРУГИХ ФОТОГРАФОВ,
ЧТО ОНИ СНИМАЮТ ДЕШЕВЛЕ
Вообще, стоимость фотосессии у нас в городе сильно недооценена. Я не встречал фотографов, которые имеют годовой заработок, сопоставимый с заработком своих клиентов. Для фотографов очень подходит фраза:
"Чтобы выйти из зоны комфорта, надо сначала войти в зону комфорта. А у нас денег нет!"
Обо всём, что говорится в этой статье, не знают начинающие фотографы, у которых деньги за фотосессию идут в основном на новые штаны, помаду или на развлечения. Поэтому они так и относятся к своим клиентам — кому-то делают быстро, дешево и красиво, а кому-то не делают вообще. Клиенты, которые хотят сэкономить, обычно экономят до первого такого случая, а потом начинают понимать, что слишком дешево - это тоже плохо.)
Можно встретить и таких фотографов, которые выдают "профессиональную" картинку, но при этом к фотографии относятся не профессионально.
Есть даже такие "профессионалы", которые неосознанно (или еще хуже - осознанно) готовы пойти на все, ради определенного объема заказов. В основном, конечно, за счет демпинга - очевидного и неочевидного.
С очевидным всё более-менее ясно - фотографы просто снимают в полтора-два раза дешевле, убеждая себя, что если они загружены больше, то и заработать смогут тоже больше. Но денег-то им платят меньше, а издержек, за которые им самим приходится платить, появляется больше...
Неочевидный демпинг не очень виден на первый взгляд, но не менее коварен, если его разобрать.
Такие фотографы могут, допустим, обещать очень быстрые сроки, и им приходится жертвовать своим здоровьем — подолгу сидеть скрюченным за компьютером, работать по ночам, "никогда не болеть", не брать отпуск. Это все возможно на каком-то небольшом отрезке времени, "пока петух не клюнет", как говорится. А потом встречаешь объявления, мол, "из-за проблем со здоровьем продается оборудование".
А чаще страдают именно заказчики, которые решили сэкономить. Ведь, опуская ценник, единственное, на что может надеяться такой фотограф, что у него будет поток из клиентов. А поток подразумевает, что каждому клиенту он сможет уделить только минимум внимания. И если вам что-то не понравится в оказанной услуге - это будут уже ваши проблемы. И проблемы будут. Ведь такой "ремесленник" не может постоянно обеспечивать качество, "как в портфолио", потому что разные клиенты ставят разные задачи, которые и решаются по-разному. А фотографу, чтобы предложить правильное решение, нужно уделить больше внимания.
В общем, "ожидание" и "реальность" в результате могут сильно не совпасть. И всё из-за желания фотографа "нарастить" объем заказов.
Еще такие фотографы не занимаются саморазвитием. Не посещают мастер-классы, не смотрят вебинары, не снимают творческие съемки, потому что и так нет времени - успеть бы отдать "дешевые фотосессии за полцены".
Им постоянно приходится снимать "под копирку" - для разных клиентов одинаковые кадры. В одной и той же студии, с одним и тем же светом, сюжетом, с одной композицией и постановкой... Им некогда думать, как фотография поможет решить задачу клиента. А когда такие фотографы оказываются в новых для себя условиях, обычно выдают плохой результат. Потому что невозможно развиваться, когда снимаешь под копирку.
Я считаю, что профессиональный фотограф должен к каждому клиенту относиться с должным вниманием.
Лучше не взять лишний заказ, чем потом оправдываться, что сделал плохо.
— А что если тратить не три рабочих дня, а меньше?
Есть известная формула "быстро, качественно, дешево — выберете два пункта". И выбирать приходится вам. Если вы заказали качественно и дешево, то не ждите, что вам сделают быстро.
Конечно, хороший фотограф всегда старается по-максимуму делать быстро, качественно и брать не много. Но получается, если за те же деньги работать быстрее, то будет страдать качество. А если вам нужно быстро получить результат (допустим, снять рекламу в выходящий завтра журнал), то придется доплатить. Не вижу в этом диссонанса.
ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ДЕНЕГ НЕТ,
А КРАСИВЫХ ФОТОГРАФИЙ ХОЧЕТСЯ?
В таком случае, есть несколько советов.
Во-первых, можно искать всякие акции и конкурсы от фотографов - особенно часто их делают в межсезонье. С января по май и в ноябре.
Во-вторых, фотографа можно заинтересовать, если предложенная идея имеет ценность для портфолио.
Еще если увидели, что фотограф хочет попробовать себя в новом направлении, смело пишите ему - сможете сэкономить.
В-третьих, есть такие модели, за которыми уже сами фотографы выстраиваются в ряд. Но если вам нравится определенный фотограф, не сидите и не ждите месяцами, что он напишет первым. Красивые фотографии нужны в равной степени и вам тоже)
Нет комментариев