Зинка Мы легли у разбитой ели. Ждем, когда же начнет светлеть. Под шинелью вдвоем теплее На продрогшей, гнилой земле. - Знаешь, Юлька, я - против грусти, Но сегодня она не в счет. Дома, в яблочном захолустье, Мама, мамка моя живет. У тебя есть друзья, любимый, У меня - лишь она одна. Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом бурлит весна. Старой кажется: каждый кустик Беспокойную дочку ждет… Знаешь, Юлька, я - против грусти, Но сегодня она не в счет. Отогрелись мы еле-еле. Вдруг приказ: "Выступать вперед!" Снова рядом, в сырой шинели Светлокосый солдат идет. ...С каждым днем становилось горше. Шли без митингов и знамен. В окруженье попал под Оршей Наш потрепанный батальон. Зинка нас повела в атаку. Мы пробились по черной ржи, По воронкам и буеракам Через смертные рубежи. Мы не ждали посмертной славы - Мы хотели со славой жить. …Почему же в бинтах кровавых Светлокосый солдат лежит? Ее тело своей шинелью Укрывала я, зубы сжав… Белорусские ветры пели О рязанских глухих садах. - Знаешь, Зинка, я против грусти, Но сегодня она не в счет. Где-то, в яблочном захолустье, Мама, мамка твоя живет. У меня есть друзья, любимый, У нее ты была одна. Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом стоит весна. И старушка в цветастом платье У иконы свечу зажгла. ...Я не знаю, как написать ей, Чтоб тебя она не ждала?! Юлия Друнина
    29 комментариев
    437 классов
    Разница в возрасте любви не помеха...
    160 комментариев
    931 класс
    Уроки стиля от княжны Голицыной. Как эмигрантка из России стала законодательницей мод в Италии. «Я русская на 500 процентов», – отвечала она, когда в разные моменты жизни её спрашивали о том, какие чувства она испытывает к стране, которую была вынуждена покинуть в малолетнем возрасте. Годами она пыталась заглушить ностальгию, которая осталась у неё к настоящей родине, хотя она совсем не помнила её. И не хотела возвращаться сюда как обыкновенная туристка. «Я ждала официального приглашения, которое было бы обращено именно ко мне. Я очень хотела, чтобы в России оценили то, чего я достигла за все эти годы», - писала в своей книге Ирина Голицына, российская эмигрантка и известный итальянский модельер. Её близкая подруга, Елена Пушкарская, написала об этом так: «Меня всегда поражало то, что, прожив всю жизнь в Италии, Голицына сумела не оторваться от своей исторической родины. Эта её любимая водочка, которую она предпочитала итальянским винам, русские блюда за столом, фотографии русских князей на стенах и без малейшего акцента литературный русский язык… Правда, чему удивляться — ведь учителем родного языка у неё была дочь самого Льва Толстого…» Когда в 2006 году Ирина Голицына ушла из жизни, об этом не писали в российской прессе и не упоминали в новостях - на Родине её имя было мало кому известно, тогда как за рубежом оно было на слуху - её даже прозвали «причепессой» - принцессой итальянской моды. И это не было преувеличением, ведь по происхождению она была княжной. Представительница знаменитого рода Голицыных (ведущего свою историю с XIII века) после эмиграции стала одной из самых ярких фигур моды 1960-х годов и заставила говорить о себе всю Европу. Её имя прочно вошло в историю мировой моды XX столетия наряду с такими мэтрами, как Ив Сен-Лоран, Джанни Версаче, Джон Галлиано и Карл Лагерфельд. Ирина Борисовна Голицына родилась в Тбилиси в 1918 году, когда в стране шла Гражданская война, которая и определила дальнейшую судьбу девочки. Её отец был кадровым офицером царской армии, который не принял революцию и с приходом к власти большевиков оказался в противоположном лагере. С началом Гражданской войны он ушёл на фронт, где служил в Белой армии под командованием Врангеля, а мать Ирины, Нина Голицына, в 1919 году была вынуждена бежать заграницу. «Твой муж наверняка уже мёртв», - сказал ей знакомый, итальянский консул по фамилии Францони, и посоветовал эмигрировать в Италию. В это время отец Ирины находился в лагере для военнопленных в Польше и не имел никаких сведений о жене и даже не знал, что у него родилась дочь. Только через несколько лет с помощью итальянского консульства его смогут найти, однако, пожив немного с семьей, он покинет Италию, переберётся в Париж и после развода снова женится. ⠀ Голицыным удалось неплохо устроиться в Риме. Жили они, можно сказать, безбедно - на вывезенные драгоценности матери. При этом она сама не сидела без дела, а много работала: давала уроки французского языка, игры на фортепьяно и даже пыталась сниматься в кино, не забывая заниматься воспитанием дочери - в патриотическом духе и любви к Родине. Маленькая княжна Ирина, хотя и ставшая теперь Ирэн, росла в среде русских эмигрантов аристократического происхождения, ведь в их доме частыми гостями были балерина Анна Павлова, князь Феликс Юсупов и Татьяна Сухотина – дочь Льва Толстого. Последняя даже взяла на себя преподавание девочке русского языка по учебнику грамматики начала ХХ века. Поэтому всю жизнь княжна Ирэн Голицына прекрасно говорила по-русски. ⠀ Несмотря на то, что Нина Голицына осталась без мужа, она сумела дать дочери прекрасное образование. Ирэн в совершенстве владела не только русским языком, она блестяще знала английский, итальянский и французский. После окончания школы девушка поступила на факультет политических наук Римского университета - она решила стать дипломатом. «Моей самой большой мечтой было путешествовать, узнать мир и людей», - вспоминала она. В университете Ирина продолжала заниматься языками, в то же время увлекаясь искусством. После окончания обучения, желая быть независимой материально, Ирэн пошла работать. Сначала устроилась переводить новые фильмы с английского языка на итальянский, и именно тогда познакомилась с миром кино и с самыми знаменитыми итальянскими актёрами, ставшими всего через несколько лет её первыми заказчиками. Однако Голицына продолжала мечтать о дипломатической карьере, но всё сложилось по-другому - так, как никто не ожидал. ⠀ Поворотный момент произошёл на выпускном балу учеников римского лицея, который устаивало одно аристократическое семейство. Туда среди прочих была приглашена 18-летняя княжна Голицына, которая удивила всех присутствующих своим красивым нарядом. Дело в том, что у Ирэн не было достаточно средств для покупки вечернего платья, и чтобы не ударить в грязь лицом, девушка рискнула сшить его собственными руками. Однако платье настолько понравилось гостям бала, что Голицына решила увлечься этим занятием всерьёз. «Я записалась на курсы живописи и рисунка и предавалась мечтаниям над страницами журнала «Vogue», - писала она позже в своих воспоминаниях. Со временем Ирэн занялась не только моделированием фасонов, но и начала комбинировать ткани и аксессуары, работая над цельным образом. Прошло совсем немного времени – и она сама, и её окружение поняли, что именно в этом её настоящее призвание. А дворянское происхождение, врождённый вкус, прекрасное образование и круг общения - всё это привило молодой княгине любовь к изяществу и элегантности. ⠀ В начале 1940-х годов Ирэн устроилась работать швеей-мотористкой в небольшое римское ателье, управляли которым сёстры Фонтана. Сегодня имя Фонтана известно во всём мире, но тогда сестёр Джованну, Миколь и Дзоэ мало кто знал даже в родной Италии. Они только-только начинали свой бизнес, а юная аристократка во всём помогала им. В обязанности Ирины входило не только демонстрировать модели, но главное – привлекать своих многочисленных подруг из высшего общества, чтобы они заказывали себе наряды именно в этом ателье. После Второй мировой войны европейские женщины вновь захотели быть женственными и красивыми, и мода тут же откликнулась на эту потребность. Модный дом Фонтана делал решительные шаги, постепенно завоёвывая итальянскую столицу. Уже через пару лет в нём стала одеваться элита - артистическая богема и светское общество. А когда известность модного дома перешагнула границы Италии, среди его клиентов появились многие звезды Голливуда и другие знаменитости. Так, Одри Хепберн, Жаклин Кеннеди, Элизабет Тейлор и Ава Гарднер не упускали возможности блеснуть на мероприятиях в нарядах от Фонтана. ⠀ Ирина Голицына нередко выезжала по делам Дома моды за границу. Во время одной из таких поездок в Париже она познакомилась с Кристианом Диором и Кристобалем Баленсиагой, и это знакомство подтолкнуло её к решительному шагу – созданию собственного дела. В итоге, проработав три года у сестёр Фонтана, Ирэн отправилась в самостоятельный творческий путь. Сначала она открыла собственное маленькое ателье, которое постепенно стало одним из самых популярных не только в Риме, но и во всей Италии. И расширилось так, что превратилось в довольно крупную сеть ателье. Однако первая полноценная коллекция молодого модельера - «Альта мода» - появилась только в 1959 году, характеризуя которую, сама княжна Голицына говорила, что в ней был воплощён приветливый и шутливый характер темпераментных итальянцев. Её первая коллекция получила высокую оценку в мире моды и принесла Голицыной американскую премию и звание «Модельер года». New York Times написал об этом дебюте так: «Родилась новая звезда!». ⠀ Но это было только начало. Коллекция 1962 года, демонстрация которой состоялась во Флоренции в палаццо Питти, принесла Голицыной настоящую славу. Зал, где проходил показ, был просто переполнен - люди сидели даже на ручках кресел, - но всех желающих он всё же вместить не смог. На этом показе впервые появились её знаменитые «пижамы-палаццо» или «дворцовые пижамы», как назвала их хозяйка модного журнала «Vogue» Диана Вриланд. Эти лёгкие костюмы, состоящие из длинной шёлковой блузы и довольно узких брюк, сшитые из самых роскошных тканей и украшенные обильными вышивками, моментально стали бестселлером. «Свободный дух русской княжны оказался очень созвучен началу «космической эры» в моде», - написал тогда один из модных критиков. ⠀ Вообще-то изначально это был домашний костюм Ирины Борисовны, чрезвычайно удобный в носке, но революционный по своей идее. До того момента, как модельер представила этот костюм в своей новой коллекции, брюки крайне редко встречались в гардеробе женщины, но Голицына наряду с Коко Шанель предлагала женщинам одежду не только красивую, но и удобную. Поэтому украшенные жемчугом и драгоценными камнями, расшитые золотыми и серебряными нитями пижамы-палаццо сразу пришлись по душе прекрасной половине человечества, а ряды знаменитых клиенток модельера пополнились. С того времени у Голицыной стали одеваться Элизабет Тейлор, Жаклин Кеннеди, Софи Лорен, Клаудиа Кардинале, Мария Каллас, Моника Витти, Грета Гарбо, Майя Плисецкая... Со многими из них отношения перерастали из деловых в дружеские - так, среди её близких друзей были семьи Онассис, Форд и Кеннеди. «Сначала наше знакомство было заочным, — вспоминала Ирина Борисовна о президентской чете. — Я делала для Жаклин платья и костюмы по её меркам и отправляла в Америку. Но как-то меня пригласили в Белый дом, и мы с Жаклин познакомились и подружились. Однажды мы сидели у неё в спальне и занимались примерками, когда неожиданно вошёл её знаменитый муж. «Что вы здесь делаете?» — спросил он меня. Я не растерялась и ответила: «Сижу на вашей кровати!»… Сама же Ирэн была женой маркиза Сильвио Медичи, с которым венчалась дважды: в русской православной и католической церквях в Риме. ⠀ Основной чертой всех коллекций княжны Голицыной была, по определению модных критиков, «классическая элегантность и сохранившийся навсегда дух аристократизма». Её любимыми цветами были винные: бордо и все его оттенки. В её моделях, представляющих особый стиль в моде, «русское» всегда тесно переплеталось с итальянскими и кавказскими мотивами… И при этом, создавая одежду, Голицына стремилась к удобству и практичности. Поэтому, начав с «от кутюр», модельер постепенно обратилась к прет-а-порте. «Мне всегда нравились нововведения. Свои дефиле, я открывала показом купальных костюмов, добавляя к ним странного вида халаты и головные уборы. Я никогда не завершала дефиле показом подвенечного платья, тем более что это был напрасный труд: ни одна женщина не захочет венчаться в платье, которое было показано публично», — говорила княжна. ⠀ В одно время, это было в 1968 году, фирма Ирэн Голицыной была объявлена банкротом, и это было связано с деятельностью, а вернее, с бездеятельностью её супруга. Он был заядлым игроком, и не спрашивая разрешения жены, брал огромные суммы денег, спуская их на игры. А когда приходили счета и векселя, он, как выяснилось потом, прятал их от жены. Склад этих неоплаченных счетов был в итоге обнаружен, и Ирину Борисовну долго водили по судам. Только благодаря друзьям, которые помогли, Дом Голицыной вновь начал работать, но уже не смог завоевать тех позиций, которые имел в 1960-е годы: мир моды к тому времени уже изменился. ⠀ Ирина Голицына покинула Россию совсем ребёнком и прожила всю жизнь в Италии. Однако она всегда считала себя русской. В своей книге «Из России - в Россию» она написала об этом так: «У меня совсем не сохранилось ясных воспоминаний о том времени, когда нам пришлось покинуть страну, но через всю жизнь я пронесла горькое чувство отрыва от родины. …С годами любовь к моей стране постоянно росла, и я желала вернуться в Россию. …Мне хотелось бы переехать сюда и жить в России, потому что моя душа принадлежит этой стране. Мой образ мыслей и менталитет очень близки к образу мыслей моих земляков. Как и они, я не терплю половинчатости, оговорок и компромиссов. Мы, русские – я говорю это с гордостью, – люди непростые, мы максималисты, нами правят чувства, мы воинственны, но в то же время очень бескорыстны». Долгие годы Ирина Голицына откладывала встречу с Родиной («Я не желала возвращаться туда обычной туристкой и не представляла себя в какой-нибудь гостинице, приехавшей с одной из иностранных групп») и только в 1988 году ей удалось побывать в Москве с показом мод. Сама она рассказывала, что её принимала у себя чета Горбачёвых и с гордостью показывала фото, где она запечатлена вместе с президентом СССР. После этого постепенно её связи с российским миром моды начали налаживаться и укрепляться, и в 1991 году она получила приглашение для участия в телемарафоне в Петербурге, организованном ЮНЕСКО. В следующем году Голицына вновь посетила столицу, побывала на открытии выставки итальянского дизайна и даже прочитала лекцию о моде в Московском государственном университете. А ещё несколько лет спустя, в 1996 году, осуществилась другая мечта знаменитого итальянского кутюрье: на Пушкинской площади в Москве открылся бутик Дома моды Galitzine. ⠀ Будучи в Москве, Ирэн заинтересовалась творчеством молодого российского модельера Игоря Чапурина, и в 1997 году пригласила его работать к себе. Первая коллекция прет-а-порте, созданная Чапуриным для Дома моды Голицыной в 1997-1998 годах, принесла ему высшую награду Ассоциации Высокой моды - «Золотой манекен». Коллекция, названная им «Севастополь, ноябрь двадцатого», была посвящена Ирине Борисовне и всем русским эмигрантам первой волны. ⠀ Однако самым главным событием, связавшим Голицыну с современной Россией, стало издание в Москве книги её воспоминаний «Из России - в Россию», каждая страница которой буквально пропитана ностальгией по Родине. В последний раз княжна приехала в столицу в 2001 году, как раз для того, чтобы принять участие в презентации своей книги. И перед началом мероприятия русская аристократка, которую весь мир считал итальянским кутюрье, заявила: «За всю жизнь я провела в России лишь два первых года свой жизни, но приехав сюда, я почувствовала, что наконец-то нашла свой дом»… Ирина Борисовна хоть и не отмечала свои дни рождения, к 88-летию получила роскошный подарок: стараниями фонда Irene Galitsine при содействии мэрии Рима и посольства России в Италии в престижнейшем концертном зале Auditorium Santa Cicilia, расположенном в двух шагах от Ватикана, была развернута ретроспективная выставка её творчества. На ней было представлено более 70 работ модельера, выполненных в период между 60-ми и 90-ми годами. Весь Рим был увешан афишами, на которых была изображена красавица в красном платье — молодая Ирина Голицына в придуманном ею самой наряде. Казалось, время повернуло вспять, и к Ирине Борисовне вновь вернулись и слава, и молодость, и силы. Она уже с трудом ходила, но по залам Auditorium передвигалась по-королевски, как и положено русской княжне. Рассказывали, что она подходила то к одному, то к другому манекену, трогала материю, вспоминала, словно прощалась… ⠀ Ирина Голицына умерла в 2006 году на 89-м году жизни, но бренд Galitzine продолжил своё существование и после смерти своего создателя. «В целом это была замечательная жизнь», – заключила Ирина Борисовна в своей книге, и с ней трудно не согласиться. В нашем паблике мы каждый день публикуем истории из жизни и любви королевских семей. Подписывайтесь на наш паблик, чтобы не потерять Королевские истории
    202 комментария
    1.4K классов
    Валентин Иосифович, а как Гафт стал Гафтом?
    14 комментариев
    199 классов
    " Ее лицо обладало той магией, которой, скажем, обладало лицо Марлона Брандо. Среди женщин не назову ни одно. Камера настолько его любило, это лицо. Оно становилось само по себе не только произведением пластического искусства, скульптуры, но глубочайшего какого-то смысла, которого там, может быть, и нет. Но так построено лицо, понимаете! Вот когда смотришь на скульптуру – ну мрамор же, холодный, а иногда смотришь на какую-нибудь скульптуру и оторопь берет. Вот у Татьяны, конечно, была вот эта магия, магия лица. Помимо того, что она замечательная актриса. Я влюблен в нее даже был. Да, влюблен. Но нельзя было не влюбиться. Стихи написал. Я вообще стихов не писал, но ей написал стихи. Потом всё пытался ей прочитать. По-моему, так ей и не прочитал их". Андрон Кончаловский. 4 мая 90 лет назад родилась Татьяна Самойлова (04.05.1934 - 04 05.2014) . В этот же день 10 лет назад великой актрисы не стало. Феномен ее актерского дарования для меня так и остается загадкой. Утонченная брюнетка с раскосыми глазами она заставила рыдать человечество по обе стороны Атлантики. Негласный символ Оттепели, она ушла оставив после себя легенду, легенду о вечной молодости и вечной красоте, ибо ее Вероника, ее Анна Каренина не постареют никогда. С днем Рождения дорогая Татьяна Евгеньевна, светлая Вам память. Помню и люблю. P. S. Уже после ее смерти я пришел в гости на Васильевскую улицу, в квартиру, где Татьяна Евгеньевна прожила много лет, меня пригласил ее брат- Алексей, который заботился о своей сестре, особенно в последние годы ее жизни. Фото, которое висело в ее комнате, я увидел впервые. Оно мне так понравилось. Впрочем, все что связано с Самойловой для меня дорого. Она, как мало кто умел одним своим появлением на экране растапливать человеческие сердца. Эдгар- Кирилл Дальберг.
    117 комментариев
    895 классов
    4 мая 1934 года родилась Татьяна Самойлова — советская актриса, народная артистка Российской Федерации. Хрущев обозвал её героиню в фильме «Летят журавли» очень неприличным словом. А Канны ей рукоплескали. Но за любовь и всеобщее восхищение Самойлова заплатила очень дорогую цену. В 1953 году Самойлова была зачислена в Театральное училище им. Б. Щукина. Там она встретила любовь всей своей жизни — красавца Василия Ланового. Свадьба была не то что скромной — если быть честными, её не было вообще. Вскоре после замужества юная супруга забеременела двойней. Лановой был счастлив и попросил жену сохранить беременность. Но Самойлова считала, что дети сейчас им только помешают. «Жить было негде — мы ведь обитали в маленькой комнатке в квартире моих родителей». Расстались Лановой и Самойлова по инициативе Татьяны Евгеньевны. «В 23 года я заболела туберкулезом и попала в туберкулезный санаторий, — вспоминала в кинолегенда. — Мне сделали операцию на легком и повредили плевру. Каждый день — огромное количество уколов». Во второй раз Татьяна Самойлова вышла замуж за журналиста и писателя Валерия Осипова. «Это не была любовь, просто мне было интересно с ним, — говорила в актриса. — Мы прожили 10 лет, под руководством Валерия я читала книги, занималась самообразованием». К сожалению, детей паре Бог не дал, было трагическое несовпадение по группе крови. Именно в тот период она исполнила свою легендарную Анну Каренину. Для того, чтобы сыграть эту героиню, актриса похудела на 10 кг по требованию режиссёра. Следующий официальный брак у Самойловой был с цирковым администратором Эдуардом Мошковичем, с которым актриса прожила 6 лет. В браке родился долгожданный ребёнок — сын Дмитрий. Несмотря на безумно трудную беременность и роды, этот период артистка вспоминала с огромной теплотой. Наконец-то сбылась ее мечта стать матерью. Но брак распался. По признанию легендарной артистки, ей очень хотелось иметь крепкую семью, но мужчину — сильного, надёжного, на которого бы она могла опереться — встретить не удалось. Вернее, однажды ей это счастье было дано — с Лановым. Но этот шанс она не использовала.
    19 комментариев
    148 классов
    Давно устав считать года, Рассвет встречая за рассветом, Бежала жизнь... Зачем? Куда? Ах, если б только знать об этом... И я бежала вместе с ней Девчушкой, озорно, вприпрыжку, И девушкой, став повзрослей, И женщиной… без передышки, Судьбу закинув второпях На тонкие, прямые плечи, Поглубже спрятав боль и страх, Делясь улыбкой с ветром встречным, Порой давая слабину, В сердцах проблемы отпуская, За это чувствуя вину, (Никто об этом пусть не знает). Не ослабляя скоростей, На каблуках, босой, в штиблетах Бежала жизнь... Я вместе с ней... Куда? Ах, если б знать об этом. © Елена Капелька Художники Михаил и Инесса Гармаш
    2 комментария
    34 класса
    «Про меня постоянно неправду пишут! Такую ерунду, что просто удивляешься…» — «золотой мальчик» русского классического балета уже устал отмахиваться от бредней разной степени тяжести в его адрес, и даже нисколько не возмущается «бесчинствами желтой прессы». Ведь давным-давно, когда он только учился танцевать, когда ощутил на себе первые завистливые взгляды, он пообещал себе, что никогда не будет портить нервы склоками и беспокойством из-за пустых слов и наветов злопыхателей. Только за эти годы скопилось столько «легенд и мифов» о жизни Цискаридзе, что не так-то и просто в них разобраться… Николай Цискаридзе с детства знал, что станет артистом балета. Когда мне было тринадцать дней, няня, раскрыв пеленки и увидев мои длинные ноги, сказала: «Балеруном будет!» Все тогда смеялись… Николай поздний ребенок. Мама, учительница физики, родила сына для себя в 43 и сделала все, чтобы подарить своему мальчику мягкое детство. Она считала, что ни о каких кружках и секциях не может идти речи. Детство дано не для работы, а для игры и радости. Поэтому активно водила маленького Николая по театрам. В три года мама впервые повела сына на балет. Постановка так поразила мальчишку, что он воскликнул: «Вот, чем я хочу заниматься». Мама и няня были в шоке. Они считали занятие балетом неподходящим делом для мальчика. Мама вообще мечтала видеть сына юристом, как большинство мужчин в их роду. Но Николай был настойчив: только балет. «Я был страшно упрям. Мне ничего нельзя было приказать, я обязательно делал наоборот». Мама сдалась и отвела его на просмотр в именитый грузинский танцевальный коллектив. Там с восторгом отнеслись к данным мальчика и спросили: «А почему ты к нам пришел?». Николай простодушно высказался: «А меня мама привела. Сам я хочу танцевать балет. Но мама говорит, что в балете мужчины не мужчины». Худсовет лег от хохота и пригласил маму к себе. Ей они сказали: «Мы-то вашего мальчика возьмем, с его-то данными. Но он прирожденный балетный артист: его пластика, его физические данные – все буквально создано для классического танца. Пусть занимается тем, для чего рожден». И мама сдалась. Николай начал заниматься в родном Тбилиси, но вскоре стало ясно, что там его таланту не развернуться. Педагоги настаивали: одаренный мальчик должен учиться в Москве или Петербурге. Один из основных мифов гласит, что Николай изначально «блатной» и попал в балет по протекции из богатой семьи, — вообще ложь с первого до последнего слова: будущего балеруна воспитывала одна мать, с огромным трудом поддерживая его на пути к успеху… — Балет отнял у меня мою маму, которая бы много лет жила, если б не это гребаное искусство! Все было сложно: не было квартиры, денег, мама — на пенсии, я поздний ребенок. Она положила свою жизнь, чтоб я попал в Большой театр… И Николай переехал с мамой в Москву. Он занимался в классе Петра Антоновича Пестова, что считалось очень престижным. Но первый год в Москве дался ему нелегко: одноклассники обзывали Николая чучмеком и смеялись над его акцентом. Вскоре он перестал отвечать на уроках, не потому что не знал тему, а потому что не хотел служить объектом насмешек. Великий педагог Пестов называл Николая не иначе как грузином, а одноклассницы щипали и толкали его, поскольку Цискаридзе «поднимал ногу выше всех». Педагоги ставили двойки по предметам, а ребята несколько раз устраивали «чучмеку» темную. Он почти все время ходил битым, с ним почти никто не разговаривал. Через полгода учебы Пестов стал единственным педагогом, который поставил Цискаридзе 4. Это спасло его от отчисления. По остальным предметам красовались двойки. Классная руководительница на родительском собрании назвала Цискаридзе бездарным и необучаемым. Только вмешательство и заступничество мамы помогло Николаю выдержать тот год. Апофеозом стал эпизод с докладной запиской, написанной родителями соучеников Цискаридзе. Там было написано, что он слишком гибкий и тонкий, мальчики такими быть не могут. Гермафродит, мол, не должен учиться в одном классе с обычными детьми. Николаю пришлось пройти медицинскую комиссию, где жалобы родителей были признаны беспочвенными. О том, насколько неприятной была эта докладная и вся процедура проверки, Николай в то время не понял, вся унизительность ситуации дошла до него годы спустя. Со временем, конечно, учеба наладилась и отношения с Пестовым улучшились. Он запомнил, наконец, имя грузина и начал ставить его на центральное место у балетного станка, что означало одаренность и привилегированность. Тем не менее, Пестов был очень жестким педагогом, и хотя Николай был его любимчиком, не делал ему поблажек. Мастер доводил Цискаридзе перед каждым выступлением до истерики, а потом заставлял брать себя в руки и выходить на сцену. Тогда Николай не понимал, к чему такая жестокость. А спустя годы, когда начал работать в «Большом», проник в великий замысел наставника: «Вы меня выучили так, что даже если меня попытаются убить на сцене, я все равно буду двигаться до тех пор, пока не закончится моя роль». Путь Николая в «Большом» никогда не был устлан розами. Он всегда находился на острие конфликта, у него было немало завистников и врагов. Но жесткая школа Пестова сослужила добрую службу. Многие говорят, что у Николая Цискаридзе ужасный, вздорный характер, из-за чего с ним никто толком не может ужиться… А артист и не отрицает. «Говорят, я неровный. Да, я даже никогда не танцую одинаково. Понимаете, я не люблю ровных людей. Они опасны. Многие говорят, у меня тяжелый характер. А у кого он легкий?! Я довольно рано получил успех, внимание, а людей это всегда безумно злило, и меня пытались обидеть. Люди не могут простить признания. В 23 года стать заслуженным артистом!.. Мне говорили столько ужасных вещей, что я уже давно на это не обращаю внимания». Несмотря ни на какие особенности характера, Цискаридзе быстро зарекомендовал себя как блестящий танцовщик. Он стремительно набирал театральный вес и популярность. Долгие годы он танцевал ведущие балетные партии на известнейших сценах мира, познакомился со многими знаменитыми людьми. Естественно, такое положение не нравилось многим. Его считали выскочкой и выпендрежником. И это мнение имело под собой основания: в своей харизме и таланте Цискаридзе никогда не сомневался, напротив, нередко подчеркивал свою исключительность, называя коллег по цеху «серостью». Цискаридзе всегда проявлял себя как человек принципиальный и никогда не скрывал своего мнения по профессиональным вопросам. За это его и уважали, и не любили. Танцовщика несколько раз пытались уволить из театра. Но окончательно это произошло в 2013 году. Конфликт разворачивался долго. Цискаридзе, в частности, выступал против «вандальной» шестилетней реконструкции театра, «унижения» талантливых артистов. Он получил три выговора со стороны администрации «Большого», один из которых признали недействительным в суде. В конце концов, с артистом не продлили трудовой договор и из театра он был вынужден уйти. Впрочем, сам Цискаридзе всегда утверждал, что никогда не собирался танцевать после 40 лет. Мол, нет ничего нелепее вышедшего в тираж танцовщика, который изображает из себя юношу. Резюмируя свой творческий путь в «Большом» и итоговый разрыв, Цискаридзе отмечал: «Что бы я сказал себе молодому, когда только туда пришел? Иди. Не бойся. Никогда не оглядывайся. Не равняйся на серость. Ни в коем случае. Сохраняй свое лицо и добивайся всегда правды. Что я и делал. Я не изменю ни один день, прожитый в этом театре. Я перед талантом всегда буду стоять коленопреклоненный. Перед серостью я даже не моргну. Мне еще мой педагог сказала, когда я шел против мнения большинства. «Молодец. Только Аполлону служи». Большой театр венчает Аполлон». Разумеется, долго оставаться не у дел Цискаридзе не мог. Далее последовало не менее скандальное вступление в должность в Академию русского балета им. А. Я. Вагановой. Впервые в истории это заведение возглавил человек, не являвшийся его выпускником. Тем не менее, вот уже 10 лет Николай успешно возглавляет учебное заведение, заботится о юном поколении танцовщиков. «Это ответ скептикам, полагавшим, что Цискаридзе ничего не смыслит в хозяйстве, строительстве, административной и учебной работе. Честно говоря, я предпочел бы заниматься не латанием дыр, а искусством. Но специфика нашей профессии очень сильно зависит от бытовых условий: состоянии пола, местонахождения зеркал, освещения и вентиляции в репетиционных залах, гримуборных, на сцене», — прокомментировал свою деятельность на посту ректора Цискаридзе. Цискаридзе считается одним из самых красивых людей в балете, и его утверждение о том, что он вовсе и не пользуется своей внешностью для увеличения своего успеха, кажется почти странным... — Я был некрасивым ребенком, и до сих пор испытываю этот комплекс. И вообще, всю жизнь был гадким утенком. А теперь вот мечтаю состариться красиво: как, например, Жан Марэ, который в свои 80 лет выглядел еще прекраснее, чем в молодости. Вся внутренняя гармония — или дисгармония — человека проявляется у него на лице. Как говаривала Коко Шанель: «В 16 лет мы имеем то лицо, которое дал нам Господь, в 25 — то, которое мы сделали, а в 40 — то, которое мы заслужили». 31 декабря 2023 года артист отметил 50-летие. Что ж, ему есть чем похвастаться и чем гордиться. Что бы ни происходило дальше, в историю русского балета он уже вошел.
    381 комментарий
    2.4K класса
    И так всегда. За пьяною пирушкой, Когда свершается всех дней круговорот, Любой из нас, приподнимая кружку, В нее слезу нечаянно прольет. Мы все устали. Да, устали очень. И потому наш голос за тобой — За васильковые, смеющиеся очи Над недовольною и глупою судьбой. •Сергей Есенин, 1925
    64 комментария
    359 классов
    Владимир Трошин "Не покидай". 4 мая 2014 года не стало Народной артистки России ТАТЬЯНЫ САМОЙЛОВОЙ. 🌹🌹🌹🌹
    5 комментариев
    40 классов
Книги — корабли мысли, странствующие по
волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
Френсис Бекон
________________
картины JUDY GIBSON
Давно устав считать года,
Рассвет встречая за рассветом,
Бежала жизнь... Зачем? Куда?
Ах, если б только знать об этом...
И я бежала вместе с ней
Девчушкой, озорно, вприпрыжку,
И девушкой, став повзрослей,
И женщиной… без передышки,
Судьбу закинув второпях
На тонкие, прямые плечи,
Поглубже спрятав боль и страх,
Делясь улыбкой с ветром встречным,
Порой давая слабину,
В сердцах проблемы отпуская,
За это чувствуя вину,
(Никто об этом пусть не знает).
Не ослабляя скоростей,
На каблуках, босой, в штиблетах
Бежала жизнь... Я вместе с ней...
Куда? Ах, если б знать об этом.
© Елена Капелька
Художники Михаил и Инесса Гармаш
565140042360

Светлана Ткачёва

Добавила фото в альбом

Николай Рерих "Русская Пасха"
Читать дальше
Скрыть описание
«Песни невинности. Ночь»
Заходит солнце, и звезда
Сияет в вышине.
Не слышно песен из гнезда.
Пора уснуть и мне.
Луна цветком чудесным
В своем саду небесном
Глядит на мир, одетый в тьму,
И улыбается ему.
Прощайте, рощи и поля,
Невинных стад приют.
Сейчас, травы не шевеля,
Там ангелы идут
И льют благословенье
На каждое растенье,
На почку, спящую пока,
И чашу каждого цветка.
Они хранят покой гнезда,
Где спят птенцы весной,
И охраняют от вреда
Зверей в глуши лесной.
И если по дороге
Услышат шум тревоги,
Печальный вздох иль тяжкий стон,
Они несут страдальцам сон.
А если волк иль мощный лев
Встречается в пути,
Они спешат унять их гнев
Иль жертву их спасти.
Но если зверь к мольбам их глух,
Неви
565140042360

Светлана Ткачёва

Добавила фото в альбом

Иван Иванович Шишкин "Лесная глушь"
Читать дальше
Скрыть описание
"Ничего не бойся, и никогда не бойся, и не тоскуй. Только бы покаяние не оскудевало в тебе — и все Бог простит. Да и греха такого нет и не может быть на всей земле, какого бы не простил Господь воистину кающемуся. Да и совершить не может, совсем, такого греха великого человек, который бы истощил бесконечную Божью любовь. Али может быть такой грех, чтобы превысил Божью любовь? О покаянии лишь заботься, непрестанном, а боязнь отгони вовсе. Веруй, что Бог тебя любит так, как ты и не помышляешь о том, хотя бы со грехом твоим и во грехе твоем любит. А об одном кающемся больше радости в небе, чем о десяти праведных, сказано давно".
Слова Старца Зосимы
© Фёдор Достоевский "Братья Какрамазовы"
Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом.
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном.
Были годы тяжелых бедствий,
Годы буйных, безумных сил.
Вспомнил я деревенское детство,
Вспомнил я деревенскую синь.
Не искал я ни славы, ни покоя,
Я с тщетой этой славы знаком.
А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом.
Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.
Я любил этот дом деревянный,
В бревнах теплилась грозная морщь,
Наша печь как-то дико и странно
Завывала в дождливую ночь.
Голос громкий и всхлипень зычный,
Как о ком-то погибшем, живом.
Что он видел, верблюд кирпичный,
В завывании дождевом?
Видно, видел
Владимир Трошин "Не покидай". 4 мая 2014 года не стало Народной артистки России ТАТЬЯНЫ САМОЙЛОВОЙ. 🌹🌹🌹🌹
Не растрачивай таланты, Улыбайся, не беги, И свой возраст элегантный Береги. Владимир Никонов
Показать ещё