«Приветствуем тебя – вступающего в братство смелых и сильных духом»
Вы пришли в АСК «Крылатая гвардия» чтобы испытать себя, свою волю, проявить свой характер. Мы рады этому и готовы помочь Вам в осуществлении Вашего желания. - Итак, поехали… (Ю.А.Гагарин 12.04. 1961 г.)
- Перед началом подготовки к прыжкам с парашютом, пройдите медицинский осмотр (даже если Вы уверены в том, что здоровы). Врач определит, годны Вы к прыжкам или нет;
- Займитесь подготовкой вашего опорно-двигательного аппарата к восприятию нагрузок:
ежедневно выполняйте не менее 100 приседаний (можно суммарно), при этом ступни и колени держите плотно прижатыми друг к другу;
ежедневно совершайте пешие прогулки по сильнопересеченной местности, изобилующей камнями, кочками, канавами, рытвинами и т.п. препятствиями – тем самым Вы укрепите связки голеностопных суставов;
ежедневно делайте не менее 20-ти кувырков вперед, назад, вправо, влево – этим Вы разовьете вестибулярный аппарат и ловкость тела;
- Занимайтесь физкультурой и спортом – тренированный человек легче переносит нагрузки в воздухе и при приземлении. (В здоровом теле – здоровый дух!);
- Следите за своим весом. Человек массой 90 кг и более к прыжкам с парашютом не допускается, так как очень велик риск, получить травму при приземлении;
- Будьте позитивны в мыслях и поступках (Добро приходит к добру);
- Не пропускайте тренировочных занятий по подготовке к прыжкам (победа в воздухе, добывается трудом на тренаже);
- Непонятно что либо, спросите - не стесняйтесь (в воздухе Вам, подсказать и помочь будет некому)
- Не бойтесь - («…Смелость города берет…» А.В. Суворов)
Немного истории…
Идея парашюта, устройства для безопасного спуска с высоты, появилась задолго до полета первого воздушного шара, не говоря уже о самолете. Однако название "парашют" пришло в технику значительно позже рождения идеи. "Парашют" – происходит от двух французских слов: "пара" (против) и – "шюте" (падение).
Из старинных преданий, легенд, рассказов путешественников средневековья известно об использовании устройств, напоминающих зонты, для прыжков с башен и обрывов. Жители Китая, Африки и юго-восточной Азии еще в глубокой древности хорошо знали о тормозящих свойствах вогнутых поверхностей. Однако лишь в конце 15 века появился первый технический проект парашюта. Предложил его великий итальянский ученый инженер и художник Леонардо да Винчи. В сборнике рукописей Леонардо да Винчи "атлантическом кодексе" среди других конструкций приведен эскиз парашюта с куполом в форме четырехгранной пирамиды. Ученый писал: "Если у человека есть шатер из прокрахмаленного полотна, шириною в 12 локтей и вышиною в 12, он сможет бросаться с любой высоты без опасности для себя". Учитывая, что длина локтя примерно 0,6 м, площадь купола парашюта в основании составляет более 50 квадратных метров, т.е. была и в самом деле достаточной для безопасного спуска. Проводил ли да Винчи какие-либо опыты со своим парашютом или ограничился лишь эскизом и кратким описанием его, неизвестно.
Огромный вклад в развитие парашюта внес наш соотечественник Глеб Евгеньевич Котельников. Он вошел в историю техники, как изобретатель первого в мире авиационного ранцевого парашюта. Котельников изобрел ранцевый парашют в 1911 году, но патент на изобретение, Г.Е.Котельников получил в январе 1912 года во Франции. Парашют получил название РК-1 (ранцевый Котельникова – первый). И только в 1912 году Котельников получил разрешение царского правительства на испытание своего парашюта в воздухе. Испытание состоялось 19 июня. Высота полета шара 200 м, вес манекена 80 кг. Испытания прошли успешно. Практически было доказано, что парашют надежен и обеспечивает безопасное приземление. Парашюты начали поступать на вооружение российской авиации. Но не конструкции Котельникова, а французской фирмы "Жюкмесс". Конструкторский плагиат здесь очевиден, ведь патент Котельников получил во Франции.
В последние годы парашюты сильно изменились и получили огромное распространение. Существует несколько видов парашютов: стабилизирующие, тормозящие, грузовые, спасательные, военные, спортивные и т.д. Круглые и овальные купола из спорта постепенно вытеснили купола нового поколения. Это купола типа "крыло", впервые появившееся в 70-х годах, они обладают хорошей маневренностью и устойчивостью. Современные парашюты развивают горизонтальную скорость до 20 - 27 м\с ,весят всего несколько кг, и имеют площадь до 16 квадратных метров. Данные купола не имеют стабилизирующих парашютов и рассчитаны на более опытных спортсменов. Парашютная техника развивается в направлении уменьшения веса, объема парашюта и увеличении маневренности, скорости и надежности.
Немного теории…
Спуск под куполом парашюта может происходить только в воздухе, в безвоздушном пространстве осуществить спуск под куполом парашюта невозможно. Так какие же силы заставляют парашют «предотвратить падение». Двигаясь в воздушной среде, любое тело принимает на себя удары мельчайших частиц встречного потока воздуха, испытывает трение о воздух, увлекает часть воздуха за собой, т.е. затрачивает энергию на свое передвижение, преодолевая при этом сопротивление воздуха. Чем плотнее среда, в которой движется тело, тем сопротивление будет больше.
Завершающий этап прыжка с парашютом – приземление – является самым сложным и ответственным. Неопытные парашютисты считают приземление простым делом. В действительности же это наиболее сложный этап прыжка, требующий совершенного знания техники приземления, хладнокровия, рассудительности и умения владеть своим телом и парашютом. Основное при приземлении – держать правильно тело и особенно ноги, уметь встретить землю и определить направление и скорость ветра. Сила удара при приземлении зависит от скорости приземления (скорости тела в момент касания земли) и от быстроты потери этой скорости. При мгновенной потере скорости, сила удара достигает очень большой величины. Однако на практике резкого уменьшения скорости не происходит. Всегда имеется некоторый момент, в течение которого она затухает. Например: приземляясь, парашютист сначала касается земли ногами и воспринимает ими удар, ноги, подгибаясь, амортизируют силу удара и передают его далее на корпус. Таким образом, нагрузка распределяется по всему корпусу равномерно. В течение этого времени гасится скорость приземления.
Начинающие парашютисты совершают прыжки с парашютом типа Д-1-5У в комплекте с запасным парашютом З-5. Вот их краткие технические характеристики,-
Д-1- 5У
Парашют предназначен для совершения учебных и тренировочных прыжков. Этому способствует небольшая скорость снижения и горизонтального перемещения парашюта, высокая надежность его работы, управляемость, плавность раскрытия и устойчивость при снижении.
Конструкция парашюта обеспечивает:
а) надежную работу на высоте до 2200 м и как при немедленном введении его в действие на скорости полета горизонтально летающего самолета до 250 км/ч, так и с любой задержкой ранца, при этом перегрузки, возникающие в момент наполнения купола, не превышают 10g;
б) минимально безопасную высоту прыжка из горизонтально летящего самолета на скорости полета 180 км/ч при немедленном введении парашюта в действие – 150 м;
в) среднюю вертикальную скорость снижения, приведенную к стандартной атмосфере, на участке 30-35 м от земли 5,11 м/с;
г) устойчивость при снижении;
д) управление парашютом при помощи двух строп управления;
е) разворот купола и горизонтальное перемещение парашюта в процессе снижения, причем:
- РАЗВОРОТ КУПОЛА НА 360° В ЛЮБУЮ СТОРОНУ ЗА ВРЕМЯ НЕ БОЛЕЕ 18 СЕКУНД ПРИ НАТЯЖЕНИИ ОДНОЙ ИЗ ДВУХ СТРОП УПРАВЛЕНИЯ;
- горизонтально перемещение парашюта вперед со средней скоростью 2,47 м/с;
ж) Масса парашюта – не более 17,5 кг.
З-5
Запасные парашюты применяются при всех учебных и тренировочных прыжках. Вводятся в действие запасные парашюты в случаях отказа основного парашюта или при особых заданиях.
Запасный парашют З-5 предназначен:
а) для спасения парашютиста в случае отказа или ненормальной работы основного парашюта;
б) для учебных тренировок, проводимых с целью обучения пользования им.
Запасный парашют З-5 обеспечивает при общем весе парашютиста с парашютом 140 кг надежность действия и следующие тактико-технические данные:
а) надежную работу на высоте до 1000 м при введении его в действие на скорости горизонтально летящего самолета 350 км/ч по прибору с задержкой в раскрытии ранца от 3 и более секунд, при этом максимальные перегрузки, возникающие в момент наполнения купола парашюта не превышает 16g;
б) надежную работу в случае ненормальной работы основного парашюта, а именно при:
- порыве купола или обрыве строп;
- несходе чехла с купола основного парашюта;
- защемлении нижней кромки купола основного парашюта;
- перехлестывании купола основного парашюта стропами;
- полном отказе основного парашюта;
в) минимальную безопасную высоту применения горизонтально летящего самолета на скорости самолета не менее 120 км/ч при немедленном введении парашюта в действие – 100 м.
При этом время снижения на полностью наполненном куполе парашюта не менее 4 сек.
г) вертикальную скорость снижения, приведенную к стандартной атмосфере, замеренную на участке 30-35 м от земли, при весе парашютиста с парашютами 120 кг не более 7,5 м/с и при весе 140 кг – не более 8,5 м/с;
д) введение парашюта в действие правой или левой рукой;
е) усилие, необходимое для выдергивания вытяжного кольца, не более 16 кг;
ж) масса парашюта не более 5,2 кг.
Накануне прыжка…
С вечера, - приготовьте необходимые вещи: - спортивный костюм, защитный комбинезон (камуфляж) если имеется, удобную обувь (кроссовки, ботинки с высокими берцами – предпочтительнее), легкую куртку (по утрам на аэродроме прохладно), документы (заявление, паспорт) и лягте спать пораньше (утро вечера - мудренее). Никаких 100 грамм для храбрости!!!
Проснувшись, - легко, но калорийно позавтракайте, обязательно сходите в туалет, возьмите с собой на аэродром термос с чаем (кофе), бутерброды – когда будете обедать неизвестно, а энергии потратите много. Взяв, - приготовленные с вечера вещи, за 5 минут до указанного времени (точность – вежливость королей), прибудьте к месту сбора. Далее действуйте по указаниям инструктора…
Совершение прыжка…
Группа парашютистов (корабельная группа) под руководством выпускающего, после проверки на контрольной линии, направляется к самолету. Подход к самолету осуществляется с безопасной зоны. Посадка в самолет осуществляется в последовательности обратной совершению прыжка, то есть первыми в самолет заходят парашютисты, которые будут выполнять прыжок крайними и наоборот. Размещение в самолете осуществляется на скамейках, начиная с правого борта от кабины пилотов. 3 парашютиста, которые будут прыгать первыми, садятся на скамейку по левому борту у двери.
Во время полета парашютистам запрещается без команды выпускающего вставать, покидать свои места, меняться местами с товарищами, поправлять предметы обмундирования и снаряжения у себя или у товарища, отвлекать выпускающего от исполнения им обязанностей.
Для выполнения прыжка с парашютом подаются следующие команды:
предварительная – «Приготовиться», два гудка сирены и желтый плафон сигнализации;
исполнительная – «Пошел» длительная сирена и зеленый плафон сигнализации.
В случае необходимости прекратить выброску подается команда «Отставить» - прекращение сирены и красный плафон сигнализации. Команды подаются штурманом ВС или выпускающим.
По команде «Приготовиться» парашютисту необходимо встать, занять исходное положение для прыжка и ожидать следующей команды. По команде «Пошел» парашютист, не задерживаясь, отделяется от ВС. Отделение от ВС производить «СОЛДАТИКОМ», плотно сгруппировавшись. После отделения от ВС парашютист контролирует время наполнения купола парашюта, которое составляет 2-3 секунды при принудительном способе раскрытия парашюта.
Характерные ошибки при отделении от ВС:
слабый толчок может привести к соприкосновению парашютиста с частями ВС, что чревато получением травм;
отделение головой вниз «рыбкой» может привести к попаданию ног в стропы парашюта и к отказу парашюта или приземлению вниз головой;
отделение боком к земле может привести к попаданию рук в стропы, что в свою очередь может привести к вывиху или перелому рук;
отделение с вращением «сальто» приводит к обматыванию парашютиста парашютом, что вызывает полный отказ купола парашюта, и к невозможности воспользоваться запасным парашютом.
Почувствовав динамический удар парашютист обязан:
убедиться в полном раскрытии купола парашюта и в его исправности (купол, стропы, замки отсоединения свободных концов);
убедиться в отсутствии вероятности схождения в воздухе с другими парашютистами;
определить свое местонахождение относительно площадки приземления;
определить по «колдуну» на старте или по дыму направление ветра у земли и возможную траекторию снижения под парашютом;
развернуть купол парашюта в нужном направлении, при необходимости применить скольжение;
заправить глубже под бедра круговую лямку подвесной системы;
приготовиться к приземлению.
Во время снижения под куполом парашюта парашютист должен следить за снижающимися парашютистами (для предотвращения схождения в воздухе), за глиссадой снижения и расчетным местом приземления для своевременного ухода от препятствий. Траектория движения просчитывается заранее. Для коррекции глиссады используется собственная скорость парашюта или скольжение.
Парашютист, находящийся выше или сзади, уступает путь парашютисту, находящемуся ниже или спереди (верхний отвечает за нижнего, а задний за переднего).
Перед приземлением, на высоте 150-100 м парашютист должен:
развернуться на «малый снос»;
определить свое движение относительно земли и место приземления;
приготовиться к приземлению (руки на свободных концах или на стропах управления, ноги напряжены, соединены в коленях и ступнях, слега согнуты и в зависимости от силы ветра вынесены вперед);
ступни ног держать параллельно земле.
Приземление – завершающий этап прыжка, требующий от парашютиста концентрации внимания и строгого соблюдения, установленных правил безопасного приземления.
После касания земли не пытаться устоять на ногах, выполнить перекат (кульбит). Голову и руки при этом поджать к груди. Категорически запрещается опираться на выставленную прямую руку, ладонь или локоть. В момент касания поджимать ноги под себя или «искать» землю ногами запрещается.
Гашение купола парашюта при протаскивании осуществляется забеганием с подветренной стороны от купола или подтягиванием нескольких нижних строп или строп управления до полного погашения купола.
После приземления парашютист должен собрать и уложить парашют в переносную сумку, прибыть на старт, доложить РПП о выполнении прыжка и сдать парашюты дежурному по площадке приземления.
Причинами травматизма при приземлении могут быть:
недостаточная психологическая подготовка (страх перед прыжком, боязнь высоты и приземления, сомнения в правильности своих действий);
нарушение техники приземления (приземление с вращением, встреча земли боком, с расставленными ногами или не на всю ступню, с выставлением руки или локтя, с неправильно выполненным кувырком, попытка «найти» приближающуюся землю ногами и т.п.);
приземление на препятствие или на неблагоприятную подстилающую поверхность;
повышенная скорость приземления;
низкая общефизическая подготовка парашютиста;
пренебрежение мерами безопасности и переоценка парашютистом своих возможностей.
Действия парашютиста при полном и частичном отказе основного парашюта.
При высокой степени надежности парашютной системы Д-1-5У иногда могут произойти отказы парашютной системы. Отказы бывают полные и частичные. К полным отказам относятся – нераскрытие ранца, несход чехла с купола. К частичным отказам относятся – перехлест купола стропой (стропами), порыв купола, обрыв строп.
Действия парашютиста при полном отказе основного парашюта:
свести ноги вместе и плотно поджать их под себя;
левую руку плотно прижать к левому боку и бедру;
опустить голову вниз и найти взглядом вытяжное кольцо запасного парашюта;
взяться за него правой рукой и выдернуть кольцо на полную длину руки;
выбросить кольцо запасного парашюта, оставив правую руку отставленной в сторону;
после открытия запасного парашюта попыток к открытию основного парашюта не предпринимать.
Действия парашютиста при частичном отказе основного парашюта:
свести ноги вместе и поставить их «столиком»;
левую руку наложить на клапаны ранца запасного парашюта;
опустить голову вниз и найти взглядом вытяжное кольцо запасного парашюта, взяться за него правой рукой;
выдернуть кольцо на полную длину руки и выбросить его;
ослабив пальцы левой руки позволить клапанам ранца запасного парашюта разойтись в стороны под действием ранцевых резин;
просунув правую руку между куполом запасного парашюта и ранцем, взять купол запасного парашюта двумя руками;
энергично отбросить купол вперед и вверх (при наличии осевого вращения купол отбрасывать в сторону вращения);
помочь выходу строп из сот ранца, энергично перебирая стропы руками;
если после выхода из ранца строп купол не наполняется, взять две верхние стропы, потянуть их на себя одновременно поднять вверх и развести в стороны.
Комментарии 1