Елизавета Сергеевна родилась 17 мая 1941 года. Играла в Московском Драматическом театре им. Станиславского, в основном, трагические и острохарактерные роли. Она получала удовольствие от игры и это удовольствие передавалось залу.
Окончила студию при театре и стала актрисой Театра имени К.С. Станиславского в Москве (1960-1994).
В кино Никищихина сыграла много меньше, чем в театре. Кинорежиссёры использовали, в основном, типаж актрисы — чудаковатость, «улыбчивость», скороговорку. Она ни разу не сыграла главную роль, хотя образ немолодой, одинокой директрисы в картине «Виктория» вполне мог бы сойти за центральный. А в 1990-е годы актриса вообще взбунтовалась. Сценариев-то предлагали достаточно, но она твердила: "Это такой ужас: мат, человеческая деградация, уродство. Не хочу этим заниматься. Даже если бы мне нечего было есть и не в чем ходить".
Между тем поддерживать физическую форму стало трудно, особенно если учесть, что актриса не умела халтурить, играть "в полноги", на голой технике. Никищихина понимала, что в её возрасте нужен ежедневный тренинг, массажи. Бескомпромиссно отвергая возможность заработать легкие деньги, она в то же время очень нуждалась в средствах хотя бы для поддержания физических кондиций — чтобы тело не теряло гибкости, чтобы сохранять свой актёрский инструмент безупречно настроенным и быть готовой к работе любой сложности. Сетовала, что даже к врачу не может пойти, потому что ему надо заплатить ("Во мне 42 кило. Ну сколько я ещё продержусь?") А в то же время не желала размениваться на рекламу и антрепризу.
В жизни Елизавета Сергеевна была человеком закрытым и очень одиноким, несмотря на признание коллег. Трагическая судьба Антигоны, которую она играла, перекинулось отчасти на её собственную человеческую судьбу. В жизни она дорого платила за тот свет, что излучала на сцене и на экране.
В сорок лет закрыты все три спектакля с её участием, ролей в кино нет... Неудачи творческого характера сказывались на всём – даже на отношениях с дочерью.
"В середине 80-х у мамы начались срывы, которые были связаны с её бедами и переживаниями, – говорит Екатерина Никищихина. – Ко мне эти срывы отношения не имели, но так или иначе меня затрагивали. К сожалению, я воспринимала всё слишком лично, тем более что с детства привыкла видеть маму другой – весёлой, изящной, искрящейся, с потрясающим чувством юмора... Многие наши ссоры сегодня больно вспоминать. В какой-то момент отношения с дочерью разладились совсем. Катя рано вышла замуж, родила сына. Решено было разменять квартиру – и Елизавета Сергеевна переехала в однокомнатную на «Петровско-Разумовской». Потом обменяла её на коммуналку в центре, на улице «Правды», говорила, что хочет перебраться поближе к театру. Ей было безразлично, где, в каких условиях жить. Главное – ради чего. А работы всё не было.
Актрису нашли мёртвой в один из октябрьских дней 1997 года. Хотя она и жила тогда в коммуналке, но вызвать скорую оказалось некому....
Комментарии 1