Обсуждаемые темы

ШУТИМ С ЛЮБОВЬЮ

Женские брачные объявления из российских дореволюционных газет конца ХIХ — начала ХХ веков.
1.«Молоденькая самостоятельная вдовушка, хорошенькая. Из аристократической семьи, зовёт на счастливый брачный союз. Расстоянием не стесняться. Предпочтение военным».
2. «Зятя в дом ищут приличного, молодого и образованного, хотя бы без средств».
3. «Только что кончившая гимназию девица желает выйти замуж за холостого или бездетного вдовца с состоянием. Возраста не стесняться». «20-ти лет, образованная барышня ищет мужа миллионера, непременно пожилого, во избежание неверности».
4. «Бедная, но честная девушка 23 лет, красивая и интеллигентная, ищет человека, который бы спас её от нужды и порока, куда её толкает тяжёлая жизнь. Будет благодарная своему будущему мужу».
5.«Ради Бога, спасите, кто может! И пока не поздно. Я грузинка, знатного происхождения, с Кавказа, красавица, мне 18 лет, безусловно честна, нравственно воспитана, образована, пою и играю, хорошо знакома с великосветской постановкой дома. Вследствие печальных событий, имевших место на родном Кавказе в 1905 и 1906 гг., дела и благосостояние моего дома погибли в пламени и от разграбления и судьба забросила меня в Ригу, где я поступила на службу, но все-таки положение моё постепенно ухудшается. Несмотря на то, что тружусь, не покладая рук, крайне нуждаюсь. Пользуясь моим беспомощным положением, меня эксплуатируют и искушают, как долго выдержу — не знаю. Спасите, кто может! Согласна выйти замуж за того, кто обеспечит мне честное существование и защитит от обид. Во избежание излишней переписки желательна фотографическая карточка, которую с благодарностью возвращу. На оплату корреспонденции прошу почтовую марку. Жду спасителя — честного, благородного и бескорыстного, буду верной женой».
6.«Красивая, с русалочьими глазами, вся сотканная из нервов и оригинальности, зовет на праздник жизни интеллигентного, очень богатого господина, способного на сильное яркое чувство; цель — брак».

НОТНЫЕ ИЗДАНИЯ, ВЫШЕДШИЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945) В ФОНДЕ ОТДЕЛА РЕДКИХ КНИГ.

Репертуар нот, изданных в годы Великой Отечественной войны, крайне разнообразен: издавались не только ноты военно-патриотической тематики, печатались также классические произведения, как русских, так и зарубежных композиторов, русские народные песни, произведения композиторов союзных республик, детские песни, новинки композиторского творчества.
Выпускались из печати произведения русских классиков – Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, Даргомыжского, а также произведения современных композиторов – Д. Шостаковича, С. Прокофьева и др.
Мы гордимся тем, что в фонде отдела редких книг сохранились нотные издания - подлинные шедевры военного времени.
При подготовке материала использованы интернет источники.
#библиотекаПушкинаМордовия #Cаранск #РедкийФондПушкинки #ПушкинкаРаритеты #национальнаябиблиотека #отделредкихкниг#ЧтимХранимПриумножаем

ПАСХА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Пасха, Светлое Воскресение Христово, всегда занимала в творчестве писателей особое место. Пасха дала русской литературе образы, мотивы, сюжеты, а также жанр пасхального рассказа.Такие русские писатели, как Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский, Л. Н.Толстой, Н.С. Лесков, А. П.Чехов, Л. Андреев, А. И. Куприн, Ф.М. Сологуб, И. С.Шмелев, И. А. Бунин и многие другие в свои произведения включали события, происходящие или связанные с пасхальной неделей.
Александр Куприн
ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА
"И правда: что поделаешь, когда не везет? Приходится смириться, закрыть глаза, не дышать, спрятаться куда-нибудь в угол, накрыться с головой одеялом и терпеливо ждать смерти, в надежде, что при будущем земном воплощении судьба, вместо спины, повернется к тебе лицом.
Мне, милый мой, никогда и ни в чем не везло. Есть люди, которые ставят пятнадцать раз подряд на zero и, вопреки теории вероятностей, каждый раз выигрывают. Есть удивительные счастливцы на уличные находки, на лотереи-аллегри и на выигрышные билеты. Существуют удачники, благополучно избегающие пожаров, крушений на железных дорогах, заразных болезней, начальственного гнева, бешеных собак и карманных жуликов. Но есть и несчастные, жалкие, позорные, смешные и презренные пасынки жизни, которых судьба с утра до вечера, из года в год, стукает и стукает по голове, как деревянных турок в музее восковых фигур. Из этих париев я — номер первый; в том нет никакого сомнения.
Припомните из своего прошлого или по чужим рассказам или просто вообразите себе любой случай, любое положение, и я наверно приведу вам аналогичное обстоятельство из своей злосчастной жизни, при котором я неизменно летел вверх тормашками, падал и еле-еле вставал с шишкой на лбу Да вот вам живой пример. Завтра у нас Светлое Воскресение, и я по всем этим вашим кулечкам, сверточкам и картоночкам вижу, что вы несете домой праздничные подарочки: разные там яички со змеями, составные яички с колечками, барашками, цветочками. Вижу, как вы целый день бегали по магазинам в толпе, в давке, забыв даже об еде, и теперь, счастливые, усталые и голодные, зашли сюда, в кабачок, перекусить на скорую руку. Ну, вот я вам и расскажу, как через одно пасхальное яичко я лишился наследства, родни и поддержки, и все это в самых отроческих годах. Был я тогда длинным и нескладным шестнадцатилетним балбесом, которого туряли из всех гимназий и из всех училищ, к большому огорчению нашей бедной и многочисленной семьи. Единственной нашей поддержкой был старик дядя — человек холостой и богатый, черствый и самолюбивый, вспыльчивый и капризный. Несмотря на свои семьдесят лет, он был черен волосом, как навозный жук, и имел желтое, сжатое в комок морщин лицо. Он был беззубый и всегда двигал нижней челюстью влево и вправо, точно задумчиво что-то пережевывал.
На Пасху мы неизменно подносили ему подарки: стишки, написанные каллиграфически на веленевой бумажке и перевязанные голубой ленточкой, вязаные салфеточки — изделия моих сестер, крашенные дома яйца и т. д. Дядя принимал нас и наши подарочки, давал нам целовать свою коричневую маленькую ручку, похожую на мощи, одарял нас маленькими золотыми монетами и отпускал до Рождества или до своих именин. И это повторялось из года в год, трижды в год, почти без изменения: на Рождество, на Пасху и на его именины. Но мне посчастливилось удивить нашего дядю совсем неожиданным подарком. В конце Великого поста я проходил по улице и в окне цветочного магазина увидал большое, с человеческую голову величиною, яйцо. На нем, на его белой, гладкой, блестящей поверхности зелеными буквами из проросшего кресс-салата было написано: «Я был лысым».
Это пленило меня. Но, как я ни был глуп и доверчив, я все-таки нашел надпись немного неподходящей к праздничному дню. Надо было войти в магазин прицениться и условиться.
Цена яйца была шестьдесят копеек. Стоило только написать водою на нем любые буквы и посыпать семенами кресс-салата, как в продолжение недели на нем зеленым цветом вырастали сладкие пасхальные слова.
— Я бы, — сказал я робко, — мне бы не хотелось... я был лысым...
— О, это пустяки... Вот вам яйцо, которое уже посеяно. Через неделю ростки взойдут, и оно будет собою представлять очаровательное простое зеленое яйцо. Нам все равно: с надписью или без.
Я согласился. И понес яйцо домой. В дверях немец сказал мне, что яйцо нужно держать непременно в темноте.
В воскресенье я с робостью впервые поглядел на мой пасхальный подарок, спрятанный мною в темном чулане. Это было очаровательное, бархатное зеленое яйцо. Я положил его в картонку от шляпы и понес.
Было все по порядку: стишки, вязанье, раскрашенные барашки, целованье руки и так далее. Наконец я раскрыл картонку и вытащил мое яйцо. Вообразите себе, что на нем, на зеленом поле, четкими, желто-золотыми буквами было написано: «Я был лысым!»
Бог знает, почему это получилось. Недосмотр артельщика, ошибка садовода или моя торопливость? Вернее всего, моя вечная неудача.
Дядя вдруг из светло-кирпичного сделался темно-кирпичным, потом пунцовым, потом пурпуровым, затем сизым. И вдруг, сдернув с себя черно-синий парик, бросил его на землю и закричал:
— Мерзавец, проклинаю тебя и лишаю наследства отныне и во веки веков, аминь! Вон!.. Идиотская насмешка! Интриганы! Вон!..
Но я стоял неподвижно и в дрожащих руках держал зеленое яйцо с яркой, солнечной надписью: «Я был лысым», а напротив меня качалась голова с черепом, голым и блестящим, как бильярдный шар.
Как меня вывели на улицу, я не помню".
Отдел редких книг и работы с книжными памятниками
последний комментарий 21 апреля в 20:42

МИНИАТЮРНЫЕ ИЗДАНИЯ Н.С. ЛЕСКОВА В ОТДЕЛЕ РЕДКИХ КНИГ

Николай Семёнович Лесков (16 февраля 1831 - 5 марта 1895) был выдающимся русским писателем и журналистом. Он известен своими проницательными и часто ироническими рассказами, которые освещают широкий спектр русской жизни и общества. Его знаменитые произведения включают «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда» и «Соборяне».
Одна из самых знаковых работ Лескова «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» была впервые опубликована в 1881 году. Она рассказывает о мастере-косом Левше, который сумел подковать столь малую стальную блоху, что удивил своим талантом даже зарубежных гостей. Это произведение отражает не только мастерство Лескова как рассказчика, но и показывает его внимание к деталям, позволяющее читателю полностью погрузиться в атмосферу того времени.
В нашем отделе хранятся два экземпляра данного произведения в миниатюрном формате. Первая книга (70х90/64) была выпущена в 1981 году издательством «Советская Россия» к 100-летию опубликования сказа. Издание в тканевом переплете с окрашенным в серый цвет верхним срезом, есть ляссе. Книга богато проиллюстрирована художником Аркадием Тюриным. Любопытно, что на каждой нечетной странице нарисована маленькая блоха, которая при быстром пролистывании скачет по книге.
Второй экземпляр «Левши» 1981 года от издательства «Книга» еще меньшего формата (84х108/128). На суперобложке изображен Левша, а на ее клапанах расположены высказывания А.М. Горького и Игоря Грабаря о книге. Белоснежная переплетная крышка украшена золотым тиснением с гербом города Тулы, также есть ляссе. Издание содержит вступительную статью Л. Аннинского, комментарии, список каламбуров и неологизмов Н.С. Лескова и выборочный библиографический список. Все иллюстрации выполнены художником Н. Кузьминым.
Приходите в Отдел редких книг (8 этаж 1 корпуса, к.805), чтобы лично посмотреть на мастерство миниатюры!
#библиотекаПушкинаМордовия #Cаранск #РедкийФондПушкинки #ПушкинкаРаритеты #национальнаябиблиотека #отделредкихкниг #редкиекниги #Лесков #миниатюрныекниги
Отдел редких книг и работы с книжными памятниками
последний комментарий 18 апреля в 10:26

ВЫСКАЗЫВАНИЯ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА О КНИГАХ

«Почитай поэзию — доброй, умной старушкою, к которой можно иногда зайти, чтоб забыть на минуту сплетни, газеты и хлопоты жизни, повеселиться ее милым болтанием и сказками; но влюбиться в нее — безрассудно».
«Действие человека мгновенно и одно, действие книги множественно и повсеместно».
«Да, книг, ради Бога, книг!.. Стихов, стихов, стихов! Это пища для души».
«Дружина ученых и писателей, какого б рода они ни были, всегда впереди во всех набегах просвещения, на всех приступах образованности. Не должно им малодушно негодовать на то, что вечно им определено выносить первые выстрелы и все невзгоды, все опасности».
«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная».
«Никакое богатство не может перекупить влияние обнародованной мысли. Никакая власть, никакое правление не может устоять против всеразрушительного действия типографического снаряда. Уважайте класс писателей…»
А. С. Пушкин
Отдел редких книг и работы с книжными памятниками
последний комментарий 14 апреля в 16:12

К 215 ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ГОГОЛЯ

В 2024 году отмечается 215 лет со дня рождения самого мистического писателя - Н. В. Гоголя.
Хотим представить Вашему вниманию замечательную книжицу миниатюрного формата "Ночь перед рождеством" из нашей коллекции.
"Ночь перед Рождеством" - одно из самых известных произведений Николая Васильевича Гоголя, которое вышло в свет в 1832 году в цикле под общим названием «Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком». Оно положило начало уникальной гоголевской манере письма, которую позже назовут «смехом сквозь слезы».
А.С. Пушкин так писал об этом произведении: "Сейчас прочел "Вечера близ Диканьки". Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная. Наборщики помирали с хохоту, набирая его книгу… Поздравляю публику с истинно веселою книгою".
Миниатюрное подарочное сувенирное издание (размер блока 50х65 мм) вышло в 2006 году в издательстве "Муза" (г. Москва). Она - великолепный повод для читателя познакомиться и сразу влюбиться в эту завораживающую повесть! Иллюстрации в ней - по мотивам работ художников В. Замирайло, А. Лаптева и Б. Прохорова.
Приходите в библиотеку почитать эту книгу, чтобы погрузиться в гоголевский мир Диканьки!
При подготовке материала использованы интернет источники
Отдел редких книг и работы с книжными памятниками
последний комментарий 14 апреля в 09:04

ЮБИЛЯРЫ ГОДА: Д.И. ФОНВИЗИН: К 280 ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

14 апреля исполняется 280 лет со дня рождения Дениса Ивановича Фонвизина (1745 - 1792) - одного из образованнейших людей своей эпохи. Он был писателем и драматургом, публицистом и переводчиком. Его по праву считают создателем национальной русской бытовой комедии, самые известные из которых «Недоросль» и «Бригадир».
Он создает свои первые произведения с 1760-х годов, его раннее творчество отличается острой сатирической направленностью.
Параллельно писатель занимался и переводами: в 1761 году он перевел на русский басни Хольберга, в 1762 году – произведения Террасона, Вольтера, Овидия, Грессе, Руссо.
В 1768 году писатель создает сатирическую комедию «Бригадир», которая получила широкий резонанс и автора приглашали в Петергоф для чтения произведения самой императрице Екатерине II, в 1783 году - одно из лучших произведений русской публицистики – «Рассуждение о непременных государственных законах».
В последние годы своей короткой жизни Фонвизин страдал от тяжелой болезни – паралича, но не прекращал заниматься литературной деятельностью. Несмотря на запрет Екатерины II на издание пятитомного собрания сочинений, Денис Иванович в это время создает комедию «Выбор гувернера», фельетон «Разговор у княгини Халдиной», работает над автобиографией «Чистое признание».
В нашем фонде сохранились дореволюционные издания автора-юбиляра: Сочинения Д.И. Фонвизина : Полн. собр. ориг. произведений : С крат. биогр. очерком и портр. авт., грав. на стали Ф.А. Брокгаузом в Лейпциге / Ред. Арс. И. Введенского. - СПб. : А.Ф. Маркс, 1893; Две комедии: Бригадир; Недоросль. : с биогр. Д. И. Фонвизина, его портр. и объяснительным словарем к комедиям. - СПб : Изд. Т-ва А. С. Суворина, 1900; Недоросль : комедия. - М : Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1911.
Найдите время для чтения! Ждем всех желающих в отделе редких книг (1 корпус, 805 к., 8 этаж)
При подготовке материала использованы интернет источники.
Отдел редких книг и работы с книжными памятниками
последний комментарий 7 апреля в 21:31

ЭТО ИНТЕРЕСНО: БИБЛИОТЕКИ ИЗВЕСТНЫХ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ

Писатели, для которых книги своего рода творческий станок, не все были библиофилами. Самым искренним и настоящим библиофилом был Пушкин. Печальна судьба его библиотеки. После смерти Пушкина, когда его вдова вышла замуж за Ланского, книги Пушкина были свалены в подвалах казарм лейбгвардейского конного полка, которым командовал Ланской. Потом их перевезли в село Ивановское, оттуда в другое имение, потом снова возвратили в Ивановское, когда это имение приобрел внук поэта А.А. Пушкин. Затем библиотека Пушкина была перевезена в Петербург, в библиотеку Академии наук, а в 1906 году была приобретена Пушкинским домом Академии наук. Вполне естественно, что при таких «перебросках» с места на место многие книги затерялись, часть, вероятно, была подарена разным лицам. Многие остались на память у родственников и друзей Пушкина. Сочинений самого Пушкина почти нет в этой библиотеке, если не считать двух частей (3-ей и 4-ой) стихотворений, изд. в 1833 и 1835 гг. Всего в библиотеке насчитывается 1522 названия (более 3 тыс. томов), из них 529 русских, большею частью современной поэту художественной литературы. Видное место в библиотеке Пушкина занимают исторические исследования, много книг по народному творчеству, большое число журналов и альманахов.
Анненков сообщал, что страсть Пушкина к чтению начала развиваться с 9-го года его жизни, когда он принялся за Плутарха, «Илиаду», «Одиссею», затем перешел к французским классикам XVII в. и философии XVIII в. В лицее Пушкин пользовался библиотекой, а позже много тратил на приобретение книг. Пушкин любил «рыться в старых книгах». Он брал книги с собой во время путешествий, перевозил их с места на место. Книги были его лучшими друзьями: недаром перед смертью Пушкин прощался с ними, как с живыми людьми (свидетельствует Жуковский).
При подготовке материала использованы интернет источники
Более подробно о личной библиотеке великого поэта можно узнать из репринтного переиздания книги Б. Л. Модзалевского "Библиотека А. С. Пушкина" (1910 года), которая хранится в отделе редких книг.
Отдел редких книг и работы с книжными памятниками
последний комментарий 28 марта в 22:02

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ИЗВЕСТНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

Владимир Гиляровский (1855-1935) — русский и советский писатель, поэт, драматург, литературовед, краевед Москвы. "Мои скитания"
"Когда отец женился во второй раз, муштровала меня аристократическая родня мачехи, ее сестры, да какая-то баронесса Матильда Ивановна, с коричневым старым псом Жужу!..
В первый раз меня выпороли за то, что я, купив сусального золота, вызолотил и высеребрил Жужу такие места, которые у собак совершенно не принято золотить и серебрить.
Сидели все на балконе и пили кофе. Были гости. Матильда Ивановна, сухая, чопорная, в шелковой косынке, что-то вязала. Вдруг вбегает Жужу, на минутку садится, взвизгивает, вертится, поднимает ногу и тщетно старается слизнуть золото, а оно так и горит.
Что тут было!
Меня тетеньки поймали в саду, привели дворню и выпороли в беседке. Одна из тетенек, дева не первой свежести, собственноручно нарвала крапивы и велела ввязать ее в розги. Потом я ей за это жестоко отомстил.
Стал к нам ездить офицер, за которого она вышла потом замуж. По вечерам они уходили в старую беседку, в ту самую, где меня пороли, и мирно беседовали вдвоем. Я проломал гнилую крышу у беседки утром, а вечером, когда они сидели на диване и объяснялись в любви, я влез на соседний высокий забор и в эту дыру на крыше, прямо на голову влюбленных, высыпал целую корзину наловленных в пруде крупных жирных лягушек, штук сто!
Визг тети и оранье испуганного храброго вояки-жениха, гордившегося медалью за усмирение Польши, я услышал уже из конца чужого сада. Мне за это ничего не было. Жених и невеста молчали об этом факте, и много лет спустя я, будучи уже самостоятельным, сознался тете, с которой подружился.
Оказывается, что лягушки-то и устроили ее будущую счастливую семейную жизнь.
По материалам интернет источников
Показать ещё