Туровское Евангелие — рукописное Евангелие-апракос, созданное в первой половине XI века (1030-1050 гг), текст написан кириллицей. Хранится в библиотеке Академии наук Литвы. Туровское Евангелие является одним из древнейших памятников славянской письменности. Старейший памятник письменности на территории Беларуси.
[ Евангелие — повествование о божественной природе, учении и земной жизни Иисуса Христа.
Апракос (др.-греч. не-дельный, праздничный) — разновидность Евангелия или Апостола, в которой текст организован не в каноническом порядке, а календарно, согласно с недельными церковными чтениями. ]
От рукописи сохранилось только 10 листов. Они были найдены в Турове в 1865 участниками организованной Виленским учебным округом археографической экспедиции. В 1869 году в Вильне вышло исследование текста Туровского Евангелия, подготовленное П. А. Гильтебрандтом.
"Туровское евангелие", П. А. Гильтебрандт, 1869
Древнiй текст, съ современным насупротивъ.
"Туровское Евангелие является одним из наидревнейших восточнославянских рукописных памятников христианской культуры. Оно было переписано неизвестным "списателем" в XI веке и представляет собой короткий апракос. Наидревнейшие списки короткого Евангелия-апракоса, среди которых и Туровский список, имеют преобладающе болгарское происхождение." Л. Левшун, кандидат филологических наук, www.turov.by На двух листах сохранились две вкладные записи начала XVI века (1508 и 1513 годов) на земли туровской Преображенской церкви, дарованные ей князем Константином Острожским — героем Оршанской битвы и отцом Константина-Василия Острожского. Род Острожских, по одной из версий, происходил от Турово-Пинских князей.
XI век. Исторический контекст
Туровское Евангелие — один из первых камней в пестрой мозаике традиционных религий нашего края.
Туровско-Пинские земли принадлежат к владениям Ярославичей. В Киевских и Новгородских землях уже третье поколение князей причисляется к лику святых — к концу XI века их уже около 20 (см. полный список). И это не считая схимников и монахов — таких, как Преподобный Иларион схимник Печерский, в Дальних пещерах (1066).
В Полоцком княжестве весь век правят два князя-язычника, внук и правнук Рогволода — Брячеслав (советующийся с волхвами) и Всеслав (рожденный волхованием и прозванный колдуном-оборотнем). Идет непримиримая борьба Рогволодовичей и Ярославичей, "примеров которой нет в нашей древней истории".
Единственный человек, которого в Полоцких землях современники называют "святым" — Торвальд Кодранссон, исландский викинг-миссионер, креститель Полоцка. До массового крещения языческих капищь в Полоцком княжестве — "крещения" Двинских камней — еще более 100 лет.
При этом Софийские соборы по образу Константинополького строятся в Киеве, Полоцке и Новгороде почти одновременно — в 1030-1050 годах.
Поэтому Туровское евангелие является действительно уникальным документом эпохи. Эпохи, когда христианство приходило на белорусскую землю. Христианство, еще не разделенное на конфессии — до раскола христианской церкви на католиков (латинян) и православных (ортодоксов) в 1054 году. "А канфесійнае разуменне розніцы паміж хрысціянамі лацінскага і ўсходняга абрадаў прышло значна пазней." — уточнил представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6