Письма крест-накрест, или «крестом», или «вдоль и поперёк»
Кто и зачем их писал
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Такое письмо похоже на некий шифр, и действительно, требуется некоторое усилие для того, чтобы прочитать написанное.
Но цели запутать получателя корреспонденции отправитель не преследовал.
И в неопрятности его упрекать не стоит: причина, по которой письмо писали крест-накрест, скорее вызывает сочувствие, пусть и известно, что к этому способу когда-то прибегали Джейн Остин и Чарльз Дарвин, прекрасно отдавая себе отчет в том, что они нарушают некоторые нормы этикета.
Письмо, написанное Чарльзом Дарвином
---
Почтовый лист вместо конверта
Если поверх одной написанной ранее картины художник создает новую – это в истории живописи случай далеко не единичный, так были обнаружены – или утрачены, смотря с какой стороны оценивать холст, - десятки произведений искусства.
Ван Гог «Лоскут травы». Картина была написана поверх портрета - так художник справлялся с нехваткой денег на новый холст
---
Мотивы, которые подталкивали мастера к такому решению, обычно сводились к стремлению сэкономить. По этой же причине исписанный лист письма когда-то мог послужить полем для новых строчек – и важно, что прежний текст, в отличие от картины, никуда не пропадал.
Ротари Пьетро Антонио. «Девушка, пишущая любовное письмо»
1755
---
Конверты были введены в обиход европейцев лишь в конце XIX века, а до этого, отправляя письмо, поступали так: во время написания письма оставляли чистое пространство на листе бумаги, так, чтобы его можно было сложить текстом внутрь, а на внешней стороне указывали адрес получателя.
Иногда такой лист – его называли почтовым – перед отправкой запечатывали сургучом.
Ведение переписки занимало тогда значительную часть жизни англичан. Считается, что Джейн Остин, к примеру, написала за свою жизнь более трех тысяч писем.
Все это требовало, разумеется, большого количества бумаги, а кроме того – оплаты пересылки.
И то, и другое обходились недешево, и тогда английскими корреспондентами было найдено решение – писать письма крест-накрест, или вдоль и поперек.
Письмо «крест-накрест»
Герард Терборх – Женщина, пишущая письмо
---
До середины XIX века плата за пересылку писем в Англии рассчитывалась исходя из расстояния между отправителем и адресатом, а еще – из количества листов в письме.
Даже минимальный тариф составлял большую часть дневного заработка рабочего (а трудились тогда не меньше 12 часов в сутки), а то и превышал его.
При этом письмо часто содержало не один и не два листа, к тому же бумага сама по себе стоила немало.
Конечно, для семей, державших в числе домашней прислуги специального человека, который мог доставлять почту, вопрос пересылки решался достаточно просто, остальные же часто прибегали к особому способу – письму «крест-накрест».
Когда страница заканчивалась, ее поворачивали на девяносто градусов и продолжали писать, располагая строчки перпендикулярно уже существующим.
Был способ и еще больше сэкономить на отправлении – тогда страница служила в третий раз: писали уже по диагонали, под углом в 45 градусов относительно каждой из строк.
Читать такое письмо действительно было неудобно, поэтому отправитель мог использовать чернила двух разных оттенков. Так делали и в случае, когда в одном отправлении содержалось сразу два письма к разным членам семьи – достаточно распространенная практика.
Например, уехавший из дома джентльмен мог адресовать обращения своей матери и сестре, на одном листе, но расположенные перпендикулярно – такие письма встречаются не только в музеях, но и в многочисленных семейных архивах.
Экономия против этикета
Менять цвет чернил при написании письма крест-накрест рекомендовал и этикет того времени.
Строго говоря, сама практика подобной экономии скорее осуждалась и применять ее не считалось образцом вежливости.
Льюис Кэрролл сформулировал несколько правил-наставлений относительно «культуры переписки», и одно из них гласило – не писать поверх начертанных ранее букв.
Первое издание памфлета Льюиса Кэрролла «Восемь или девять мудрых слов о том, как писать письма», в котором он выступал против практики писать послания поперёк написанного (памфлет показан в комплекте с изобретённым Кэрроллом держателем для почтовых марок)
---
Тем не менее, подобные примеры экономии бумаги можно отыскать и изучая эпистолярное наследие английских классиков – в том числе писателя Генри Джеймса, поэта Джона Китса, ученого Чарльза Дарвина.
Страница письма поэта Джона Китса
---
Письмо «вдоль и поперек» упоминается и в романе Джейн Остин «Эмма», причем и сама писательница многократно прибегала к этому способу экономии, когда вела переписку с членами своей семьи.
Письмо крест-накрест стало уходить в прошлое с введением в 1840 году системы «пенни-почты», которая установила единые тарифы на отправку почтовых отправлений и сделала переписку куда более доступной в финансовом отношении.
К концу XIX века практика написания писем «вдоль и поперек» уже стала частью истории. Более того, новые – начала XX века – книги по этикету для английских девочек уже категорически запрещали подобный способ написания писем.
В этом и не было большой нужды, цены на канцелярию и на почтовые услуги к тому времени уже были довольно низкими.
#ЭтоИнтересно
Что ж, любовь моя, одинокая, Обманула меня ты со сроками? Заманила к себе, обнадежила, А сегодня вдруг всё подитожила. Что ж, когда назначала свидание Не поведала мне про страдания. Не поведала, не окликнула. Только в спину ехидно хихикнула Обещала ты счастье безбрежное, Что окутаешь меня нежностью. Покрывалом заботы всё выстелешь Черноту одиночества выбелишь. Я тебе отдалась с распростертыми, Охмелевшая до беспамятства. Целовала, любила до одури, Утопая в объятьях предательства. Что ж так рано тебе я наскучила? Чем же я так тебе опостылела? Обессилена и измучена. Крылья сброшены, руки опущены. Уходила и дверью не хлопнула. Обещала, не раз ещё встретимся. Но
Комментарии 3