Ветер не утихал шесть дней и ночей и накрыл водой всю землю. Только на седьмой день успокоилась вода и Утнапиштим смог подняться на палубу. К тому времени все человечество уже погибло в водах потопа. На седьмой день Утнапиштим выпустил голубя и тот вернулся. Затем выпустил ласточку, которая тоже прилетела назад. И только когда выпустил ворона, тот нашел сушу и не вернулся.
Корабль остановился на вершине горы Ницир. Когда сошла вода, Утнапиштим покинул корабль и принес жертвоприношения богам. Энлиль благословил Утнапиштима и его жену, подарил им бессмертие и поселил вдали от людей у истока рек (видимо, Тигра и Евфрата).
Отличие библейской истории от месопотамской
Внешне сходство истории Утнапиштима с повествованием из Книги Бытия достаточно очевидно:
-в обоих текстах идёт речь о строительстве судна,
-о гибели человечества в водах Всемирного потопа,
-о спасении одного праведного человека с семьёй,
-который берет на корабль животных и птиц,
-посылает на разведку птиц,
-выйдя с корабля приносит жертвы.
Тем не менее между двумя рассказами имеются серьезные различия, которые при поверхностном знакомстве ускользают.Основные отличия сводятся к следующему:
-потоп в Эпосе о Гильгамеше не основывается на каких-либо морально-этических нормах;
-происходящее описывается как результат прихоти и игры богов;
-в эпосе представлена политеистическая космология и сильны мифологические элементы;
-Утнапиштим является правителем города (о социальном статусе Ноя Библия умалчивает);
-Утнапиштим посылает на разведку голубя, ласточку и ворона (Ной посылает только голубя и ворона);
-в эпосе корабль причаливает к горе Ницир (Ноев ковчег останавливается в горах Араратских).
В свою очередь, Библия раскрывает пути управления мира единым Богом, подчёркивает, что в мире ничего не происходит случайно. Господь посылает потоп на землю именно потому, что земля наполнилась беззакониями (Бытие 6:5). Ной спасается для того, чтобы стать фундаментом обновленного человечества. Кроме того библейское повествование строго монотеистично и не содержит в себе мифологические элементы характерные для Эпоса о Гильгамеше.
ВыводПредания о потопе как о глобальном наводнении широко распространены среди различных народов мира. Различные детали в них отличаются, но у всех из них имеется схожая основа.
Согласно исследованиям Дж. Фрэзера, следы сказаний о потопе со схожим сюжетом обнаружены в:
-Вавилонии;
-Сирии;
-Палестине;
-Фригии;
-Армении;
-Бирме;
-Индии;
-Китае;
-Вьетнаме;
-на многих островах;
-среди различных индейских племен от Аляски до Огненной Земли;
Однако такие сказания почти отсутствуют в Африке.По всей видимости, предания о потопе отраженные в памяти различных народов восходят к масштабному наводнению произошедшему на территории Ближнего Востока около 5600 г. до н.э.
На этот счет есть несколько гипотез. Особой популярностью пользуется "Теория черноморского потопа" Райана — Питмана, согласно которой около 5600 г. до н.э. произошел масштабный и катастрофический подъем уровня вод Чёрного моря, возможно, послуживший исторической основой для легенд о Всемирном потопе. Причиной прорыва вод из Средиземного моря в прежде замкнутое Чёрное море считается землетрясение.
Нет комментариев