По традиции перед Великим постом на масленичной неделе (называемая также Неделя сыропустная), верующие просят друг у друга прощения за вольные и невольно прегрешения. В народе же называют, Прощённым Воскресеньем.
В этот день на вечерней службе совершается Чин прощения, на котором настоятель храма или монастыря по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своего клира и прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном. После чего все, по одному, подходят к настоятелю и испрашивают у него прощение и благословение на великопостные труды. Также и все прихожане просят друг у друга прощение.
В некоторых приходах это происходит по монастырскому чину: т.е. клир и молящиеся по очереди (по старшинству) подходят под благословение к священнику, потом встают рядом друг за другом. Второй "в очереди" благословляется у священника и взаимно с первым кланяется в ноги со словами: "Прости Христа ради!" - "Бог простит, меня прости Христа ради!" - "Бог простит". Потом третий благословляется - и кланяется в ноги первому и второму и встает рядом с ними. И так весь приход, вернее, все, кто пришел на службу.
Основа чина прощения связана с древней традицией египетского монашества. Согласно этой традиции, на время поста перед Пасхой иноки удалялись в безлюдные пустынные места. Там они усиливали аскетические подвиги, предаваясь сосредоточенной напряженной молитве и покаянию, ради особого внутреннего очищения, достойного приготовления к Пасхе.
Однако прежде чем покидать стены обителей, братия собирались для совместного богослужения. Это происходило в последний день Сырной седмицы. В этот день братия примирялись во Христе, испрашивали друг у друга прощения, забывали накопившиеся обиды, заручались благословением. По окончании вечерни монахи расходились.
Эта добрая монашеская традиция главным образом была связана с заповедью Христа о прощении ближним их прегрешений (Мф.18:21-22), хранении мира, любви (Мк.12:31).
Между тем, была на то и частная причина. Уходя в полудикие края, братия подвергали свои жизни потенциальной опасности: многие не знали, вернутся ли они к Пасхе, и даже — вернутся ли они вообще. Думая об этом, они понимали, что другого случая простить своих ближних и испросить у них прощения самому могло не представиться. Кто же хотел умереть без прощения, вне мира с братиями?
Впоследствии традиция испрашивать прощения и примиряться с ближними накануне Великого поста получила широкое распространение среди мирян. Такая практика помогает лучше настроиться на покаяние, приступить к соблюдению поста в возвышенном состоянии духа.
С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В дореволюционной России, например, существовал обычай царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью царь объезжал войска и просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.
В Прощеное воскресенье принято испрашивать прощение и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев