Как-то эту тему не очень отметили, а, на мой взгляд, она наиважнейшая.
Так бывает, что если буквально через рот не получается, то - значит никак. Но это очень поверхностное восприятие. Профессионалы знают, что есть адекватные способы общения и взаимодействия с ребёнком без речи.
Причём, я всем родителям как подорванная повторяю «костыли не ноги, но ходить можно». Если нога заживает, то костыли отбросят. Не бойтесь альтернативных и дополнительных способов коммуникации.
Итак:
1️⃣ Альтернативная и дополнительная коммуникаци (АДК).
Альтернативная (без использования устной речи) и дополнительная (устройства, программы, которые помогают дополнить устную речь, скажем сделать громче, либо ее заменить) коммуникация (АДК) - этокомплекс стратегий, методов и средств, которые направлены на понимание человека, умение передавать ему информацию и получать ответ.
Существуют альтернативные методы, например:
📍 язык жестов для глухих и слабослышащих неговрящих,
📍 шрифт Брайля для незрячих людей
Дополнительная коммуникация подразумевает средства, инструменты, с помощью которых неговорящие люди могут общаться, например:
📍 целый спектр графических систем:
📍 международная языковая система блисс-символы (состоит из нескольких сотен базовых графических символов и может заменить любой язык на письме). Каждый блисс-символ – это понятие. Вместе они создают новые символы, обозначающие новые понятия. Блисс-символы не соответствуют никаким звукам.
📍 пиктограммы и виджеты (это небольшое графическое приложение, которое выводит информацию на рабочий стол компьютера, экран смартфона или планшета или на страницу сайта ) - это интуитивно понятные картинки. Используя их, человек может сообщить о своих желаниях, потребностях и даже выразить мнение или настроение. Пиктограммы могут быть различными по стилистике, подстраиваться под возраст, когнитивные способности.
📍 графические системы дают широкие возможности, например: из пиктограмм можно сформировать длинные предложения. Их можно персонализировать. Быстро освоить.
Есть и ограничения: графические системы требуют использования коммуникативных книг, портфелей или папок. Обычно они на бумажных носителях и достаточно объемны — их приходится носить с собой. Чем больше знаний и умений, тем объём материалов больше.
2️⃣ Вспомогательные устройства и программы, например:
📍 письмо (активно используют пациенты с БАС), включая и печатание на ПК.
Можно использовать джойстики различных модификаций: шар, который удобно держать в руке, или ручка.
📍 коммуникативная кнопка — это устройство, куда можно записать небольшой трек и воспроизводить его при нажатии. Могут использоваться подобные фразы: «помогите мне», «мне нужно…».
Кнопка объемная и обладает высокой чувствительностью.
📍 устройство Tobii Eye Tracker 4C — это устройство для коммуникации с помощью компьютера. Здесь методика отслеживания взгляда. Tobii считывает движение глаз и направляет курсор туда, куда человек смотрит. Если, например, удержать взгляд на кнопке ОК, это будет означать, что человек нажал Enter.
Для Tobii существует много программ. Есть программа Tobii, использующая синтезатор речи. Помогают людям с нарушениями речи и опорно-двигательной системой.
Методов больше.
В статье использованы материалы с сайтов www.tobii.com ; dostupsreda.ru ; corhelp.ru ; pro-palliativ.ru #РАС
#logomed_olga_azova_неговорит
#неговорящий
#звукопостановка
#logomed_olga_azova_звукопостановка #logomed_olga_azova_неговорящий
#неговорящийребенок
#logomed_olga_azova_неговорящийребенок
#АДК
#logomed_olga_azova_АДК
#генетика
#logomed_olga_azova_генетика
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2