Часть I. Вероучение
Глава вторая. Символ веры
"…Творца небу и земли…"
В первой главе Книги Бытия дано библейское описание творения. Творить – здесь означает создавать из ничего; давать существование тому, что раньше не существовало; или, как говорится в Литургии святителя Иоанна Златоустого: «приводить из небытия в бытие».
Православное учение о творении говорит, что один Бог – нетварен и существует вечно, а всё остальное было Им сотворено. Однако Господь не творил всё в отдельности и зараз. Сначала Им была сотворена первичная основа бытия, и затем, в течение времени (возможно миллионов лет, смотри 2 Послание апостола Петра 3:8), эта основа бытия творческой силой Божьей, в неё вложенной, произвела всё то многообразие, которое наполняет теперь Божий мир... Да произрастит земля зелень… Да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую… Да произведёт земля душу живую по роду её… (Бытие 1:11, 20, 24)
Всё Богом сотворённое: небеса, земля, растения, животные и сам человек – «добро зело» (то есть совершенно, без изъяна) и предназначено жить Божественным «дыханием жизни», приобщаясь Его нетварному бытию (Бытие 1:30, 2:7). В православном христианстве не существует дуализма, что «дух» и «небеса» – добро, а «материя» и «земля» – зло. Бог любит всё Своё творение вечной любовью. Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – всё воинство их. Он собрал, будто груды, морские воды; положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля, да трепещут перед Ним все, живущие во вселенной. Ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось. (Псалом 32)
Бог Отец сотворил мир Своим Божественным Словом – «Он сказал, – и сделалось», – и Своим Божественным Духом, Который «носился над водою» (Бытие 1:2). Уже здесь мы видим отражение образа Святой Троицы, потом в совершенстве явленного в Новом Завете, когда Слово Божье стало плотью и когда Дух Святой сошёл на учеников Христовых в день Пятидесятницы.
Бог Отец всегда пребывает в сотворённом Им мире и Его всеприсутствие является одним из Божественных свойств. Поэтому в начале всякого богослужения православные молятся Святому Духу:
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняли (то есть всюду находящийся и все наполняющий), Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякие скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Даже и слова молитвы «Отче наш, сущий на небесах…» подтверждают вездесущность Бога: ибо где бы не находился человек – на лице земли, в море или в воздухе – небеса окружают его присутствием Божьим, которое обнимает всех своей заботой и защитой. Как апостол Павел провозгласил афинянам, что независимо от того, замечаем мы это или нет, «Он… недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живём и движемся и существуем» (Деяния апостолов 17:27–29).
Именно это всеприсутствие Божье в творении и наше собственное присутствие в Нём и для Него так прекрасно воспето в 138-м псалме: Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведёт меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью». Но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла как день; как тьма, так и свет.
(протопресвитер Фома Хопко)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1