Мариупольские мостовые
Первую улицу - Екатерининскую (ныне пр.Ленина) - замостили в Мариуполе в 1871 г. Поскольку расходы города почти равнялись его доходам, за счет города замостить остальные улицы было тяжело. В 1880 г. в Мариуполе был введен "полукопеечный сбор с хлеба, отправляемого за границу". Весь этот сбор (а также проценты с его неиспользованного остатка, помещенного в Таганрогский банк) был целиком предназначен на деятельность портово-мостовой комиссии. Распределение расходов на порт и на замощение улиц обычно составляло 50 на 50. [По данным Р.П.Божко, полукопеечный сбор действовал в Мариуполе с 21.06.1848 по 1.01.1902 г. Но это противоречит тексту доклада самой комиссии (1, 1899 г., с.236). Возможно, что к 1880 г. он уже существовал, но предназначался на другие цели? - LV]
К 1889 г. в городе было уже замощено 4 улицы (из них Марии-Магдалининская - за счет средств Правления Донецкой железной дороги) и одна шоссирована. Еще 16 улиц планировались к замощению. По смете инженера Гридницкого на эти цели требовалось 337734 руб. 78 коп. С 1880 по 1 января 1889 г. суммарное поступление полукопеечного сбора составило 231,3 тыс. руб., потрачено из него (в основном на порт) - 123,2 тыс. руб. К оставшимся ста тысячам планировали еще взять у Правительства кредит на 250 тыс. руб.
Насколько можно понять, в 1889 г. и в первой половине следующего года городская дума по вопросам замощения улиц увязла в прениях и согласованиях, из-за чего комиссия не могла заниматься вплотную этими работами. Так продолжалось до 27 июня 1890 г., когда казначей комиссии А.Л.Мелехов сообщил на заседании думы, что нужно срочно начинать, так как цена на гранитный камень для замощения очень сильно понизилась - до 25 - 27 руб. за кубическую сажень (с доставкой). Только тогда дума в авральном порядке выделила первые 3000 руб (1, 1890 г., с. 141).
<...>
Форум «Все грани – Старый Мариуполь»
Нет комментариев