Над вторым обелиском 25 октября 1833 года, распростёрлось небо Парижа - столицы одной из европейских держав, сыгравших в истории Египта очень весомую и весьма двусмысленную роль! Французские историки рассказывают исторический анекдот о том, как провожая Наполеона Бонапарта в военную экспедицию на берега Нила, Жозефина Богарне попросила мужа привезти ей из Египта обелиск, - "Только маленький!". История к тому моменту уже знала далеко не единичные случаи, когда египетские обелиски - свидетели великих деяний древних фараонов, отправлялись украшать римские площади и виллы, на потребу императорам и знатным патрициям. Так, что, творить разбой, вероломно растаскивая на сувениры чужое наследие, просвещённой Европе было уже не впервой. Однако, весьма примечательно, что именно в этот раз вдохновителем и автором проекта подобной варварской кампании, стал Жан-Франсуа Шампольон - учёный, глубокому научному труду которого, современный мир обязан возможностью познакомиться с иероглифической письменностью древних египтян! "Поздней осенью 1829 г. Шампольон возвращался из Египта, произведя весьма успешные исследования. В Каире он беседовал с хедивом и настоятельно указывал на то, сколь важно для обеих стран поставить в Париже достойный памятник наполеоновским войскам. Знаток египетского искусства, Шампольон сообщил, сколь жалким кажется александрийский обелиск в сравнении с теми, что находятся в Фивах, и что Великая нация должна непременно получить экземпляр из Луксорского храма. Совет выдающегося человека произвел глубокое впечатление, планы изменились, и, еще не заручившись обещанием относительно луксорского обелиска, французы полагали, что Мухаммед-Али, несомненно, удовлетворит и новое пожелание."("Трагедия пирамид", Петер Элебрахт). Мухаммед Али, не тот, который "порхай, как бабочка, жаль, как пчела", а прагматичный и хитрый албанец Мухаммед Али-паша, волею судьбы и военных перипетий арабского мира, ставший хедивом Египта, очень ценил перспективы индустриализации, которые сулили европейцы. Он никогда не скупился, раздавая французам, американцам, немцам и британцам сокровища чуждой ему культуры, взамен инженерных разработок и промышленного оборудования для первых шагов египетской индустриализации.Справедливости ради, надо отметить, что и сами египтяне уже давно не пытались отстоять своё наследие, во многом отдалившись от древней культуры и сами были непрочь поживиться за счёт очевидной страсти "франков" к древностям. Многие века прошли с тех пор, как отгремела на Древнем Востоке слава "Царства Двух Корон", и величественные храмы превратились в руины, наполовину занесённые песком и заваленные мусором. Загоны для скота и грязные лачуги заполнили залы и колоннады Луксорского храма к тому моменту, как всесильный хедив пообещал французам в 1830-м году, оба луксорских обелиска. Однако, вывезти удалось только один - меньший по размеру и расположенный чуть ближе к берегу. Эта сложнейшая инженерная операция подробно описывается в одной из моих любимых книг Петера Элебрахта "Трагедия пирамид", прочитав которую, как-то сразу начинаешь более трезво смотреть на "культурный диалог" Востока и Запада XVIII-XIX веков. Я обязательно оставлю для вас ссылку на её оцифрованную версию. https://coollib.com/b/484972/read
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев