Благонравие – самое ценное качество человека, благодаря которому проявляется сущность по настоящему мужественных людей. Всевышний Аллах наделил Пророка (мир ему и благословение) многими достоинствами, но более других восхвалил Господь благой нрав Посланника (мир ему и благословение). Всемогущий сказал (смысл): «Поистине, ты, о Пророк (мир ему и благословение), обладатель великого нрава» (сура «Аль-Калам», аят 4).
Алимы отмечают:
«Великий нрав – это такой нрав, обладатель которого ни с кем не враждует и ни у кого не вызывает враждебность, и всё это –благодаря высокой степени познания Всевышнего Аллаха».
Другие учёные говорят: «Великий нрав – это осознание того, что всякое грубое поведение людей по отношению к тебе предначертано Всевышним».
Есть и такое мнение учёных: «Великий нрав – внимание, прикованное лишь к Всевышнему Аллаху».
Также учёные богословы подробно прокомментировали вышеупомянутый аят Корана: «Ты, о Пророк, обладатель великого нрава. Такой степени нрава не достигнет ни одно творение. Поэтому ты так терпеливо переносишь вред народа, как не может этого сделать кто-либо из людей».
Один из учёных разъяснил этот аят так: «По причине того, что ты украшен нравами Аллаха, на тебя не оказывают отрицательного влияния наговоры людей и ты не испытываешь мучения от их зла. Ибо ты терпишь с помощью Аллаха, а не своими силами. Как сказал Всевышний: (смысл) «Прояви терпение, а твоё терпение только с помощью Аллаха» (сура «Ан-Нахль», аят 127). Ведь никого более терпеливого, чем Аллах, нет.
Также слова аята «обладатель великого нрава» указывают на превосходство Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и означают, что Пророк (мир ему и благословение) заключает в себе только похвальные качества и обладает деяниями, вызывающими лишь довольство Аллаха, так как всё это для Посланника Аллаха (мир ему и благословение) естественно. Поэтому Всевышним Аллахом сказано (смысл): «Скажи, о Пророк: «Я не требую у вас за то, что принёс вам Коран, никакого вознаграждения, и не стараюсь показать вам тот характер, который мне не присущ» (сура «Сад», аят 86). Другими словами, я не притворяюсь в проявлении доброго нрава, потому что дело притворяющегося долго не просуществует, и рано или поздно оно возвращается к своему исконному состоянию».
Учёными-богословами также было сказано, что нрав человека меняется в зависимости от того, с кем он дружит и поддерживает какие-либо взаимоотношения.
Как сказано в хадисе: «Человек в религии своего друга. Поэтому пусть каждый внимательно смотрит, с кем он дружит».
В другом хадисе говорится: «Не пребывайте с теми, кто впал в какое-либо заблуждение и следует порицаемым новшествам в религии. Поистине, это заразно, как чесотка».
Именно нрав Пророка (мир ему и благословение) был отмечен Всевышним и описан словом «великий», этим же словом Всевышний Аллах назвал и Коран.
Нрав Пророка (мир ему и благословение) вобрал в себя благородные качества всех предшествующих пророков: благодарность пророка Нуха (мир ему), дружба пророка Ибрахима (мир ему) с Господом, искренность пророка Мусы (мир ему), преданность обещаниям пророка Исмаила (мир ему), терпение
пророков Аюба (мир ему) и Якуба (мир ему), умение пророка Давуда (мир ему) находить оправдание людям, скромность пророков Сулеймана (мир ему) и Исы (мир ему), а также нравственные качества всех остальных пророков.
Об этом Всевышний сказал (смысл): «О Мухаммад (мир ему и благословение), следуй правильному пути за предшествующими пророками». Под правильным путём подразумевается не познание Всевышнего Аллаха, так как познание опирается на следование за другим человеком. А это не подобает нашему Пророку (мир ему и благословение). Также речь идёт не о шариатах, ибо закон Посланника Аллаха (мир ему и благословение) аннулировал все заповеди предыдущих пророков. Действительным значением слов «следуй правильному пути» является следование за выдающимися нравственными качествами предшествующих пророков. И когда Господь велит Пророку (мир ему и благословение) следовать правильному пути, тем самым Он велит Посланнику (мир ему и благословение) объединить в себе все похвальные качества предшествующих пророков. Такую высочайшую степень не достиг ни один из предшествующих пророков и посланников. Поэтому Всевышний Аллах выделил Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) как обладателя великого нрава.
Один из познавших Аллаха сказал об этом так:
«Достоинство каждый имеет пророк,
Но лучшее собрано всё в Мухаммаде (мир ему и благословение)».
Всё вышесказанное обобщено в ответе Айши на вопрос о нраве Пророка (мир ему и благословение): «Его нравом был Коран». Под этим она подразумевала то, что Пророк (мир ему и благословение) был украшен всеми благими нравами и похвальными качествами, упомянутыми в Коране, а также был чист от запрещённых Священным Писанием деяний и порицаемых качеств.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев