Бесконечное как отрицание конечного
#философия Итак, перед нами конечное, то есть нечто, определённость которого рассмотрена как граница. За пределами этого нечто есть лишь другое нечто, граница которого, в свою очередь, также и граница для первоначального нечто. Получается достаточно туманная картина, потому что уровень нашего погружения ограничивается сферой бытия, мы видим всё лишь как одинаковые нечто. Они связаны границей, и мы должны присмотреться к этой связи, уже в аспекте конечности нечто.
Конечность нечто означает то, что у него есть начало и есть конец. Что в этом смысле означает его граница? В этом смысле его граница — это ПРЕДЕЛ. Предел есть собственная граница нечто, положенная как отрицательное. Предел не есть некое внешнее, а его собственное ограничение.
Конечность нечто также означает и то, что оно двигается, изменяется к своему концу и за его предел. Что в этом смысле означает его граница? В этом смысле его граница — это ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ. Долженствование есть отрицательное соотношение нечто с собой как пределом.
Можно сказать, что определение (назначение) нечто есть его долженствование, а граница, взятая только как отрицание, есть его предел. Тождественность долженствования и предела состоит в том, что предел — это тоже определение (назначение) нечто, так как он внутренне ему присущ. Противоположность долженствования и предела состоит в том, что долженствование очевидно переступает предел, так как нечто конечно, имеет конец.
«Как долженствование нечто, следовательно, выше своего предела, но и наоборот, лишь как долженствование оно имеет свой предел; оба нераздельны. Нечто имеет предел постольку, поскольку оно в своем определении имеет отрицание, а определение есть также и снятость предела» (НЛ 131).
Долженствование и предел — два момента конечного. Их взаимоотношение есть само конечное (НЛ 135). Эти проявления определения (назначения) нечто качественно противоположны, предел — это отрицание долженствования, а долженствование — отрицание предела, его преступание. Таким образом, конечное есть «внутреннее самопротиворечие, оно снимает себя, преходит».
Теперь наша туманная картина с одинаковыми нечто насыщается динамикой. Если раньше казалось, что продолжать логическое движение дальше некуда, теперь мы видим некоторый проблеск. Конечное по самому смыслу этого понятия не может быть абсолютным, потому что конечное всегда имеет конец. Что следует за этим концом нечто, к которому его толкает долженствование? Другое нечто. За концом другого нечто? Снова другое нечто. И так до бесконечности. Перед нами возникает новое понятие бесконечности как бесконечное движение от конечного к конечному, через преступание предела.
Отсюда следует важное — то, что конечное содержит в себе не только конец (и, естественно, начало), но и бесконечное. Бесконечное как отрицание конечного.
Бесконечное, понимаемое как бесконечный переход от конечного к конечному, Гегель называет рассудочным или дурным бесконечным. Такое бесконечное при рассматривании оказывается границей конечного, то есть… конечным бесконечным, неразрешимым противоречием (НЛ 140). Возникает некоторая бессмысленная потусторонняя пустота за конечным, выражающаяся фразой «и так далее до бесконечности». Такое бесконечное не может освободиться от конечного, логически неуловимо. Это представление характерно для формализма.
Для того чтобы выйти из этого затруднительного положения, необходимо рассмотреть единство конечного и бесконечного, которое мы формально зафиксировали.
Из статьи: "Штудировать «Науку логики» Гегеля" -
https://prorivists.org/sol/
Нет комментариев