ВОПРОС: На стенах одного из самых страшных концлагерей, который существовал во время ВОВ, была надпись «Здесь был Бог». Как это можно объяснить? ОТВЕТ: Если вы имеете в виду Бухенвальд, то в этом концлагере сидел мой покойный дед Журавлев Егор Аркадиевич. Дедушка рассказывал, что каждое утро посредине лагеря проезжала вагонетка, куда выносили из бараков умерших за ночь. Также дед рассказывал, как его и других заключенных перед окончанием войны немцы возили вынимать из-под бревен, мусора и земли убитых еврейских женщин, детей и стариков. Дед говорил, что когда полуразложившиеся трупы вытягивали, то конечности иногда отрывались. Я спросил его: как он тогда не сошел с ума? Дед ответил: «Я читал одну и ту же молитву (кстати, он всю жизнь ее читал, и меня ей научил): Господи, помяни царя Давида и всю кротость его». Мой дед выжил, пройдя три концлагеря, он бежал из плена, присоединился к нашим войскам и вернулся домой как солдат победитель. Бог хранил его! Но всякий раз, когда он рассказывал мне о невинно убитых людях, которых он хоронил своими собственными руками и благословлял царя Давида, слезы поблескивали на его глазах. Он прожил трудную жизнь, но умер, пройдя соборование, исповедь и причастие. Перед самой смертью он попытался встать кому-то навстречу и пытался перекреститься, как рассказывала мне моя бабушка. Я тогда в соседней комнате спал отроческим сном. Да! Бог был и в аду концлагерей. Он и сейчас там, где людям особенно тяжело и даже невыносимо. Мир не смог бы и дня прожить без божественной заботы! Я в это верю и это проповедую. Протоиерей Олег Стеняев
    2 комментария
    49 классов
    Вопрос: «Батюшка, помолитесь, чтобы мне исправиться». Ответ:«Самой надо споспешествовать. Пророк Нафан молился за царя Давида, а он ложе обливал слезами, молился и за Саула, а тот спаше и храпляше» Преподобный Амвросий Оптинский
    1 комментарий
    19 классов
    Мне один старый монах, он был инвалид (схиигумен Мелхиседек), сказал такие страшные слова, которые были опытом всей его жизни: "Человек в этом мире не нужен никому, кроме самого себя и Господа Бога". Меня поразил тогда этот страшный духовный закон, с которым встретится каждый человек. Даже самые близкие люди – по природе своей всего лишь человеки. Наступает такой предел, когда человек ничего не может сделать для другого, и тот остаётся один на один с собой. И один на один с Богом. Не понимая этих величайших духовных законов, которые, к сожалению, сейчас большинство не знают, люди впадают в страшную смуту. Митрополит Тихон (Щевкунов)
    6 комментариев
    40 классов
    Считай себя хуже всех людей. Всегда смотри на свои недостатки, укоряйся, мысли себя хуже бесов, старайся вменяться ни во что, считай себя землею и пеплом, ни с кем не сравнивай себя. Архимандрит Серафим (Розенберг)
    1 комментарий
    16 классов
    «Веруй, знай и думай, что Бог с тобою невидимо есть везде. И что ни делаешь и мыслишь, — все видит, и что ни говоришь, все слышит. Старайся всегда видеть Его верою перед собою. А отсюда последует страх Божий, благоговение и почтение к Нему, и осторожность в словах, делах и мыслях – как и перед отцом своим не смеешь ни говорить, ни делать ничего пустого. Горе тем, которые перед лицом Божиим бесчинствуют и величия Его не почитают» Святитель Тихон Задонский:
    1 комментарий
    21 класс
    В Великую Среду, заканчивают читать молитву прп. Ефрема Срина. Псалтырь также заканчивают читать в Великую Среду, кроме 17й кафизмы - та читается еще в Великую Субботу на чине Погребения Плащаницы. Возобновляется чтение Псалтыри с вечера накануне недели Фоминой.
    3 комментария
    36 классов
    Почему в молитве «Да воскреснет Бог…» мы обращаемся к Кресту как к одушевленному лицу? Надо поставить принципиальный вопрос: к кому обращена данная молитва? – Она обращена к Богу, ибо начало ее взято из 67-го псалма. Да воскреснет Бог, и расточатся врази Еro, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом (Пс. 67: 2–4). Святитель Афанасий Великий пишет: «Слово это выражает побуждение Бога произвести суд над нечистыми демонами; потому что пришествием Его демоны лишены власти мучительствовать над людьми» (Толкование на псалмы. 67). Слова этой молитвы «Радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень» являются классической метафорой. Из святой Библии можно привести множество примеров поэтического обращения к неодушевленным предметам, как к живым: – Да плещет море и что наполняет его, да радуется поле и все, что на нем (1Пар. 16:32. – Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости; и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, [говоря]: «с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас» (Ис. 14: 7–8). – Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою (Пс. 137:2. – Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. (Евр. 11:21. Крест для нас – великая святыня. «Всякое деяние и чудотворение Христово, конечно, весьма велико, божественно и удивительно, но удивительнее всего – честный крест Его. Ибо не иным чем, как только крестом Господа нашего Иисуса Христа упразднена смерть, разрешен прародительский грех, ад лишен своей добычи, даровано воскресение; нам дана сила презирать настоящее и даже самую смерть, устроено возвращение к первоначальному блаженству, открыты врата рая, естество наше воссело одесную Бога, и мы сделались чадами Божиими и наследниками. Все это совершено крестом» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга 4, гл. XI (84). О кресте и еще о вере). Чтобы избежать ложных обвинений, надо избавиться от предвзятости. Достаточно обратиться к православному богословию, чтобы убедиться, что Бог в Православии понимается как Всесовершенный Дух, Вездесущий и Всемогущий. иеромонах Иов (Гумеров)
    2 комментария
    14 классов
    Мы часто совершаем ошибку, думая, что наша молитва зависит в первую очередь от того, насколько мы прилежно исполняем утреннее и вечернее правило, насколько продолжительны наши молитвословия. И усердие, и внимание, конечно, важны, но если бы молитва зависела только от этого, не было бы людей, которые годами ходят в храм, годами читают правило, Псалтирь, акафисты, изучают богослужение – и при этом ровным счетом ничего в их молитве не меняется, не происходит движения к Богу. Почему? Потому что молитва – это наша беседа с Богом, и это общение может быть настоящим только тогда, когда с нашей стороны в нем присутствуют стопроцентная честность и искренность. А откуда им взяться, если человек и с самим собой не бывает честным до конца, если он плутает по жизни, в чем-то обманываясь сам, в чем-то обманывая других? Порой человеку кажется: да, в жизни я кого-то могу ввести в заблуждение, но перед Богом никогда не лукавлю. Но дело в том, что обмануть Бога – это отнюдь не только «сообщить» Ему какую-то неправду. Мы пытаемся обмануть Бога в те моменты, когда делаем вид, что забыли, чего Он от нас хочет, чего от нас требует та или иная Его заповедь. Но Господь в каждое мгновение нашей жизни и видит то, что мы делаем, и знает то, о чем мы думаем. Есть такое святоотеческое присловье: «Как живем, так и молимся…», но оно было бы, безусловно, неполным без второй его части: «…как молимся, так и живем». И здесь речь идет опять-таки не о количестве прочитанных акафистов и даже не только о том, уделяем ли мы молитве время и достаточно ли внимательно вникаем в ее слова. Суть в том, что, когда наша жизнь питает молитву, когда мы не рассматриваем обращение к Богу как что-то отдельно существующее, происходит и обратный процесс – молитва начинает изменять нашу жизнь... Игумен Нектарий (Морозов)
    1 комментарий
    7 классов
    Только моли, проси, вздохни из самой глубины сердца своего, принеси боль твою к Матери Божией и никто лучше Ее не поймет тебя, и никто скорее Ее не поможет тебе. — Архимандрит Иоанн Крестьянкин.
    1 комментарий
    23 класса
    Святитель Василий Великий учит, что всякий день христианина должен начинаться со слов: Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!
    1 комментарий
    23 класса
Кто уверовал в Бога, тот не должен колебаться сомнением, что потерпит лишение во время своего служения. Маловерный же, не имея твердого упования на Бога, осуждается как неверный.
(прп. Ефрем Сирин).
Поведал авва Арсений Великий о некоем скитянине, великом подвижнике и славном по вере, но погрешавшем в ней по невежеству. Скитянин говорил, что в Святом Причащении мы приемлем не Тело Христово, но образ Тела Христова в виде хлеба. Об этом услышали два старца. Зная, что говоривший велик по жительству, они поняли, что он говорит это не по злонамеренности, а по неведению и простоте. Они пришли к нему и сказали: «Отец! Мы слышали о некоем брате, что он произнес мнение, несогласное с учением правой веры, а именно, что в Святом Причащении мы принимаем не Тело Христово, но образ Тела Христова в виде хлеба». Старец отвечал: «Говорил это я». Они начали его убеждать: «Не думай так, отец, но исповедуй
Инок Троице-Сергиевой Лавры о. Исаакий поведал о себе: «Родители мои были исполнены веры, благочестия и любви к Богу, чему и я был ими научен. Святое настроение я сохранял до пятого класса семинарии. С вступлением моим в пятый класс нашлись недобрые люди, которые дали мне почитать несколько книг антирелигиозного содержания. Мой юный ум был отравлен, как ядом, и я стал безбожником. Убеждения свои, исполненные неверия, я даже осмелился высказать своему отцу, который говорил мне: «Ох, Иван, не летай в гордости своей так высоко. Смотри, там тебя духовный ястреб-диавол склюет».
Время близилось к окончанию семинарии, а я по убеждению был безбожник. В день выпускного акта все воспитанники семинари
В 1711 году пришел в Почаев из Брацлава некий пан Каминский с двумя своими братьями и просил игумена Иосифа Добрянского дозволить им в храме помолиться. Брат его Владислав, увидя нетленные мощи преподобного Иова, усомнился в их святости и подумал, что иноки ради корысти «одного из старцев усушили себе, дабы прельщать людей и собирать сокровище». Затем, отстояв службу, братья пошли в дом свой. В ту же ночь Каминский внезапно был пробужден криком Владислава: «Отселе уже не буду». В недоумении он разбудил брата и спросил его, по какой причине он так кричит и устрашается? «Или ты не видишь страшного сего старца, с палицею, — отвечал Владислав, — грозящего мне, чтобы я не смел хульно говорить о с
Некто из богатых киевлян заболел проказой. Много лечился он у волхвов и врачей, и у иноверцев искал помощи и не получил, а его состояние только ухудшилось. Один из его друзей дал ему совет пойти в Печерский монастырь и просить отцов, чтобы они помолились о нем. Когда привели больного в монастырь, игумен велел напоить его из колодезя святого Феодосия и помочить ему голову и лицо. И вдруг за неверие свое вскипел он гноем, так что все стали бегать от смрада, который исходил от него. Плача и сетуя, возвратился он в дом свой и от смрада много дней не мог выйти оттуда. И говорил он друзьям своим: «Стыд покрывает лицо мое. Чужим стал я для братьев моих и незнакомым для сынов матери моей (ср.: Пс. 6
Показать ещё