До 14 лет будущий писатель воспитывался дома. В 1827 был зачислен в Благородный пансион при Петербургском университете, но в 1828 ушёл из него. В 1832 поступил в школу гвардейских юнкеров, где в это время обучался М. Лермонтов. У них завязались дружеские отношения, продолжившиеся и по выходе их из школы; существуют сведения об их дальнейшей переписке, к сожалению, не дошедшей до наших дней. Офицерская карьера не привлекала Вонлярлярского, и он скоро оставил военную службу и поселился в своей усадьбе Рай под Смоленском.
К несчастью, счастливый брак Вонлярлярского оказался недолгим: всего через год его жена умерла, оставив маленькую дочь. Молодой вдовец чувствовал себя совершенно потерянным и разбитым. Несомненно творчески одарённый, получивший обычные для дворянина начальные навыки в области изящных искусств, в ожидании смерти он занимался рисованием, живописью и лепкой, исполнял и пробовал сочинять музыку; писал – так же легко и красиво, как говорил.
Мастерское владение языком (при незнании правил стихосложения) показывают его немногочисленные стихи, в основном «домашние», шутливые. Например, описание соседа, с которым «Мы делим радости и горе /Фальшиво арии поём /Гуляем под вечер вдвоём…» – любителя рыбалки, который «Напрасно в омутах Днепра / Искал сребристого бобра / Иль обольстительной наяды».
Или родственника («Кузина»):
«Мой дядя был известен тем,
Что в год нашествия французов,
В его селе, со штабом всем,
Пил чай Светлейший Князь Кутузов.
Об это чести дядя мой
Любил беседовать со мной.
……..
Но редкий вечер проходил,
Чтоб он, в порыве вдохновенья,
В Светлейшем Князя посещеньи
Чего нибудь не изменил».
Знакомый с Вонлярлярским О. Сенковский позже написал: «...Это интересное существование подтачивалось неопределённым, но жестоким недугом <...> таинственным бедствием людей с сильным воображением, людей, одарённых способностью много и быстро мыслить, – одною из тех предательских и неуловимых болезней, к которым медицина ума не приложит и которые, чтобы отделаться от любопытства пациентов, называет она "нервными расстройствами". В мучительной борьбе с этой болезнью, когда уже меланхолия начинала пожирать жизненные силы, когда предчувствие близкой смерти становилось уже неотразимым, Лярский вздумал сделаться писателем. <...> Ему нужны были перо и бумага, чтобы дать исток этому излишеству мысли и чувства, которое угнетало и душило его».
Первые произведения Вонлярлярского – очерки «Поездка на Марсельском пароходе» и «Охота на львов в Милане»; в них много ярких зарисовок из жизни Франции и Италии, сделанных во время путешествия писателя. В 1850-х вышли романы «Силуэт» (1851), «Магистр» (1852), «Большая барыня» (1852), «Сосед» (1852, печатался в 1853 уже после смерти писателя) и другие.
Из всего написанного писателем наибольшим успехом пользовалась «Большая барыня». Материал для романа писатель собирал в Смоленской губернии. Роман впервые был опубликован отдельным изданием (ч. 1–2. М., 1852) и, как свидетельствует современник, имел большой успех: «...Его читали с удовольствием и издание раскупилось очень быстро» (Заметки. – Санкт-петербургские ведомости, 1853, 11 янв., № 8, с. 29).
Лучшие журналы соперничали за право печатать его повести и романы, на столичной сцене с успехом шли его пьесы, пресса с шумом обсуждала каждое его сочинение. Писатель сотрудничал в ведущих журналах своего времени: «Современнике», «Отечественных записках», «Библиотеке для чтения». Творческая деятельность писателя продолжалась всего 3 года; за это время было написано 4 больших романа, 3 повести, 5 рассказов, 7 пьес. Собрание сочинений в 7 томах подготовил и издал в Санкт-Петербурге сразу после смерти автора (1853-1854) ставший его первым биографом К. Полевой.
Вот как он начал вступительную статью к изданию: «Ни один из писателей русских не совершил литературного поприща своего так быстро и необыкновенно, как В. А. Вонлярлярский. До 1851 года имя его было вовсе неизвестно в нашей литературе. В два года своей литературной деятельности он занял одно из почётных мест в ряду писателей-поэтов русских, и когда образованная публика наша ещё увлекалась одушевлёнными созданиями его фантазии – он уже был в могиле».
В. Вонлярлярский скончался в Москве, но был похоронен на Смоленщине, в родовом имении Рай – как писали в некрологе, «колыбель назначалась ему могилой». В 2014 на территории бывшего кладбища в деревне Рай открыт памятник В. Вонлярлярскому работы скульптора Л. Ельчаниновой.
Произведения писателя редко издаются в наше время, но полное собрание сочинений В. А. Вонлярлярского можно прочитать в электронном варианте – например, в СОУБ имени А. Т. Твардовского.
*худ. М. Микешин. Портрет Вонлярлярского, 1852.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1