Вопрос №152
ВОПРОС:
Прочитала вашу книгу по 17 главе Откровения. В восторге от идентификации зверя из 17 гл (=сатана =дракон), от подтверждения описания сатаны по текстам Иез и Ис. Много впечатлений, но и вопросов очень много. Можно, я задам основные – они вокруг описания гор, царей и рогов.
(И дальше следует сам вопрос, он очень длинный. Чтобы не повторяться, я буду вопросы цитировать по частям и давать на них ответы).
ОТВЕТ:
Мир Вам, Марина. Так как у Вас много вопросов в данном сообщении, а тема серьезная, я буду брать для ответа по одному вопросу и отвечать на него. Вы не против?
Ответ на первую часть вопроса:
Вы пишите: «Имеет ли образ горы только положительное значение как место обитания Бога?» И приводите ряд текстов, в которых есть слово «гора, горы, холмы». Скажу Вам сразу: в каждом тексте Писания надо видеть его полный контекст, о чем идет речь. Естественно, горы в Писании могут иметь два значения: что-то возвышенное, Божественное, Богом одобренное, то место (те дела), на которые Бог может положить печать Своего одобрения или (образно говоря) место Божьего присутствия. При таких выводах сразу полностью рушится всё толкование голов зверя. Чтобы на звере была гора Божья, утверждать так нельзя (конец этой части вопроса). Это одно значение. Дьявол старается подражать Богу, и свое место присутствия тоже хочет «нарисовать в своем воображении» на какой-то возвышенности. Он вообще мечтал стать равным Богу и престол свой поставить выше престола Божьего. Мы читаем:
13 А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера» (Ис. 14:13).
Но это были только его мечты, и жертвенники идолам также ставили на возвышенных местах. Есть и третье упоминание о горах в Писании, которые являются обычными горами безо всякого символа. Теперь давайте разберем те тексты, которые Вы приводите:
Вы пишите:
Пс. 67:17 два вида гор.
Давайте посмотрим, что автор этого Псалма хотел раскрыть этим текстом. Возьмем весь контекст:
16 Гора Божия - гора Васанская! гора высокая - гора Васанская!
17 Что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно?
18 Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди их Господь на Синае, во святилище.
19 Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога (Пс. 67:16-19).
В этом тексте говорится о том, что Бог избрал гору Сион (также известную как Ермон) среди всех гор, чтобы пребывать на ней навечно. Тут называется «горой высокой» горный хребет Ермон, находящийся несколько километров к северу от древнего Васана.
В стихах 18-19 описывается торжественное шествие Бога в город на Сионе, сопровождаемое ангельским воинством (тысячи тысяч и тьма, что означает неопределенное множество); «колесницы» символизируют силу. И вот, окруженный ангелами, Господь «восходит» в Иерусалимское святилище, неся с Собой все величие и славу, которые были явлены на Синае, теперь утвердился на горе Сион. Какое великолепное завершение исторической ретроспективы!
Вероятно, имеется в виду завоевание Иерусалима Давидом (см. 2Цар. 5:6-8) или внесение этим еврейским царем ковчега завета в город (см. 2Цар. 6). Торжественное событие, о котором идет здесь речь, представлено в образе победы, или «восхождения победителя на высоту», взятия в плен и получения военного трофея от пленных в пользу сторонников победителя.
Апостол Павел ссылается на Псалом 67:19 в послании к Ефесянам 4:8. Однако, кажется, что у Павла это не столько цитата, сколько использование современной ему интерпретации этого места в Таргуме. Вот как оно звучит там: «Ты восшел на небо, о пророк Моисей! Ты пленил пленных, и ты научил их словам закона; ты дал (а не «принял», как в ветхозаветном тексте) дары людям». В этой интерпретации Моисей рассматривается как представитель Бога, а за ним и сам Бог. Внимание Павла привлекло, возможно, то, что в этой интерпретации содержится идея о том, что Бог дарует дары тем, кто повинуется Ему. Апостол применил этот образ к Христовой победе над силами зла и смертью, а также к раздаче Христом духовных даров (Ефес. 4:11) верующим в Него. Проводя эту аналогию, апостол Павел хотел подчеркнуть величие духовной победы верующих в Иисуса Христа.
Да, в Пс. 67:17 упоминаются две разновидности гор: временные горы, как пародия на гору Божью, где Его вечное обитание.
Далее Вы приводите текст и объясняете его. Цитирую:
Ис. 2:2 + Мих. 4:1 – есть и другие горы и холмы, и они не от Бога, видимо они ставили себя выше Бога, и Бог ставит их на их место. Кроме гор есть и холмы, они, видимо, ниже по значению гор. (гора = царство, империя, холм = отдельное государство, город) Цитирую эти тексты:
2 И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы (Ис. 2:2).
1 И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы (Мих. 4:1).
В этой речи, вслед за провозглашением обвинения в адрес народа (с обвинения в грехах и отступничестве, обычно начинались речи пророков), Исаия переходит к изложению учения, которое в значительной мере определит характер его последующих пророчеств. Наступит время, провозглашает Исаия вслед за предсказанием суда, когда Иерусалим вновь займет в мире ведущее положение (сравните Мих. 4:1-3, звучащее почти идентично с Ис. 2:1-4). Будущее этого торжества было, однако, в глазах Исаии чем-то гораздо большим, чем военное или политическое могущество. Он прозревал некую вселенскую миссию Иерусалима, как места, в котором Божья правда для всей земли восторжествует окончательно.
Да, если имя «Петр», например, имеет значение «камень», то Христос – «скала», нечто целое от оторванного от скалы камня. Так и здесь, человеческие административные деления могут также быть и горой и чаще всего холмами, а Божье правление – над горами и холмами.
Следующий вами приведенный стих:
23 Поистине, напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор; поистине, в Господе Боге нашем спасение Израилево! (Иер. 3:23).
Да, холмы и горы – их множество, но гора Господня – одна.
Вот еще один текст, приведенный Вами:
Иер. 30:18 город на холме, т. е. холм = город
Цитирую весь текст:
18 Так говорит Господь: вот, возвращу плен шатров Иакова и селения его помилую; и город опять будет построен на холме своем, и храм устроится по-прежнему.
И так далее. Все стихи, которые Вы привели о горах и холмах, либо являются буквальными горами и холмами, либо означают какие-то города, царства. Но какое значение имеют такие стихи для символа 17 главы о том, что «город будет восстановлен на своем холме? В общем, дома и города строились на холмах, чтобы их не затопило во время сильного дождя.
Давайте теперь рассмотрим то, что я написал в комментарии к 17 главе Откровения.
Вот тексты, которые я приводил в своем комментарии:
«Псалом Давида. Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?» (Пс. 14:1)
«Когда ты будешь вопить, спасет ли тебя сборище твое? — всех их унесет ветер, развеет дуновение; а надеющийся на Меня наследует землю и будет владеть святою горою Моею» (Ис. 57:13).
«Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их [будут] благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис. 56:7).
«Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищей: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» (Ис. 65:25).
«Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их» (Дан. 2:34).
«И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы» (Ис. 2:2).
Видите, здесь не просто описание какого-то холма или горы, каждый текст несет какой-то символизм Божьего обитания: «обитание на Твоей святой горе»; «будет владеть Моей святой горой»; «не будут причинять зла и вреда на всей Моей горе»; «камень оторвался от горы без содействия рук»; «в последний день гора дома Господня».
Недаром Бог назван Богом Всевышним. Народ Свой Бог призывает к горнему (к чему-то возвышенному) (Ос. 11:7). Апостол Павел призывает размышлять о горнем, а не о земном (см. Кол. 3:2). Ну, ясно же, что не просто к холмам призывает их Господь и Павел, и не к возвышенностям, где строили язычники капища, а простой народ строил свои дома; и не к городам призывает их Господь, и не к государствам, хотя те тоже обозначены холмами и горами. В пророчествах надо уловить основную концепцию того, что замыслил в ней Бог через автора этого пророчества. В пророчестве 17 главы под горой имеется нечто Божественное, дух небесного царства.
А что олицетворяет низкое? Какая ассоциация у вас сразу же возникает при таких выражениях, как «низко падший»; «падшая женщина или падший мужчина»; «низкие животные страсти»; «как ты мог докатиться до такой низости»? Божественное – это возвышенное: на высоте, на горе; а остальное все без Бога где-то на низком моральном уровне. И поэтому мы читаем такое воззвание: «Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, [которое] создали руки Твои, Владыка!» (Исх. 15:17)
Красивый резюмирующий вывод Вы сделали на основании приведенных Вами текстов Писания о головах и холмах. Я привожу его:
«При таких выводах сразу полностью рушится все толкование голов зверя. Нельзя утверждать, что на звере была гора Божья». (Конец цитаты).
Однако, заметьте, Иоанну не был показан ни мультипликационный фильм, ни исторический ролик. Он увидел образ, который запечатлелся в его памяти; а затем получил расшифровку того, что увидел, и записал ее. Он увидел зверя одновременно со всеми его атрибутами: все головы, все рога, и всадницу. Но в истории зверь не был всегда семиглавым, он имел одну голову, и эти головы сменялись одна за другой. Именно поэтому на звере не было и не могло быть горы Божьей, так никто и не утверждает. Как семь голов поэтапно менялись одна за другой, так и в значении самой головы происходила ротация: народ падал от состояния с Богом. И вот зверь запечатлен в момент падшего состояния церкви, она сидит на звере (это еще одна дополнительная расширенная расшифровка состояния церкви). Так что, на звере изображена не гора Божья (церковь в состоянии с Богом), а церковь в состоянии падения. Вот так утверждать мы можем.
Итак, гора из 17 главы Откровение – это, во-первых, образная гора, как место пребывания Бога; во-вторых – высота духовной моральной жизни, жизнь с Богом, хождение с Богом; полное подчинение Богу, полная зависимость от Бога в плане спасения Его благодатью, оправдание верой. На этом пока закончу. Ждите ответы на остальные, поставленные Вами вопросы.
С уважением, пастор Александр Серков.
Вопрос №153
ВОПРОС:
Если Откровение – символическая книга, то ее образы надо понимать в первую очередь символически: 3,5 года – это 1260 лет, слово «ангел», по толкованию адвентистов, в этой книге в разном контексте может означать «руководитель церкви», «Иисус», «Святой Дух», «миссионер», «всемирный адвентизм» и многое другое. Теперь сам вопрос:
Тысячелетнее царство – реальный или символический срок? Это 1000 буквальных лет или таки 365000 лет, если применять принцип «день за год», как к 3,5 годам, времени, временам и полувремени и 42 месяцам?
ОТВЕТ:
Вопрос интересный, и с точки зрения богословия – насущный. Почему? Потому что некоторые толкователи, не вникнув в структуру цифрового символизма, толкуют многие цифровые периоды совершенно неверно. В основном, цифровыми периодами преобладают две книги Библии: книга Даниила и книга Откровение.
Как отличить буквальный период от символического? Чтобы не было путаницы, Бог об этом позаботился. Буквальные периоды в пророческих книгах подаются естественным путем, той цифрой, которой мы пользуемся обычно. Когда же временны́е периоды в апокалиптических пророчествах сопровождают символические фигуры, осуществляющие описанную через символы деятельность, или описание событий происходит каким-либо неестественным способом, – будет естественным принять, что эти временны́е периоды должны быть также символическими по своей природе.
Большинство цифровых данных пророчеств Даниила являются неестественными по своей сути, например, нормальный способ выразить 1290 дней из Даниила 12:11 был бы: «3 года и 7 месяцев».
То же самое и с временны́ми пророчествами в 2300 вечеров и утр – «6 лет, 4 месяца и 20 дней»;
И с семьюдесятью седминами – «1 год, 4 месяца и 10 дней».
«Время, времена и полвремени» и его эквиваленты «1260 дней» и «42 месяца» – также неправильное определение времени. Оно должно было бы быть выражено как «3 года и 6 месяцев».
То же самое с временны́м пророчеством в 1335 дней из Даниила 12:12 = «3 года, 8 месяцев и 15 дней».
Сравните, как выражают время Иисус Христос и Иаков, когда речь не идет о символизме:
«Много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле» (Лук. 4:25).
«Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев» (Иак. 5:17).
Временны́е пророчества Даниила не выражены таким образом, как бы они были, если бы использовалось буквальное время. Это указывает на то, что здесь речь идет не о буквальном, а о символическом времени.
Вот интересный текст из книги Даниила. Я его цитирую:
20 А что царь видел Бодрствующего и Святого, сходящего с небес, Который сказал: «срубите дерево и истребите его, только главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных, среди полевой травы, орошается росою небесною, и с полевыми зверями пусть будет часть его, доколе не пройдут над ним семь времен» (Дан. 4:20).
«Семь времен» – это буквальное или символическое исчисление времени? Это обычные семь лет, которые были определены для Навуходоносора. И они выражены обычными словами «семь времен = семь лет». Но есть толкователи, которые пытаются и это пророчество толковать по принципу «день за год», и они приходят к 1914 году и на этом строят целую доктрину. Это неверно. Другие, наоборот, считают, что пророческие периоды 1260, 1290 и 1335, которые явно символические и должны исчисляться годами, пророчат о буквальных днях, которые еще должны сбыться в ближайшем эсхатологическом будущем. Это также заблуждение.
Теперь обратимся к временны́м пророчествам книги Откровение. Здесь также действует тот же принцип толкования: Когда временны́е периоды в апокалиптических пророчествах книги Откровение сопровождают символические фигуры, осуществляющие описанную через символы деятельность, или описание событий происходит каким-либо неестественным способом, будет естественным принять, что эти временны́е периоды должны быть также символическими по своей природе.
Подобно тому, как в книге Даниила «семь времен» – это обычные семь лет, так и в книге Откровение «тысяча лет» – обычные годы. Ни «семь времен», ни «тысяча лет» не даны каким-то загадочным или неестественном способом. Так что на вопрос: «Тысячелетнее царство – реальный или символический срок»? – мы однозначно можем сказать, что это буквальные годы.
Пастор Александр Серков
Вопрос №154
ВОПРОС:
В последнее время часто слышал, что нельзя есть лебедя с породою его, потому что написано в Лев. 11 гл.: "ЛЕБЕДЯ,...,зуя с породою его. Но трактуют...ЛЕБЕДЯ... С ПОРОДОЮ ЕГО, т.е. и утку и гуся запрещается Св. Писанием в употребление. А также можно ли употреблять в пищу стрепета? Благодарю за ответ.
ОТВЕТ:
Давайте посмотрим текст и сделаем вывод. Я цитирую «Из птиц же гнушайтесь сих: орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его, филина, рыболова и ибиса, лебедя, пеликана и сипа, цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря».
Мы видим, что из перечисленных только четыре вида птиц нельзя есть с породою их:
1) сокол с породою его;
2 ворон с породою его;
3 ястреб с породою его;
4 зуй (зяблик) с породою его.
Остальные перечислены индивидуально. Так как о лебеде не говорится «с породою его», значит, и гусь, и утка – разрешенные птицы для употребления в пищу. Степная птица стрепет из рода дроф среди запрещенных для употребления в пищу не числится.
С уважением, пастор Александр Серков.
Вопрос №155
ВОПРОС:
Есть такое понятие, как часовые пояса. Я видел фото острова, на котором суббота и воскресение наступают в один день. Разграничением стоит памятник пограничной полосы перемены времен. Например, я живу на границе с Молдавией; сегодня я праздную субботу на Украине, а завтра иду отмечать субботу в Молдавии. А как известно исторически, несколько сотен лет назад в Лондоне установили нулевой меридиан. Раньше, ведь, евреи праздновали субботу, не зная о часовых поясах. Солнце село и новый день наступал, а сейчас это уже чуть ли не наука. У нас только началась суббота, а где-то закончилась…
Две субботы в неделю не бывает, какая суббота правильная, та, что в (Америке) или тут на Украине?
ОТВЕТ:
Часовые пояса здесь совершенно не играют никакой роли. Как было раньше, так и сегодня. И нам можно забыть о часовых поясах. Если бы, например, суббота начиналась в шесть часов вечера или в двенадцать часов, то часовые пояса играли бы какую-то роль. Где мы живем, при заходе солнца в пятницу начинается суббота. И здесь нет никакой путаницы. В чем может быть проблема, если кто-то живет на границе с Молдавией? Часовой пояс может быть у вас разный, я не знаю, где там проходит граница часовых поясов.
Я как-то в юности жил на границе Узбекистана с Таджикистаном. В Узбекистане была разница в три часа с Москвой, а в Таджикистане – два часа. Но солнце садилось в одно время и в нашем селе, и через границу в первом селе Таджикистана. Я не вижу здесь никакой проблемы. Какая нам разница, что у нас суббота только что началась, а где-то она уже закончилась? Так было всегда, во все времена. У нас нет двух суббот. У нас одна суббота в России, у кого-то одна суббота на Украине, у кого-то в Молдавии, и у американцев одна суббота там, где они живут. Я не вижу здесь ничего загадочного. Солнце село в пятницу, и там, где мы находимся, суббота началась. Когда делегаты были на съезде в Америке, они встречали субботу не по заходу солнца у себя на родине, а по заходу солнца в Сан-Антонио.
С уважением, пастор Александр Серков
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев