А вы знаете, что такое Чокурдах? Главный редактор «Популярной механики» Александр Грек рассказывает 👇 ЧОКУРДАХ Существует слово-пароль, по которому жители восточной Арктики 1960-1970-х годов безошибочно вычисляют друг друга — «Чокурдах». Название микроскопического якутского арктического аэропорта 3 класса в устье Индигирки. Аэропорт был построен в начале Великой отечественной войны для обеспечения воздушной трассы Аляска-Сибирь, по которой перегонялись самолеты, поставляемые Америкой по ленд-лизу. После войны он стал одним из звеньев маленьких арктических аэропортов, по которой можно было добраться в отдаленные поселки за полярным кругом. Например, в 60-х годах прямой рейс из Внуково Москва-Певек, выполнявшийся на самолете Ил-14, официально длился 22 часа и проходил с кучей промежуточных посадок с дозаправками: Москва — 990 км — Архангельск — 1073 км — Амдерма — 777 км — Диксон — 740 км — Хатанга — 304 км — мыс Косистый — 669 км — Тикси — 693 км — Чокурдах — 860 км — Певек. При идеальной летной погоде, которой в Арктике почти не бывает. Поэтому маршрут редко укладывался менее, чем в неделю, и легко можно было застрять в пути и на месяц. В середине 60-х годов в Арктику пришли пассажирские Ил-18 — одни из самых надежных и невероятных самолетов, выпущенных в СССР. Это были уникальные машины — с лучшим на то время навигационным оборудованием, возможностью совершать длительный полет при отказе одного из четырех двигателей, и невероятной способностью садиться почти на неприспособленные аэродромы. Достаточно сказать, что до 80-х годов он штатно садился на лёд Колымы в Черском, базе полярной авиации. С появлением Ил-18 дорога в Певек сильно сократилась. Теперь Ил-18 взлетал во Внуково, дозавправлялся в Норильске или Хатанге, и брал курс на Чокурхах — единственный аэропорт в регионе, который мог принять этот самолет. Несмотря на современное по тем временам навигационное оборудование, каждый рейс в арктических широтах был для экипажа серьезным испытанием, не зря лётчики полярной авиации составляли отдельную элитную касту пилотов. Отсутствие надежного наземного радиолокационного контроля заставляли штурманов (на севере это была героическая и уважаемая профессия) на Ил-18 изрядно потрудиться в заполярных рейсах. В ход шли всполохи на экране локатора от заветных брошенных барж, сотен пустых железных бочек, разбросанных у буровых. Бывало, что от Норильска до Чокурдаха штурман при сильном сносе не отрывался от "сапога" — так звали индикатор локатора и навигационной линейки НЛ-10 целые часы при полнейшем молчаливом к себе почтении всего экипажа, не без волнения ждавшего, пока штурман оторвет лоб от "сапога" и выкрикнет: «Курс такой-то!» или «На курсе». Ощущение от посадки на старую и неровную, оставшуюся после войны, полосу в Чокурдахе было еще то — все стыки и неровности бетонных плит пассажиры ощущали на себе, но это никого не расстраивало — радость от завершения полета перевешивало все неприятные ощущения. Не было и особого страха — вера в профессионализм полярных пилотов была абсолютной. Именно в Чокурдахе людей, впервые очутившихся в Арктике ждал первый шок — здесь заканчивалась цивилизация. Вместо привычного стандартного аэропорта вас встречал покосившийся деревянный барак, как правило, под завязку заполненный транзитными пассажирами. Дальше людей развозили вертолетами, самолетами Ан-2, Ан-24, Ил-18 и, «роллс-ройсом» полярного мира — реактивным Як-40. Эти самолеты могли взлетать и садится практически на любое грунтовое покрытие (а другого в те времена и не было), но обладали довольно примитивным навигационным оборудованием и требовали для выполнения рейса хорошей погоды как в аэропорту вылета, так и в конечной точке маршрута. И выполнить это условие было чрезвычайно трудно — ожидание летной погоды могло тянуться неделями, были и месячные рекорды. И все это время люди ютились в маленьком бараке аэропорта. Туалет «типа сортир» располагался на улице и зимой, на знаменитых якутских морозах, мгновенно превращался в сталактит из застывшей мочи, но другой альтернативы не было. Сидячих мест на всех не хватало, и поэтому люди располагались на всех свободных участках пола, сооружая из чемоданов небольшие лежаки для маленьких детей. В углу был небольшой буфет, где продавались небольшие куски жареной оленины, напоминающую старые подошвы. Мне почему-то запомнились перебои с питьевой водой — пассажиры набирали для заварки чая в жестяные кружки воду из батарей отопления. В буфете продавалась и водка, поэтому периодически открывалась входная дверь, обитая войлоком, и в облаке пара в здание вваливались пьяные якуты, которым местные запредельные морозы были нипочем. Люди кучковались по своим конечным пунктам назначения, коротая часы в рассказах о проведенном отпуске и делясь с общими детьми остатками еды. Важно было не пропустить объявление посадки на рейс — громкой связи не было и опоздание грозило катастрофой. Особым авторитетом пользовались люди, связанные с полярной авиацией — они могли заходить к пилотам с диспетчерами, снабжая остальных пассажиров слухами о летной или нелетной погоде. В какой-то момент все вскакивали и занимали очередь к единственной стойке регистрации и гигантским весами для взвешивания багажа, которого было немеряно — в те времена на одного человека полагалось 30 кг только бесплатного провоза. От смертоубийства в этих очередях спасало только то, что все в них друг друга знали — население маленьких поселков редко превышало тысячу человек. Впрочем, регистрация ничего не гарантировала — вас могли развернуть прямо от самолета, так как за время посадки погода могла легко поменяться. От самой посадки осталось детское впечатление — очень, очень холодно. Пассажиры довольно долго стояли перед самолетом на якутском морозе, сбившись для тепла в плотную кучку. Впрочем, в самолете было ненамного теплее. Иногда к входу подъезжала техническая машина, из которой в салон пробрасывали воздуховод с теплым воздухом, немного нагревая воздух в самолете. Рано или поздно посадка заканчивалась, двери закрывались, двигатели разогревались и самолет выруливал на взлетную полосу, по которой ветер гнал поземку. Самолет, подпрыгивая, разгонялся и взлетал. Пассажиров охватывала почти эйфория — через каких-то 2,5 часа вы были бы дома. Для большинства пассажиров самый маленький город в стране на краю земли был именно домом. В 1978 году мой отец построил в Певеке взлетную полосу первого класса, способную принимать все виды самолётов. Думаю, в таких широтах ничего подобного не строили, да и вряд ли построят в обозримое время. Это был подвиг, но подвиги в то время были обычным делом — почти все родители моих одноклассников были героями. 25 февраля 1979 года состоялся первый технический рейс самолёта Ту-154 по маршруту Внуково—Певек с промежуточной часовой посадкой для дозаправки в Норильске. Полёт до Норильска занимал 3 часа 50 минут (2872 км), от Норильска до Певека 4 часа 10 минут. За время полета пассажиры обеспечивались 2-х разовым питанием. Стоимость полета от Внуково до Певека на Ту-154 составила 178 рублей 50 копеек. А слово «Чокурдах» стало паролем, по которым коренные певекчане безошибочно опознавали своих. P.S. На фотографии современный аэропорт Чокурдаха, но она немного передает старую атмосферу. Если у кого есть старые фотографии аэропорта, а особенно, фотографии внутри здания, буду очень благодарен, если поделитесь. Пишите также воспоминания о тех временах — включу в книжку, которую надеюсь когда-нибудь написать.
    646 комментариев
    2.2K классов
    «Победа на носу»: 10 советских автомобилей, появившихся сразу после ВОВ Все, кто интересуются техникой Советского Союза, знают, что уже в 1943 году правительство поручило конструкторам автозаводов работать над послевоенной гаммой автомобилей. Вы наверняка сразу вспомните ГАЗ М-20 «Победа» и «Москвич-400». Другие автомобили (и не только) известны куда меньше, несмотря на то, что со многих позиций они даже более интересны.
    1 комментарий
    3 класса
    Искусство или мистика: кто и зачем рисует круги на полях На самом деле круги на полях не несут в себе никаких тайн. Это не послания от НЛО и не знаки природы, а обыкновенная разновидность ландшафтного искусства. Однако, несмотря на эту информацию, многие люди по всему миру продолжают вкладывать в полевые рисунки несуществующий смысл.
    3 комментария
    14 классов
    Что делать, если на вас напала стая бездомных собак: инструкция по выживанию Как ни прискорбно, но собака остается другом человека лишь до тех пор, пока ее не бросили. Дворняги объединяются в стаи с четкой иерархией, держат собственные территории и абсолютно не боятся человека. Почему бродяги набрасываются на людей, а главное, что делать, если столкнулся с одичавшим другом человека?
    6 комментариев
    11 классов
    Будьте здоровы: как пережить сезонную аллергию С началом весны приходят не только приятные теплые деньки, но и надоедливая аллергия. Многие ждут это время с опаской и начинают заранее подготавливать к нему свой организм. Рассказываем, как наименее болезненно пережить сезонную аллергию.
    2 комментария
    7 классов
    2 мая - Вceмиpный дeнь тунцa
    1 комментарий
    10 классов
    Продукты, вызывающие метеоризм с неприятным запахом Если вы склонны к метеоризму, вы, вероятно, знаете все о последствиях яиц и бобовых. Однако существуют и другие продукты, которые, как доказано, вызывают метеоризм с особенно неприятным запахом.
    4 комментария
    5 классов
    #цифра_дня
    2 комментария
    24 класса
    Здоровье космонавтов может быть под угрозой: на МКС мутировала опасная бактерия Бактерия Enterobacter bugandensis, мутировав, приобрела устойчивость к антибиотикам, научилась размножаться в космосе. Более того, у нее появилось что-то вроде разума. Enterobacter bugandensis обнаружили в туалете и на тренажере — всего на МКС было выделено 13 штаммов этой бактерии. И аналогов того, что появилось в космосе, на нашей планете нет... Бактерия представляет опасность для людей со сниженным иммунитетом. Она может вызвать инфекции мочевыводящих путей, кожи, нижних дыхательных путей, септический артрит, эндокардит.
    13 комментариев
    22 класса
    1 мая - День труда
    1 комментарий
    7 классов
Черные «пауки» на Марсе?! Рассказываем, что это такое
Орбитальный аппарат ExoMars Trace Gas Orbiter Европейского космического агентства обнаружил множество черных «пауков» в южном полярном регионе Марса.
Черные узоры являются продуктом сложного геологического процесса — они образуются на Марсе после суровой зимы с приходом весны.
Солнечный свет растапливает слои углекислого льда, лед превращается в газ и пробивается на поверхность планеты. Вместе с газом гигантским фонтаном вырывается черная пыль и песок. Именно они и образуют темные пятна.
«Победа на носу»: 10 советских автомобилей, появившихся сразу после ВОВ
Все, кто интересуются техникой Советского Союза, знают, что уже в 1943 году правительство поручило конструкторам автозаводов работать над послевоенной гаммой автомобилей. Вы наверняка сразу вспомните ГАЗ М-20 «Победа» и «Москвич-400». Другие автомобили (и не только) известны куда меньше, несмотря на то, что со многих позиций они даже более интересны.
  • Класс
Таинственное исчезновение: куда пропала кнопка overdrive в автоматической коробке передач
Когда автоматическая коробка передач была экзотикой, рядом с селектором (а иногда и прямо на нем) можно было найти небольшую кнопку overdrive. Какую функцию она выполняла и почему исчезла?
Новый флагман Chery вызвал ажиотаж на Пекинском автосалоне. Рассказываем, чем удивил Tiggo 9 PHEV
Даже внешне «девятка» сильно отличается от стиля, в котором были выполнены Tiggo 4, 7 и 8 — спорному, но он узнаваем. Под капотом — гибридная установка с вкусными характеристиками.
Бензиновый двигатель 2 л с турбонаддувом мощностью 238 л. с. крутит колеса через 8-ступенчатую автоматическую коробку передач. Фирменная патентованная трансмиссия 3DHT добавляет тягу электромотора мощностью 224 л. с.
Расход топлива, несмотря на солидные размеры и вес, составит 5,2 л на 100 км, а запас хода с заряженным аккумулятором достигает 1400 км.
Осенью нынешнего года Tiggo 9 PHEV приедет в Россию — пощупаем в
techinsider

TechInsider

У трехметрового доисторического лосося были «бивни, как у бородавочника»
Согласно новому исследованию, около пяти миллионов лет назад в реках Северной Америки плавал гигантский лосось с бивнями, похожими на бивни бородавочника.
Исследователи точно не знают, для чего использовались эти бивни. Они предполагают, что клыки, выходящие наружу, помогали рыбам бороться с другими лососями или хищниками.
Интересно, что жуткие зубы имелись как у самок, так и у самцов Oncorhynchus rastrosus.
Рыбы вымерли более 5 миллионов лет назад из-за остывания океана, а мы до сих пор узнаем о них много нового!
techinsider

TechInsider

Искусство или мистика: кто и зачем рисует круги на полях
На самом деле круги на полях не несут в себе никаких тайн. Это не послания от НЛО и не знаки природы, а обыкновенная разновидность ландшафтного искусства. Однако, несмотря на эту информацию, многие люди по всему миру продолжают вкладывать в полевые рисунки несуществующий смысл.
  • Класс
techinsider

TechInsider

Путь к успеху: как «гарвардская диета» влияет на здоровье
Сколько в мире языков, столько, вероятно, и всевозможных диет. Ученые не перестают их изучать, чтобы выяснить, какая именно улучшит благосостояние человека в долгосрочной перспективе.
techinsider

TechInsider

Нет, с клавиатурой все в порядке, просто это название холма в Новой Зеландии. Удивлены? Мы тоже! Это самое длинное название холма, которое состоит из 83 букв.
techinsider

TechInsider

2 мая - Вceмиpный дeнь тунцa
  • Класс
Показать ещё