Азербайджанские меценаты строили школы, гимназии, больницы, театры и мечети, поддерживали людей искусства и отправляли талантливую молодежь учиться за границу. Для большинства меценатов XVIII–XIX вв. благотворительность стала практически образом жизни, чертой характера. Многие крупные промышленники и банкиры происходили из беднейших слоев населения. Это способствовало их особому отношению к собственному богатству – заработанному, а не унаследованному. При этом благотворительная деятельность наиболее крупных и известных меценатов отличалась большим профессионализмом и именно поэтому принесла столь значительные результаты для азербайджанской культуры. Их имена вписаны в историю Азербайджана: Ага Муса Нагиев, Шамси Асадуллаев, Муртуза Мухтаров, Ага Юсиф Дадашев, Зейналабдин Тагиев, династия Ашурбековых и многие другие.
Вспомним некоторых из них:
1. Хаджи Хаджи ага Дадашов - торговец I гильдии, миллионер. При определении в 1876-м году первой и второй торговой степени для Азербайджана, это звание впервые в Баку получил Хаджи Хаджи ага. Хаджи Хаджи ага только благодаря своему умению, работоспособности, организованности достиг уровня миллионера. У него, можно сказать, не было нефтяных промыслов. Весь свой интерес он направил только на строительство недвижимостей и на кораблестроение, для занятия морской торговлей. У него было более 40 недвижимостей в городе Баку и много кораблей в Каспийском море. Получал огромную прибыль от судоходной торговли. Имел торговые связи со всеми странами Ближнего и Дальнего Востока. Х. Дадашов оказывал помощь и благотворительности. В проведении водопровода в город была и его доля. Присутствовал при коронации императора Руси Александра III и был удостоен звания статского советника.
2. Ага Муса Нагиев
В 1842 году в Баладжарах , в семье бедного саманчи родился Муса Нагиев. С раннего детства он босиком приходил из Баладжары в морской порт, чтобы грузчиком заработать себе на кусок хлеба, потом работал на промыслах. По природе Ага Муса был человеком расчетливым, мечтал купить кусок земли, чтобы заниматься сельским хозяйством. Несколько лет, откладывая по копейке, ему удалось все же собрать небольшую сумму и купить кусок земли в Биби-Эйбате. Но землю надо было поливать, нужна была вода. И Ага Муса стал рыть колодец.
Вот тогда-то судьба улыбнулась ему: из колодца, совсем на небольшой глубине, ударил нефтяной фонтан и брызнула нефть. Растерявшись, он сразу даже не понял в чем дело. Днем и ночью Муса не отходил от скважины, сам выполнял самую трудную работу, да и рабочим не позволял расслабляться. Этот фонтан грузчика Мусу превратил в нефтепромышленника Ага Мусу Нагиева.
Когда он освоился со своим неожиданным счастьем, то решил заняться торговлей нефти. Он стал продавать ее ведрами в сыром виде. Постепенно он начал заниматься промышленной нефтедобычей. По мере роста доходов он скупал и разрабатывал новые месторождения в Сабунчи, Раманы и Сураханы, при этом не забывая о совершенствовании производства. По примеру других нефтепромышленников он построил в Черном городе сначала небольшой нефтеперерабатывающий завод, потом его расширил, а на Каспии появился его первый пароход. Этих выбившихся "в люди" нефтепромышленников вначале не хотели признавать, рассказывали о них небылицы.
Когда он стал богатеть, он начал строить дома. Его отец сказал ему, что сколько ты построишь домов, на столько ты продлишь свою жизнь. И он решил построить 100 зданий и жить 100 лет. Так он стал самым крупным домовладельцем в Азербайджане. Он построил 98 зданий, из них 4 больницы. Это были первые больницы в Азербайджане. Здания, построенные Нагиевым, по сей день являются шедевром и отличаются своей архитектурой от всех остальных. Он в основном приглашал двух архитекторов - немца Баиева и поляка Плошко. Миллионер Ага Муса был довольно оригинальной, даже «легендарной» личностью. Несмотря на то, что на деньги Нагиева в центре города возвысилось величественное здание мусульманского благотворительного общества «Исмаилийе», по праву считающее венцом архитектуры города, несмотря на то, что он взял на себя завершение строительства бакинского реального училища и отстроил третий этаж, а на городской окраине возвел здание городской лечебницы (сейчас больница имени Семашко), несмотря на то, что Ага Муса пожертвовал значительную сумму на сооружение Бакинского водопровода, — в народе за ним прочно закрепилось прозвище «хасис» («скупой»).
3. Набат ханум Коджа-бек гызы– внучка Гаджи Имам Верди-бека Ашур-хан оглы владела многомиллионным состоянием, включая нефтяные промыслы, доходные дома, и получила известность как благотворительница. Она пожертвовала огромные деньги на строительство шолларского водопровода, участвовала в финансировании больницы в Сабунчах, где бедные и сироты лечились за ее счет. Она также финансировала строительство одной из самых больших мечетей в Баку – Тезе Пир, для чего был приглашен известный архитектор Зивяр-бек Ахмедбеков. Она отправила его в путешествие по странам Востока, где он должен был ознакомиться с архитектурой тамошних мечетей и составить проект, в основе которого были бы использованы самые лучшие образцы мусульманского храмового зодчества. По возвращении Зивяр-бек представил проект мечети с двумя двухъярусными минаретами, которая и была построена.
4. Из этой же династии Ашурбековых – Теймур-бек Кара-бек оглы (1834–1908) – внук Гаджи Имам Верди-бека Ашур-хан оглы, он являлся владельцем обширных земельных угодий и нефтяных месторождений в Сабунчах и, как все в его семье, занимался благотворительной деятельностью и меценатством. Так, на его деньги строились школы и больницы в Сабунчах, а также ремонтировались мечети.
5. Ага Шамси Асадуллаев (1840-1913), родился в селе Амираджаны Бакинского уезда Бакинской губернии (ныне центр Сураханского района Баку), в бедной семье. В 1874 году основал в Баку контору по добыче нефти, в 1893 году на ее базе создал нефтедобывающую фирму. В 1903 году после развода переехал из Баку в Москву, где вторично женился; жил по адресу: Воздвиженка, 9. К 1913 году его личное состояние оценивалось в 10 млн рублей. Он известен как меценат не только в Азербайджане, но и в Москве. На его средства в 1913 году был построен четырехэтажный дом, ставший культурным центром московских мусульман. До революции 1917 года подавляющее большинство мусульман в Москве составляли коренные москвичи, среди которых численно доминировали татары. Поэтому дом Асадуллаева первоначально использовался только татарской общиной. Роль национально-культурного центра московских мусульман Дом Асадуллаева выполнял вплоть до 1941 года.
6. Ага Муртуза Мухтаров (1865–1920) родился в бакинской деревне Амираджаны. Как и многие бакинские миллионеры, прошел путь от простого чернорабочего до нефтяного магната. Имя Мухтарова больше связано с развитием нефтяных технологий. Состоял акционером общества Московско-Волжского нефтяного товарищества, был администратором по делам Бакинского общества русской нефти. Известен как щедрый благотворитель. Являлся попечителем Бакинского реального училища, Темирхан-Шуринской женской гимназии, почетным членом общества распространения грамотности и технических сведений среди горцев Терской области, почетным членом Петербургского мусульманского благотворительного общества, учредителем 40 стипендий для высших и специальных учебных заведений. Был почитателем западноевропейской культуры, вел борьбу с суевериями и предрассудками в среде горцев. С этой целью издавал в Баку газету «Таракки». Признанный как добрый и благотворительный человек, серьёзный коммерсант, М. Мухтаров оставил о себе в память величественные здания. Многие, охраняемые по сей день, здания в Баку и его деревнях, в городах России и некоторых странах Европы, связаны с его именем. Среди них - мечеть в городе Владикавказе, великолепные, красивые строения в Кисловодске, в итальянском городе Флоренция были построены на деньги М. Мухтарова. Мухтаров активно участвовал почти во всех благотворительных обществах Баку и не скупился на оказание материальной помощи.
7. Елизавета (Лиза) Аслановна Мухтарова происходит из семьи полковника Аслан-бека Туганова. Выйдя замуж за Агу Муртузу Мухтарова, она вместе с мужем поселилась в Баку, где вела активную благотворительную деятельность. Была одним из активных членов благотворительного общества «Детская больница», организованного в 1913 году под руководством детского врача Е.Я. Гиндеса. Также была председателем Мусульманского дамского благотворительного общества, созданного в 1914 году. Усилием этого общества было построено два дома для детей-сирот.
8. Агабала Хаджигулу оглы Гулиев - живший в XIX веке меценат, миллионер. Кроме того, что А. Гулиев был признан как король мельниц, он так же был общественным деятелем. В жизни того Баку не происходило ни одного события, в котором Агабала Гулиев не участвовал бы своей материальной или моральной помощью. Было очень много его заслуг в различных сферах народного хозяйства, государственного строительства страны, социальных и культурных мероприятиях. Он был одним из первых основателей организованного в 1905-м году Мусульманского Благотворительного Общества. После Первой Джахан Войны деятельность Бакинского Мусульманского Благотворительного общества ещё больше расширилось. В 1917-м году в Баку прибыло очень много беженцев из Турции, Рима. Общество выполнило очень много работы по размещению, накормлению, обеспечению тёплой одеждой. Кроме общего фонда благотворительного общества Бакинские богачи, в том числе А. Гулиев, выделяли для беженцев муку, рис. Позднее были приведены много пленников из турков и немцев из Кавказского фронта. Общество так же не забывало о заботе о них.
9. Гаджи Зейналабдин Тагиев (1823-1924) - миллионер и меценат, действительный статский советник Г.З. Тагиев был признан в первую очередь за свое меценатство и просветительскую деятельность. Делал огромные пожертвования в благотворительных целях в Петербурге, Москве, Астрахани, Казани и других городах. С именем Тагиева связано проведение водопровода (из Шоллара) в Баку. В 1901 году, потратив 300 тыс. рублей из собственного капитала (по тем временам огромнейшие деньги), Тагиев открыл первую в Баку женскую школу. Это была единственная школа европейского типа не только в Баку и Азербайджане, но и во всем мусульманском мире. В центре Москвы, неподалеку от Румянцевского музея, Тагиев выстроил четырехэтажный дворец, где останавливался, когда приезжал в Москву. На каждом из четырех углов и у главного входа горел большой газовый фонарь, заливая квартал ярким светом.
Принципиально важно то, что меценаты не только поддерживали деятелей культуры и искусства, но и заботились о том, чтобы культурные ценности были доступны широким слоям общества. Осуществлялась благотворительная деятельность по учреждению новых школ и училищ, выделялись субсидии на стипендии студентам, финансировались многочисленные фонды в помощь учащимся. Важно лишь то, что именно благодаря их щедрости, высоким идеалам и истинному патриотизму на рубеже XIX–XX вв. произошел настоящий расцвет национальной культуры.
10. Ага Юсиф Дадашев
Азербайджанский миллионер, благотворитель. Окончил с высокими оценками Стокгольмский Университет (Швеция), превосходно выучил русский, французский и другие европейские языки. Был действительным статским советником царской Руси.
Основная сумма дохода, получаемой от судоходной торговли, тратилось на просвещение народа (Семинария Горийских учителей и «Женская школа»). Потративший огромную сумму на проведение нефтепровода Баку-Батуми, строительство Бакинской Думы, Дадашев также финансировал путешествие М. Горького, Д. И Менделеева, специалиста нефтяной геологии И.М. Губкина в Баку. Активно участвовавший в сохранении памятников материальной культуры Азербайджана, Дадашев, восстановил мечеть Бибихейбет, также подарил сорокаламповую люстру и ценные ковры мечети, построенной в Москве эмиром Бухары. Во время геноцида в марте 1918-го года в Баку, Дадашев, оказывающий финансовую поддержку формированию национального правительства и расширению деятельности партии «Мусават, вместе со своей группой вёл вооруженную борьбу против армян. Поехавший встречать свои корабли, отправленные им в Россию за вооружением, Дадашев на обратном пути с загруженными оружием телегами, столкнулся с бандитской дашнакской группой С. Лалаяна. На приказ С. Лалаяна пройти под его мечом, Дадашев ответил отказом: «Я тюрк. Тюрк умрёт, но никогда не пройдёт под мечом армянина». Разгневанные дашнаки пытая убили его. Стойко терпевший пытки Дадашев, задержав таким образом армян, добился того, чтобы оружие досталось не дашнакам, а сражающимся безоружным азербайджанцам. После его смерти армяне перебрали к рукам украшенный бриллиантами, изумрудом и рубинами, обвешанный медальонами и орденами его мундир. Могила его до сих пор не найдена.
https://www.youtube.com/shorts/FuQLOAYgcu0?feature=share
https://www.youtube.com/shorts/_YyUMkqg0_Y?feature=share
https://youtu.be/P7cYP1MMxRU?si=Zw4wL2aVOkHkz8yC
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5