Мужчин всегда привлекало в женщинах красота, соблазнительное тело, обаяние и умственные способности. В эпоху Ренессанса и до XX века, все эти качества были у куртизанок. Тогда они становились богатыми, известными и получали власть и влияние. Последней куртизанкой Европы стала несравненная Каролина Отеро. Она сумела стать любовницей богатых мужчин не только Европы и Америки, а также королевских особ, но закончила свою жизнь в нищете и одиночестве. И на это были свои серьёзные причины. Courtisan – в переводе с французского означает придворный льстец, угодник, либо придворная дама, пользующаяся высоким покровительством. Раньше негласно считалось, что куртизанка – это любовница высокопоставленного лица, которая вхожа в светские круги. Куртизанка – этот термин был введён, начиная с эпохи Ренессанса до начала ХХ века. В период античности использовался термин «гетера». Но стоит отличать куртизанок от королевских фавориток. Классическими куртизанками являются венецианские и римские XV-XVI вв. Вторая волна популярности подобных дам приходится на XIX век, который славился женщинами «полусвета», которые чаще всего были актрисами или певицами. Термин «куртизанка» часто использовался с целью испортить репутацию какой-либо могущественной женщины, поэтому следует быть осторожными с расстановкой ярлыков. Также следует отделять куртизанок (получающих со своих любовников деньги) – и просто распутных женщин. Куртизанки делились на две основные категории. К первой относились «честные» куртизанки – итальянское cortigiane «oneste». Ко второй относились куртизанки низшего класса – итальянское cortigiane «di lume». Куртизанка второй категории котировалась всего лишь немного выше обычных «панельных девиц», тогда как куртизанок первой категории часто окружал романтический ореол... чуть ли не наравне с королевскими фаворитками. Основная характеристика «честных куртизанок» – cortigiane oneste – состояла в том, что они находились на содержании одного или нескольких богатых покровителей, как правило, выходцев из высшего сословия. «Честная» куртизанка имела свою определённую независимость, и обладала свободой передвижения. Она была обучена правилам хорошего поведения, умела вести застольную беседу, а иногда являлась обладательницей высокой культуры и литературного таланта. В некоторых случаях, куртизанки имели хорошее происхождение и могли быть даже замужними, но их мужья могли быть более низкого социального статуса, чем их клиенты. Диана де Пуатье жила в XVI веке и прославилась как самая главная фаворитка короля Франции Генриха II Валуа. У неё была особенная красота – золотистые локоны, выразительные глаза и фарфоровая кожа (такая кожа гладкая, светлая, с лёгким румянцем. Создаётся впечатление, словно она светится изнутри). Женщина была не только красива и хорошо образована, но и поражала своими умственными способностями. Не удивительно, что 19-летний Генрих без памяти был влюблён в 39-летнюю Диану. Эта женщина властвовала не только над монархом, но и над всем королевским двором. Даже официальную жену короля Екатерину Медичи Диана затмила. Куртизанкой была и всеми известная Роксолана или Анастасия Лисовская. Молодую украинку выкрали татары. Так девушка попала в Стамбул, где была куплена визирем Ибрагимом-паша в дар для султана Сулеймана. Простая наложница смогла влюбить в себя султана и стать его главной женой. Некоторые историки утверждают, что эта женщина обладала старинными техниками любовных утех, которым её научили опытные женщины по приказу визиря Ибрагима. Она попала в гарем и сначала стала няней его сына Мустафы. Султан её заметил, а Роксолана этим воспользовалась. Эта женщина стала первой, которая смогла получить огромную власть в исламском мире. Супруга царя Петра I Екатерина I (Марта Скавронская). Она родилась в польской крестьянской семье. Молодая девушка попала в плен к русским солдатам, которые оставили её в военном лагере «себе на утеху». Марта исправно выполняла «свою работу», пока её не увидел граф Меньшиков и сделал своей фавориткой. Так длилось год, пока Марта не попалась на глаза самому царю Петру I, который был просто очарован ею. Со временем она стала императрицей. В истории известны и другие куртизанки. Это маркиза де Помпадур (фаворитка монарха Людовика XV), Мата Хари (куртизанка и шпионка), Вероника Франко, графиня де Катильоне, Каролина Отеро и другие. Августина де Кармен Отеро Иглесиас, известная под именем Каролина, появилась на свет 4 ноября 1868 года в провинции Понтеведра в Испании. Её мать, Кармен Отеро Иглесиас, воспитывала дочь и ещё четверых детей, рождённых от разных отцов, одна — ради средств к существованию женщина торговала собой, редко бывала дома, а потому дети были полностью предоставлены самим себе. Каролина, как она себя называла, фактически росла на улице, проводила дни на пролёт с местными мелкими хулиганами и побиралась на мусорках в поисках одежды и объедков. В возрасте десяти лет девочку изнасиловал и жестоко избил один из жителей её небольшого городка — её жизнь спасли две проходящие мимо женщины, которые своими криками спугнули преступника. Следствие по делу зашло в тупик, виновный так и не был найден, а Каролина ещё долгое время восстанавливала своё физическое и психическое здоровье. Это страшное событие полностью изменило её жизнь — после выздоровления девушка пообещала самой себе, что любой ценой будет добиваться для себя лучшей жизни. И, надо сказать, её целеустремленности можно было только позавидовать. В 14 лет Каролина Отеро сбежала из ненавистного дома и отправилась в Лиссабон в компании своих друзей и молодого человека по имени Пако. Там девушка занималась проституцией и выступала на сценах небольших музыкальных баров — она была талантливой танцовщицей, и вскоре местная публика стала считать её настоящей звездой. Но Каролина имела куда более амбициозные планы на своё будущее и спустя несколько лет отправилась в Барселону, чтобы покорять новые горизонты. Жизнь в большом городе нравилась Каролине, к тому же мужчины, покоренные её красотой и обаянием, были благосклонны к начинающей танцовщице, и всячески помогали Прекрасной Отеро строить карьеру и пробиваться на Олимп славы. В 1888 году юная танцовщица обратила на себя внимание известного импресарио Джургенса, который «загорелся» сделать из неё настоящую звезду. Он вращался в кругах богемы и нередко приглашал девушку на светские мероприятия, где знакомил со знаменитостями, артистами, музыкантами, политиками. Именно тогда ей и пришла в голову идея нового сценического образа, который позволил обрести известность в будущем — Каролина стала представляться андалузской цыганкой, а также взяла новый псевдоним — Прекрасная Отеро. Окружающие отмечали невероятную красоту и грацию Каролины — девушка настолько гармонично смотрелась на сцене, что зрители моментально влюблялись в неё, а её внешность вдохновляла писателей, художников и архитекторов по всему миру. По слухам, два купола отеля Inter Continental Carlton Cannes, построенного в 1913 году, в точности повторяли очертания груди Прекрасной Отеро. Спустя несколько лет Каролина переехала в Париж и стала выступать на сцене знаменитого варьете «Фоли-Бержер» — девушка имела оглушительный успех, а каждый житель французской столицы мечтал увидеть её прославленные танцевальные номера в роскошных дорогих костюмах, расшитых сияющими кристаллами. Вполне естественно, что столь яркая и притягательная женщина была объектом страсти многих знатных мужчин того времени — среди её любовников был император Германии Вильгельм II, князь Монако Альбер I, великие князья Пётр Николаевич и Николай Николаевич Романовы, герцог Вестминстерский Хью Гросвенор и король Великобритании Эдуард VII. Отеро как следует баловали, как любимую «игрушку». Один из миллионеров устроил в честь красавицы шикарный ужин-главным блюдом были устрицы, в которых девушка находила по настоящей жемчужине. Слава Каролины словно тонким шлейфом сопровождала её везде. По словам тех, кто был с ней знаком, обаяние Каролины было столь сильным, что её внимание не раз становилось поводом для дуэли между мужчинами, а шесть её отвергнутых поклонников даже совершили самоубийство, не вытерпев любовных страданий. Если мужчины её просто обожали, то женщины готовы были растерзать. Её красота и успех были предметом чёрной зависти. Очень светлая бархатная кожа, роскошные смолянистые волосы, большие бездонные глаза и талия не превышающая 53 см при росте в 170 см. Слухи о распущенности и недостойном поведении регулярно распространялись её соперницами по всему Парижу, что нередко становилось причиной серьёзных конфликтов. Правда, саму Каролину мало беспокоили досужие разговоры — её целью было добиться славы, признания и заработать денег на безбедную жизнь, и это ей отлично удавалось. Отеро считали символом Прекрасной эпохи, ей вдохновлялись, её любили, а к 1900-м годам она уже сколотила своё немалое состояние и могла позволить себе роскошную жизнь в лучах собственной славы. В 1918 году Каролина купила себе огромный особняк в Ницце и обосновалась там, тратя кучу денег на предметы роскоши. Однако у Прекрасной Отеро была одна пагубная страсть, которая, в конечном счёте, привела её к бедности — азартные игры. Каролина проигрывала баснословные суммы в знаменитом казино в Монте-Карло, а когда средства для игры заканчивались, закладывала свои дорогие ювелирные украшения, которые ей дарили её поклонники — по свидетельствам современников, в шкатулках Прекрасной Отеро хранилось ожерелье Марии-Антуанетты, бусы из чёрного жемчуга императрицы Евгении, супруги Наполеона III, и особый подарок ювелиров дома Cartier — колье-болеро из бриллиантов и белого золота. Но даже высокая ценность этих подарков не могла остановить зависимость Каролины от азартных игр — она продолжала являться в казино, раз за разом оставляя огромные суммы и свои бесценные украшения. У Отеро по всему миру были роскошные дома и дворцы, бриллианты и драгоценности. Её образ помещали на открытках, рисовали её портреты. Со всем этим богатством девушка могла прожить до конца своих дней, наслаждаясь жизнью. Но азартные игры буквально всё перечеркнули. Дальнейшая её жизнь прошла в бедности и вдали от славы. В 1948 году, растратив практически все свои накопления, Каролина была вынуждена продать всю имевшуюся недвижимость и переехать в скромный однокомнатный номер в гостинице Novelty в Ницце. По одной версии, казино Монте-Карло ежемесячно присылало женщине пособие — это было своеобразным жестом уважения одной из самых любимых посетительниц. По другой версии, до конца жизни Каролину содержал неизвестный поклонник, который не смог забыть свою возлюбленную даже спустя годы. Отеро умерла в том же гостиничном номере в 1965 году в возрасте 97 лет в гордом одиночестве- ни детей, ни мужа у неё так и не было, оставив о себе память в виде мемуаров под названием «Воспоминания и интимная жизнь прекрасной Отеро» («Les souvenirs et la vie intime de la belle Otero») в которых рассказала о своей некогда роскошной жизни и славе. Судьба Каролины вдохновила многих писателей и режиссёров посвятить её истории несколько книг и кинофильмов. В частности, о её жизни рассказывала уругвайская писательница Кармен Посадас в книге «Прекрасная Отеро», французский кинематографист Ришар Потье снял одноимённый фильм о судьбе Каролины с мексиканской актрисой Марией Феликс в главной роли, а русский художник Михаил Врубель увековечил Отеро в одной из своих картин в 1896 году, навсегда сохранив её образ в памяти людей.
    72 комментария
    364 класса
    Безумно красиво! Хоть бы раз так полетать 😍
    1 комментарий
    19 классов
    Правильно: Кто постелет постель? Вспомним исключения. К первому спряжению относятся всего три таких глагола: «брить», «стелить», «зиждиться» (и производные от них). Поэтому, хоть в неопределённой форме глагол заканчивается на «-ить», в личных формах мы напишем в окончаниях буквы «Е», «Ю»: «постелешь», «постелет», «постелете» (и «постелите» в повелительном наклонении), «постелют». Интересно, что в словарях XX века слова «стелить» и «постелить» помечались как разговорные, а более предпочтительными считались глаголы «стлать» и «постлать». Сегодня оба варианта считаются нейтральными, но в письменной речи более употребительны формы «стлать» и «постлать».
    12 комментариев
    168 классов
    - Бабоньки, слышали? К Никитичне, говорят, внука привезли! - Да нешто у неё внук есть? Откуда? - Дык, Светкин, поди! - Какой Светкин? Она сколь разов приезжала, всегда одна. - А велик ли мальчонка? - Да годков девять на вид. - Вот чудеса! Бабы, стоя на крыльце сельпо, обсуждали самую свежую на этой неделе новость. К Евдокии Никитичне Горловой приехал внук. Большенький уже. Чего ж раньше не приезжал? Других-то, вон, каждое лето привозят. А у Никитичны и не знал никто, что он имеется. И потянулись соседки к домику с синим забором: кто за солью, кто сказать, что ситец в сельпо завезли, а кто просто, мимо пройти, вроде, как по делу. Но Евдокия быстро эти хождения пресекла: - Чего слетелись, как сороки? Эка невидаль, гость приехал. Нечего здесь высматривать. Обиделись бабы, засудачили с новой силой. - Ишь, как заговорила. Ну, приди она ко мне ещё за чем-нибудь. - Стыдится показывать. Мальчонка, говорят, блаженный, дурачок. - Да ты что? - А то. Чего ты думаешь, они его столько лет прятали. Шушукались, а сами, нет нет, да и поглядывали на Никитичны двор. - Бабушка Дуня, а Бог есть? - Есть, Никитка, как не быть. - А он всем-всем помогает? - Добрым помогает, а злым нет. - Бабушка Дуня, а я добрый? - Добрый, внучек. - Значит, Бог и мне помогать станет? - Не оставит тебя своей милостью. - Бабушка, а "милость" - это от слова "милый"? - Да, Никитушка, поди займись чем-нибудь. - Бабушка Дуня, я порисую? - Порисуй, дитёнок, порисуй. Невысокий светленький мальчик достал альбом, налил воды в старую чашку с отбитой ручкой, и дотронулся кисточкой до бумаги. "Господи, славный какой!" - Думала она, глядя с нежностью на тонкую шейку и давно нестриженные прядки волос. - "Неужели и мне на старости лет утешение..." Она тайком перекрестилась на темную икону в углу. Дочь Светлана росла у Евдокии своевольной, в непутёвую и скандальную мужнину родню. Сама Дуня ни за что бы не пошла замуж за Петра, но покойный отец настоял на этом браке. И Дуняша, как покорная дочь, перечить не стала. Пётр был хозяином справным, но отличался нравом крутым и неспокойным. Мог на жену руку поднять, на посиделках за словом в карман не лез, вспыхивал, как спичка от любого, показавшегося обидным, слова. И умер не своей смертью, убили как-то его, бунтаря, в пьяной драке. Осталась Евдокия со Светочкой. Дочь росла гордой, неласковой. После восьмого класса уехала в город, в техникум. Да так и осталась там. Несколько раз приезжала в деревню к матери. Всегда одна. От материных вопросов отмахивалась, о себе не рассказывала, в гости не приглашала. А тут, намедни, привезла в дом мальчонку, тихонького, улыбчивого. Говорит, сын. Евдокия Никитична так и села. Оказалось, дочь в городе замуж вышла, родила мальчика. А сынишка какой-то не такой оказался, врачи постановили. Светлана, не долго думая, от него и отказалась. Только отец мальчика с таким её решением не согласился. Никитку себе забрал, и все годы сам растил. С дочерью не разводился, чтоб проблем не было, но вместе не жили. Света - своей жизнью, муж с сыном - своей. Но случилась беда: отец мальчика кого-то там на машине случайно сбил и получил реальный срок - три года. Пришлось Светлане Никитку забирать. Только не нужен он ей, был и есть. Привезла матери: если, мол, и той не ко двору придётся, надо в интернат определять. А Евдокия Никитична, как увидела эти глаза васильковые, да льняные мягкие волосики, сказала дочери: "Ты куда хочешь езжай, а внука - не отдам!" И Никитка сразу к ней потянулся. "Бабушка Дуня", да "бабушка Дуня". А ей на сердце тепло. Никто ведь раньше так не называл. Никита тем временем закончил рисунок. Глянула Евдокия и невольно залюбовалась: солнце жёлтое, небо синее, а по небу ангел летит, с васильковыми глазами. - Бабушка Дуня, тебе нравится? - Нравится. Молодец ты, Никитушка. Славную картинку нарисовал. - Папа говорит, что я когда вырасту, стану художником. - А ты сам как хочешь? - Я не знаю пока. Я, бабушка Дуня, хочу так сделать, чтобы все люди добрыми были. А такая работа разве есть? - На любой работе, внучек, человек может так трудится, чтобы людям было лучше жить. Никита задумался. Помаленьку привык внук к жизни у бабушки. Да и Евдокия меньше тревожиться стала. Малец послушный, разумный. Что ж с того, что рассуждает не так, как другие дети. Вырастет, научится. Она уж и к учительнице сбегала. У себя-то Никитка в школу не ходил, с учителями занимался, что на дом приходили. Арина Евгеньевна знания у Никиты проверила, по голове погладила. - Могу я, Евдокия Никитична, с вашим внуком и дома заниматься. А только пусть он в сентябре в школу приходит. Учеников у нас мало, не как в городе, справимся. Как узнал мальчик, что с другими детьми учиться будет, обрадовался. Бросился к учительнице, обнял: - Вам Бог обязательно поможет! Бабушка говорит, что он добрым помогает. А вы очень добрая! - Откуда ж ты знаешь, Никита? Ты же меня первый раз видишь. - Я просто вижу. А хотите, я вас нарисую? - Очень хочу! - Улыбнулась учительница. И ведь нарисовал. Бабушка так и ахнула: вроде, и не то чтобы похоже, а только глянешь, и сразу понятно, кто на портрете. Видно, что Арина Евгеньевна, но только другая какая-то. - Как же это, Никитушка, у тебя выходит? - А это, бабушка Дуня, душа у учительницы такая. Я её так увидел. Можно мне отнести рисунок? - Иди, миленький. Учительница долго на портрет смотрела, похвалила Никиту, а когда он домой побежал, покачала головой вслед: - Трудно тебе будет в этом мире, мальчик. По разному относились к Евдокииному внуку в селе. Кто незлобиво смотрел, а кто и пальцем у виска крутил, когда мальчонка не видел. Непривычным казался он местным, не таким, как другие. Рубили у Силантьевых кур к свадьбе, так он хозяйке прямехонько под топор бросился. "Не надо, тётенька!" - Кричит. - "Живые они!" А как увидел, что одна из хохлаток без головы через двор побежала, так и вовсе чуть чувств не лишился. А то сосед Евдокиин после очередной попойки, разбушевавшись, пошёл на жену с поленом. Мальчонка через дырку в заборе во двор пролез, вцепился в громадного мужика: "Дядя, людей нельзя бить!" Тот, хоть и пьяный, опешил, полено опустил, да не рассчитал, задел Никитку по плечу. На следующий день плечо опухло, посинело. Евдокия тряпочки в отваре смачивала, да прикладывала мальчишке. Сосед, протрезвев, виниться пришёл. Простил его Никита. Посмотрел своими ясными глазами: - Дядя, вы ведь хороший! Только не деритесь больше. А то, когда у вас сыночек родится, он с вас пример брать будет. - Какой сыночек? - Мужик аж поперхнулся. - Ну, Никитична, и пацан у тебя. А вечером прибежал, поманил Евдокию в сени: - Значит, тебе Машка сказала, что ребёнка ждёт? - Ты о чём, Иван? - Мальчишка твой утром про сына говорил. - Да мало ли, что малой сказать может. - Да в том-то и дело, что, по всем статьям, быть мне отцом. Только она сама ещё точно не знает, анализы сдать надо. - Иван изумлённо смотрел на женщину. - Ну, соседка, и внучок у тебя. Так и повелось, где какая ругань или беда, Никитка тут как тут. Смотрит, улыбается, что с него взять, блаженный. Только больше косились взрослые. А задиристые деревенские ребятишки, на удивление, не дразнили. Едва начиналась среди них ссора, появлялся Никита. Обиженного пожалеет, врагов помирит, игру для всех придумает. Интересно с ним ребятам. Даром, что странный. "Миротворец ты наш!" - сказала как-то учительница Арина Евгеньевна, погладив Никитку по голове. А когда в школу пошёл, так и вовсе все ахнули. Может, в математике мальчик не очень силён оказался, зато в рассказах ему равных не было. Любой урок мог так ответить, что ребята забывали крутиться и, открыв рты, слушали нового ученика. - Ты, Никитушка, может, писателем у нас станешь? - Смеётся Евдокия Никитична. - Не знаю, бабушка Дуня. - Пожимает плечами внук. - Я не решил пока. Шёл раз Никита из школы через мост. Смотрит, внизу, в полынье, барахтается кто-то. Пригляделся. Ефимка! Цепляется руками за тонкий лёд, а тот крошится. Кинулся на помощь. - Не подходи, Никитка, провалишься! - Кричит Ефим. - Беги за старшими. Хотел Никитка послушаться, да видит, сил у Ефима совсем уже нет. Пока за помощью добежит, пока обратно, утонет друг. Сбросил мальчик курточку, размотал шарф и пополз. Лёд трещит - Никита ползёт, вода ледяная кожу обжигает - ползёт Никита, шарф впереди себя протягивает. - Держись, Ефимка! Ухватился товарищ за шарф. Тянет его Никита, обратно двинулся. Не выдержал лёд, и вот уже оба барахтаются в стылой воде, держат друг друга, как могут. Заметили их мужики с берега, вытащили обоих. Схватили в охапку и по домам разнесли. Увидела Евдокия внука, руки затряслись. Давай быстрее согревать его, травами отпаивать. Не помогло. Заболел Никитка. Мечется в бреду, горит весь. Евдокия на икону в углу крестится. Слышит слабый голосок с кровати: - Бабушка Дуня, не плачь. Ты же сама говорила, что добрым людям Бог помогает. Вот он нам с Ефимкой помог не утонуть. А Ефимка тем временем, под окном ходит. Жалко ему Никиту. Переживает, что из-за него всё произошло. Мать дома наподдала, да разве от этого легче. Не помогли мальчику бабушкины травы. Пришлось в больницу в город везти. Долго болел Никитка. Евдокия Никитична все глаза проплакала. Посмотрит на рисунки, по стенам развешанные, и в слёзы. Учительница Арина Евгеньевна тоже свой портрет рассматривала, рукой гладила. А потом предложила ребятам письма Никите написать. Ох, и старались. Кто писал, кто рисовал, кто поделку клеил. И ещё один сюрприз для мальчика берегла бабушка: письмо от отца. Он и Евдокии Никитичне написал. Что живёт в поселении, будет очень стараться освободиться досрочно и приехать к ним. Узнав, что Евдокия к внуку собирается, потянулись в дом и соседи. Гостинцы понесли. "Нельзя в больницу-то столько." - Отказывалась она. А люди идут и идут... * * * * * - Бабоньки, слышали? К Никитичне внучок вернулся! - Да ты что! Слава тебе, Господи, выздоровел! - Вернулся наш миротворец! - Ой, Маш, здравствуй! Рожать-то когда тебе? - Да к весне. Врачи сказали, сын у нас с Иваном будет! - Ну, дай Бог! Дай Бог! **** - Бабушка Дуня! Знаешь, я понял. Неважно, кем будешь, когда вырастешь. - Просто надо быть добрым да? И тогда всё-всё получится! Никитка смотрел на бабушку своими васильковыми глазами, а на картинке, прикрепленной к старой бревенчатой стене, летел по синему небу маленький ангел. Автор Марина Пивоварова-Гресс
    157 комментариев
    2.2K класс
    Великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев окончил семилетнюю мужскую гимназию в Тобольске, которой много лет руководил его отец. Выясняем, как и чему там учили, по какой системе оценивались знания и какие требования предъявлялись к учителям. 11 марта 1789 года по указу императрицы Екатерины II в крупном сибирском городе Тобольске открылось трехклассное народное училище. В 1810 году оно было преобразовано в гимназию. А тремя годами ранее туда на должность старшего учителя был назначен Иван Павлович Менделеев, выпускник педагогического института в Петербурге. В 1828 году Иван Павлович стал директором Тобольской гимназии. А через шесть лет у него родился сын Дмитрий, который станет одним из величайших ученых в истории российской науки. Сын директора и дочери местного купца, Дмитрий Менделеев был младшим из 17 детей в семье. Он поступил в первый класс гимназии в 7 лет, вместе с братом Павлом, который был на два года старше. Семилетний первоклассник для середины XIX века был явлением довольно редким — обычно на учебу поступали дети не младше 9 и не старше 12 лет. В начальных классах гимназии маленький Дмитрий (отец которого в год его рождения ослеп и оставил должность директора) учился не слишком хорошо. В его аттестате есть даже двойка. По рисованию. Он уже тогда хорошо понимал, что ему интересно, а что нет, и времени на неинтересное предпочитал не тратить. Но следующие три года получились более ровными, и итоговый (семилетний) аттестат Дмитрия Ивановича уже больше похож на аттестат будущего ученого и изобретателя— «достаточные», «хорошие» и «очень хорошие знания». После окончания им учебы (Иван Павлович к тому моменту уже умер) мать Дмитрия решила навсегда покинуть Тобольск, чтобы обеспечить перспективному сыну достойное образование. Сначала они приехали в Москву, но в Московский университет Менделеева не взяли — и он поступил туда же, где учился его отец, в Главный педагогический институт в Петербурге, на отделение естественных наук физико-математического факультета. В том же году его мать умерла. В Тобольск Менделеев вернется лишь однажды, проездом, в возрасте 65 лет. Он осмотрит классы уже в новом здании гимназии (существующем до сих пор — сейчас там университет и музей народного образования), одобрит их техническое оснащение и поможет администрации купить несколько полезных в учебе предметов: «звонок в безвоздушном пространстве», «магдебургские полушария» и ртутный термометр. Как и чему учили мальчиков в народных училищах и гимназиях первой половины XIX века.? В 1786 году императрица Екатерина II (первая из российских монархов, кто обратил внимание на проблему народного образования) издала Устав народным училищам. Согласно этому уставу во всех губернских (с населением больше 100 тысяч человек) и уездных (с населением от 5 до 20 тысяч человек) городах империи должны были появиться начальные и средние учебные заведения — народные училища. Через шесть лет главные (губернские) и малые (уездные) училища открылись в городах 41 российской губернии. Изучали в них 7 свободных наук: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Училища были всесословными, бесплатными и четырехклассными. И в отличие от гимназий, которые появились несколькими годами позже, главная цель училищ заключалась в распространении начального образования, а не в подготовке к поступлению в университеты. Поскольку и университетов на конец XVIII в. в России было не то чтобы много. А если точнее — один, Московский. С 1724 года существовал основанный еще Петром I Академический университет в Петербурге, но он фактически прекратил свое существование в 1767 году, после смерти Михаила Ломоносова, который занимался его развитием. Тобольск был губернским городом, Главное народное училище открылось здесь в 1889 году. Деньги на помещение, учебники и пособия собирали лучшие люди города — «купеческие, мещанские и цеховые частные лица». На них, в частности, закупили: 250 букварей; 250 экземпляров сокращенного катехизиса; 100 экземпляров пространного катехизиса; 50 экземпляров краткого землеописания с картинами; по 25 учебников геометрии, физики и механики. А также 10 экземпляров эпической поэмы «Телемахида» Тредиаковского и 6 единиц растущего винограда — виноград ли имеется в виду и зачем виноград в Тобольске — неизвестно, но звучит интригующе. Также для «удовлетворения первоначальных нужд Тобольского народного училища» были закуплены 4 глобуса земных и 4 небесных, 15 геометрических тел и одна камера-обскура. В училище поступило 88 человек. Интересно, что в первом классе за соседними партами сидели трое 5-летних детей и трое 16-летних. Во втором классе был один мальчик 8 лет, шестеро 11-летних, а также трое взрослых мужчин — одному было 25 лет, второму 26, а третьему — 33. Среди третьеклассников было по одному представителю 17, 18, 19 и 20 лет. Всесословность и доступность народных училищ того времени подтверждается подробной статистикой поступивших: Детей чиновников и военнослужащих — 31; Дворян — 3; Священнослужителей — 5; Купцов — 7; Мещан — 12; Цеховых (ремесленников) — 4; Солдат (которые до середины XIX в. служили всю жизнь) — 17; Казаков — 2; Дворовых людей (крепостные, которых использовали в качестве домашней прислуги) — 4; Крестьян — 2; Бухарцев — 1. Авторы исторической записки «Тобольская гимназия», изданной в 1889 году, уточняют: «Все поступившие ученики принадлежат к православному вероисповеданию, за исключением одного магометанина бухарца». Основной дисциплиной, которую изучали воспитанники Тобольского народного училища в конце XVIII — начале XIX в., был Закон Божий, который делился на «нравоучение», «вероучение» и «церковное пение». Светскими дисциплинами были: родной язык (чтение, письмо, чистописание), иностранные языки, арифметика, рисовальные искусства, география, алгебра, геометрия, механика, история и архитектура. С 1793 года в училище также преподавали татарский язык, изучать который можно было по желанию — и желающих среди русских детей оказалось больше половины. Интересной — дифференцированной и по-своему очаровательной — была 15-балльная система оценивания. Вот как оценивались успехи и неуспехи маленьких тоболяков: превосходно успевающие похвально весьма хорошо отлично изрядно порядочно посредственно средственно неоченно успешно худо отчасти годится малые показали успехи худо успеваем Особенно интересно соседство оценок «худо» и «худо успеваем». А также отличие «изрядно» от «порядочно» и «неоченно» от «успешно» (то есть ученик, который получил за урок «неоченно», был успешнее того, кто получил «успешно»). Статус народных училищ изменился после 5 ноября 1804 года, когда император Александр I издал Устав университетов Российской империи и Устав учебных заведений, подведомых университетам. Теперь приходские училища, расположенные в небольших населенных пунктах, подчинялись смотрителям уездных училищ. Уездные училища подчинялись гимназиям, гимназии — университетам. Университеты контролировал попечитель учебного округа, который отчитывался перед министром народного просвещения. Роль главных (губернских) народных училищ брали на себя гимназии. Империя делилась на 6 «университетских» округов (Московский, Виленский, Дерптский, Петербургский, Харьковский и Казанский). В Казанский округ входило 13 губерний, в том числе и Тобольская. Само слово «гимназия» имеет греческие корни (γυμνός — «голый, раздетый»). В Древней Греции так назывались учебные заведения для юношей 16–18 лет из знатных семей. В основном в гимназиях занимались гимнастикой (голыми это делать удобнее, отсюда и название), а также получали литературное, философское и политическое образование. Первая гимназия в Российской империи была основана в Петербурге сразу через год после смерти Петра I при открытой им Академии наук. Она просуществовала до 1805 года. Таким образом, в начале XIX в. в России появилась первая узаконенная система образования: Приходские школы — 1 год. Здесь изучали Закон Божий, чтение, письмо и арифметику. Уездные училища — 2 года (их целью было дать законченное начальное образование детям городских жителей, не принадлежащих дворянству и духовенству). Здесь изучали программу приходской школы, а также геометрию, географию, историю, начала физики и естественной истории (естествознание, оно же природоведение, оно же биология). Гимназии — 4 года. Гимназии надлежало открывать в уездных городах на базе главных народных училищ. Основная цель обучения в гимназии — подготовка к поступлению в университет. В гимназиях начала XIX в. не изучали Закон Божий, а также чтение и письмо — предполагалось, что отрок, поступающий в первый класс гимназии, Закон Божий знает, читать и писать — умеет. Вместо них в программе были логика, психология, этика, политическая экономия, естественное и народное право. Гимназии, как и народные училища, тогда тоже были всесословными — то есть в них могли поступить все, и дети солдат, и дети крестьян. Через 20 лет этой привилегии у представителей низших сословий уже не будет. Университеты — 4 года (медицинский — 5 лет). Университетское образование давалось в основном для подготовки к государственной службе. А. Лаптева
    2 комментария
    44 класса
    Давайте поиграем?😜
    40K комментариев
    286 классов
    Вау! Просто невероятная молодчинка! ☺
    30 комментариев
    1.1K классов
    Есть у нас в русском языке такие слова, на которые смотришь и думаешь "да что с тобой не так?!". Но нет, слова не являются ошибками и имеют полное право на существование. Глазурованный - глазированный. И если с глазированными сырками всё понятно, то глазурованное нечто вызывает вопросы. Всё зависит от типа глазури: если это вкусное покрытие с сахаром или шоколадом, то перед нами "глазированный". Если речь идет о керамике, то это "глазурованный". Маркёр - маркер. Маркер – это фломастер или признак чего-то. Но стоит добавить волшебные точки над буквой "е", и мы получаем "маркёр" – человек, считающий очки за бильярдным столом. А ещё так называют приспособление для высеивания семян. Бро́ня - броня́. Слово "броня́" знакомо многим, но его вариант "бро́ня" уже кажется чем-то из прошлого. Сейчас это слово можно встретить в контексте резервирования чего-то или при заказе, совершённом заранее. Рефлектировать - рефлексировать. Второе слово кажется нам привычным. Но вот к "рефлектировать" есть вопросы. Рефлектировать - это про реакцию на внешний раздражитель, про ваши рефлексы. Дискуссировать - дискутировать. "Дискутировать" - это что-то более знакомое. "Дискуссировать" – это тот же процесс обсуждения, просто связь со словом "дискуссия" более плотная. Конъектура - конъюнктура. И если "конъюнктура" знакома ещё со школьной скамьи, потому что чёртов Ъ кому-то снился в кошмарах, то слово "конъектура" встречал не каждый. Это восстановление текстов, основанный на глубоких исторических или лингвистических знаниях. Пасси́ровать - пассеровать. Кулинары пассеруют овощи на сковороде, а акробаты пасси́руют - поддерживают друг друга или передают предметы во время выступлений. Рожаницы - роженицы. Роженица – это женщина при родах, а "рожаницами" в древности считали божеств, наделявших новорожденного судьбой и благословениями. Адоптировать - адаптировать. "Адаптировать" – это приспособиться, а "адоптировать" - термин юридический - означает принять в семью нового члена, т.е. кого-то усыновить или удочерить. Русский язык(Грамотность)
    5 комментариев
    82 класса
    Я сегодня приехала с работы и не переодеваясь, сразу отправилась в огород. Горох поспел, а я люблю это дело. И вот стою я, лущу стручки не отходя от грядки. Птички поют, ручеёк недалеко журчит — лепота! И вдруг мне в голову пришла занятная мысль. Вы не обращали внимания на то, что люди ухаживают за своими огородами так же, как они в жизни строят отношения с родными и близкими? Мой папа живёт в квартире, но ему там скучно, поэтому в свои семдесят три года он приезжает ко мне домой шесть дней в неделю, как на работу, поковыряться в огороде и считает себя великим специалистом в этом деле (то, что он практически всю жизнь прожил в квартире — не считается, зато он прочёл много умных книг). Папа сажает в огороде только то, что считает нужным и полезным, и только там, где считает правильным. И не важно, что растению в этом месте плохо. Деревьям в нашем саду запрещено расти выше двух метров, поэтому они могут подвергаться обрезке два-три раза за год, и не важно, что это лето или зима. От такого обхождения деревья бoлeют и быстро начинают yмирaть. Поэтому в нашем саду можно проводить съёмки фильмов yжacoв. Всё, что я периодически пытаюсь воткнуть рядом с папиными посадками, проверяется через лупу и в девяноста процентах случаев нeщaдно yничтoжaeтcя. Вот так же у моего папы и в жизни: он пытается всех подстроить под себя, под своё понимание правильной жизни. Свободомыслие не приветствуется категорически. Из-за своего инстинктивного стремления сломать и подмять под себя волю любого, кто находится в зоне его досягаемости, он теряет близких людей, и никак не может, или не желает, понять, почему они от него сбегают. Моя мама обожает в огороде цветы. Она всегда засаживала ими почти четверть всей земли. Это было невероятно красиво: астры, тюльпаны, ночные фиалки, которые пахли просто одуряюще, видов пятнадцать дубков, гладиолусы, флоксы, множество лесных цветов. Многолетники, которые регулярно радовали нас, однолетники, на которые каждый год не жалели денег — от ранней весны и до поздней осени одни из них отцветали, а другие тут же занимали их место. Так и в жизни моя мама старается акцентировать своё внимание не на том, что может быть важно, а на красивом. Если например мне нужна реальная помощь, то к маме обращаться бесполезно, она либо скажет, что это глyпость, не стоящая внимания, либо я услышу, что достаточно взрослая, чтобы разобраться самой со своими проблемами. Но если вдруг мусик представила себя героиней, посмотрела в зеркало и решила, что это красиво, вот тогда держитесь — вас ничто не спасёт. Одна моя знакомая к огороду подходила со всей ответственностью: копала, сажала, полола и… тихо и от души его нeнaвидeла. Прекратить засаживать его разными овощами она не может — соседи скажут, что она плохая хозяйка. И не важно, что у неё грыжa, oтёки, дaвлeниe, aртрит, aртрoз, нeдocып и периодические пoтeри coзнaния. Главное, соседи видят, что она отличная хозяйка. И вот такая же фигня и в жизни. Она тянула на своих плечах сестру и брата, сыновей и невесток. И не важно, что многие из родственников с удовольствием садились ей на шею и свешивали ножки. Не важно, что эта помощь часто шла во врeд родным, не давая им развиваться и становиться самостоятельными, зато все вокруг знали, какая она хорошая сестра, дочь, мать и свекровь. А я по жизни непоследовательная и малость безалаберная, а ещё чуть-чуть пoфигиcт. Так и в огороде: выросло — хорошо, не выросло —ну и ладно, купим на рынке. А что вы думаете по этому поводу? Нина Шведок
    31 комментарий
    385 классов
    31K комментария
    609 классов
Увлечения

Публикации автора

В ОК обновились Увлечения! Смотрите публикации, задавайте вопросы, делитесь своими увлечениями в ОК

Показать ещё