Такие актрисы, как она, рождаются раз в сто лет. Ее называют легендой, отдельной планетой. И в 90 лет она продолжала выходить на сцену любимого театра.
ЮЛИЯ БОРИСОВА появилась на свет 17 марта 1925 года. Ее родители были простыми людьми, хоть и жила семья в Москве. Она росла замкнутой, никогда не рассказывала о личных переживаниях, проблемах.
Такой Юлия Борисова оставалась на протяжении всей жизни. Знакомые и коллеги характеризовали её как скромную, интеллигентную и независимую женщину с железным характером, которая не конфликтует, но если кто-то ссорится с ней, то дружба прекращается навсегда.
Актриса не рекламировала себя, поэтому отказывалась от интервью и съемок в телевизионных шоу. Она с детства ненавидила пафос и ложь.
К окончанию школы Юлия Борисова точно знала, что будет поступать в Щукинское училище. Ее учеба совпала с тяжелым военным и послевоенным периодом, но бытовые сложности и голод не сломили будущую актрису.
Сразу после училища Юлия Борисова устроилась работать в Театр имени Вахтангова. Его сцене она посвятила всю жизнь.
Первые роли раскрыли ее как лирическую актрису. Она играла Магду в «Заговоре обреченных», Джулию в «Двух веронцах», Галю в «Макаре Дубраве». Ее героини пленяли зрителей своей молодостью, наивностью и обаянием.
Впервые о таланте Юлии Константиновны заговорили после премьеры спектакля «На золотом дне», в котором она блистательно сыграла Анисью. Это было в 1955 году. Спектакль задумывался как обычная мелодрама, а получилась трагедия тонкой истерзанной души.
С того момента все роли Борисовой зрители и критики воспринимали с восторгом. В каждом новом спектакле открывалась еще одна грань ее таланта. Борисова сыграла множество ролей и характеров.
.При гордой поступи и царственности Борисова - обладательница странного, мальчишески ломающегося голоса, точно в глубине ее свернулся подросток, не терпящий компромиссов, бросающий вызов врагам.
У неё после войны навсегда остался этот звонкий, почти детский голос подвига, о котором мечтали миллионы девочек и мальчиков воевавшей страны. И голос мечты. Такой и стала сыгранная ею уже в 60-е годы принцесса из сказки Гоцци.
Трудно представить себе Турандот уже не с ее - Борисовой - голосом и гордой, строптивой и озорной статью. Турандот стала ее маской, но задолго до нее, в 1958 году, она уже сыграла гордую, бесстрашную, ранимую и трагически одинокую Настасью Филипповну в спектакле "Идиот".
Позже, уже в середине 60-х, Иван Пырьев снял ее в одноименном фильме, но и там она продолжала нести тот же свет озорной девочки-подранка.
И не то, чтобы она думала об этом, но само собой получилось, что смиренная и смелая Борисова создала не просто галерею характеров, где каждый явно и неуловимо отличается от другого, но маску самой Юлии Борисовой.
Да, именно так - в согласии с эстетикой Карло Гоцци и намерениями Евгения Вахтангова она создала маску.
Какова она? А вот: быстрый, реактивный ум, острый, веселый, лучистый, сияющий взгляд, озорство и удаль, скрытые боль и опыт, детский порыв, стояние на краю подвига, никакой жертвенной позы, в голосе - вызов.
Разве не таковы ее Клеопатра, сыгранная с Михаилом Ульяновым, и с ним же - Гелена в "Варшавской мелодии"?
Конечно, и другие бывали, и в них властность и царственность доминировала над всем остальным. Но все же лукавая и смелая, героическая и в самой глубине сохранившая одинокую и бескомпромиссную душу подростка - такой Борисову знает большинство ее зрителей.
Но как она сама говорила про свою профессию - актера творит человеческая глубина. И этой волнующей глубиной наполнены все ее роли.
Мы не знаем, кто и какая она была на самом деле, Юлия Борисова. Более закрытой актрисы трудно себе представить. В кино почти не снималась, и кроме Коллонтай и все той же Настасьи Филипповны в пырьевском фильме, в память киноискусства не вошла.
Возможно, в силу монастырской строгости своего личного "устава", возможно, потому, что ее актерский дар - слишком театральный, "так сейчас не носят" - не подошел все более упрощающему кино.
Актриса ушла из жизни 8 августа 2023 года.