ИРИНУ КУПЧЕНКО всегда называли настоящей тургеневской девушкой и лучшей чеховской актрисой. Утонченное и одухотворенное лицо, сдержанно-аристократические и вместе с тем естественные манеры, умение органично показать лучшие качества, присущие женской душе – все это стало настоящим открытием отечественного кино прошлых лет и по праву пополнило его золотой фонд.
Необычность облика и исполнительской манеры Ирины Петровны Купченко дополняется ее не совсем обычной биографией. Местом ее рождения стала столица Австрии, Вена, где проходил службу отец будущей актрисы, а дата ее появления на свет пришлась на 29 февраля 1948 года.
При регистрации ребенка мать Ирины упросила записать в свидетельстве о рождении менее примечательную дату - 1 марта. Ранее детство Ирины прошло в бесконечных переездах из гарнизона в гарнизон, пока семья не обустроилась в Киеве.
Там девочка сразу же записалась в театральный кружок при Дворце пионеров, стала заниматься хореографией, а позже посещала студию кинооператоров. Она мечтала выступать на сцене и сниматься в кино, получить образование в одном из московских театральных училищ, но семья ее в этом не поддержала.
Было решено, что дочь пойдет по стопам матери, получит достойную и востребованную профессии переводчика. В 1965 году, получив школьный аттестат, Ирина поступила на отделение романо-германской филологии Киевского университета.
Однако через год в ее жизни произошли радикальные изменения. Умер глава семьи, а затем бабушка с дедушкой. Мать решила перебраться к родственникам в Москву, и Ирина решила, что оставаться одной в Киеве и обучаться профессии, которая ей не очень нравится, она не будет.
Девушка вместе с матерью перебралась в столицу, отнесла документы в приемную комиссию Щукинского училища и с первой попытки поступила. Ее наставниками стали Е. Захава и М. Тер-Захарова.
Первую роль на экране Ирина Купченко сыграла еще до получения диплома. В стайке студенток, пришедших на Мосфильм для участия в массовке, тогда совсем еще молодой режиссер Андрон Михалков-Кончаловский разглядел будущую героиню своего фильма ''Дворянское гнездо'' - и не ошибся.
Фильм, вышедший на экраны в 1969 году, вызвал немалую волну критики за ''лубочность'' картинки и за трактовку Леонидом Кулагиным образа главного героя.
Однако Лиза Калитина, героиня Купченко, невольно оказавшаяся в центре картины, вызывала восхищение у всех – как своим очаровательно-хрупким изяществом, так сложным сочетанием застенчивости и гордости, трагизма и спокойствия.
Фильм имел большие кассовые сборы, Кончаловский получил финскую премию Jussi Award как лучший иностранный режиссер, а Ирина Купченко приобрела всесоюзную известность.
После премьеры фильма молодая актриса вышла замуж за Николая Двигубского, родившегося во Франции потомка русских эмигрантов и родственника актрисы Марины Влади, который был одним из художников на съемках ''Дворянского гнезда''. Правда, этот брак продлился менее года.
В 1970 году, после получения диплома, Ирина стала играть на сцене театра Вахтангова, и в этом же году Андрон Кончаловский выпустил на экраны еще один фильм - ''Дядя Ваня''.
Роль Сони стала еще одним триумфом Ирины Купченко и органичным дополнением блистательного дуэта Иннокентия Смоктуновского (Войницкий) и Сергея Бондарчука (Астров).
Фильм, также раскритикованный в советских газетах, был однако удостоен серебряных наград на кинофестивалях в Сан-Себастьяне (1971), Сорренто (1972) и Милане (1974).
В перерывах между съемками Ирина играла в театре, хотя список ее ролей был невелик – Октавия в ''Антонии и Клеопатре'', леди Анна в ''Ричарде III'', Марта в ''Великой магии''.
В 1972 году Ирина вышла замуж за известного актера Василия Ланового, своего коллегу по вахтанговской сцене. Этот брак стал счастливым и продолжительным. В 1973 году Ирина родила сына Александра, а в 1976 году – близнецов, из которых в живых остался только один, названный Сергеем.
1974 год принес Купченко еще одну блистательную роль в фильме Кончаловского. Люда из ''Романса о влюбленных'' - скромная раздатчица в рабочей столовой, появлялась в конце фильма, и кадры с ней поначалу были черно-белыми.
Однако сочетание обыденной внешности и настоящей любви, не требующей признания и благодарности, но способной возродить главного героя к жизни и осознанию ее ценности. Картина была награждена ''Хрустальным глобусом'' на кинофестивале в Карловых варах (1974).
В следующем году зрители увидели Купченко на экране в роли княгини Трубецкой в фильме ''Звезда пленительного счастья'', а 1976 год ознаменовался для актрисы исполнением, пожалуй, наиболее сложной психологической роли – учительницы в ''Чужих письмах'' (1976).
Неожиданный аспект отношений взрослый-подросток, в котором беззащитность и достоинство учительницы стало моральной победой над беспринципностью ее ученицы, обеспечил не только кассовый успех фильма.
Об этой работе режиссера И. Авербаха велась широкая дискуссия в прессе, она получила несколько престижных наград: специальный приз кинофестиваля в Неаполе, ''Нику'' на фестивале в Салониках и др.
Еще одним неординарным женским характером стала Женя в фильме Райзмана ''Странная женщина'' (1977), жена Волшебника в фильме "Обыкновенное чудо", роли в фильмах "Забытая мелодия для флейты", "Старые клячи", "Благословите женщину", "Одинокая женщина желает познакомиться".
Можно с сожалением утверждать, что дальнейшие роли Ирины Купченко в кино были гораздо скромнее, хотя она сыграла их немало (к настоящему моменту – 66).
Особняком только, пожалуй, стоит роль в фильме "Приходи на меня посмотреть". Ее последней ролью на экране стала главная героиня фильма ''Училка'' (2015).
Список героинь, сыгранных актрисой на сцене театра Вахтангова, дополнился ролями Долли в ''Анне Карениной'', Луизой Симонне в ''Белом кролике'', Филоменой Мартурано в ''Пристани' и другими работами.
К сожалению, в 2013 году семью Ланового и Купченко постигло большое горе - умер их младший сын Сергей. После него осталась внучка Жанна, о которой они проявляют большую заботу.
Ирина Купченко сейчас: "Я довольна, потому что моя жизнь складывалась довольно удачно, тут грех роптать. Жалею ли я, могло ли быть иначе? Я совершенно не могу представить, как бы это было иначе.
Вот если бы я стала заниматься делом, которое мне чуждо, противно, тогда можно было бы сказать, тогда можно было бы изменить свою судьбу, и это не поздно сделать и в 30, и в 40 лет.
У меня этого не было, я всегда любила дело, которым я занималась, мне везло. Понимаете, в нашей профессии удача – это очень важно, именно чтобы повезло.
Потому что сотни гениальных артистов, которых никто не знает именно потому, что им в свое время не улыбнулась та самая удача.
У меня складывалось все благополучно, поэтому у меня никогда не было мысли о том, что в своей жизни я что-то сделала не так. Вернее, это только кажется, что я делала что-то, а на самом деле жизнь шла так, как она и должна была идти, как предначертано"