СУДЬБА АКТЁРА. МИХАИЛ ЖИГАЛОВ.
Михаил Жигалов родился 2 мая 1942 года в городе Куйбышеве (нынешняя Самара), куда во время войны были эвакуирована его мама. Там же в Куйбышевской области проживали его дедушка с бабушкой - родители отца.
Они нередко приезжали из деревни, помогали в это трудное время продуктами. Отец Михаила Жигалова с 1938 года работал в НКВД. В органы он был призван по комсомольскому набору.
Из эвакуации семья Жигаловых вернулась в Москву, но вскоре после окончания войны отца направили на работу в Чехословакию. После трех лет, проведенных в Чехословакии, Жигаловы вновь вернулись в Москву.
Театром Михаил увлекался с детства, но серьезно о профессии актера не думал. Он неплохо учился в школе, ему легко давалась математика, история. Одно время даже думал поступать на истфак. Отец же был другого мнения.
Михаил Васильевич вспоминает: "отец считал, что есть только две профессии: агроном и инженер, все остальное - мусор. "Пока я жив, - говорил он, - должен увидеть, что мой сын стал человеком". Стать человеком означало получить одну из этих профессий.
С первого раза поступить в институт Михаилу не удалось, и он год проработал на заводе, был секретарем комсомольской организации цеха. На следующий год ему удалось поступить в Московский институт химического машиностроения, который он благополучно окончил в 1965 году.
После окончания института Михаил по распределению устроился в НИИ, в лабораторию теории фильтрации. Но театр всё равно тянул к себе. Михаил с детства он запомнил и фразу руководителя студии Таисии Васильевны Яковлевой: "Театр - не только афиши, публика, аплодисменты, но и адский, неблагодарный труд. Если можешь без театра жить - нечего там делать".
Ему казалось, он может. Но при посещении спектаклей, Михаил ловил себя на мысли, что эту сцену можно сыграть по-другому, эту роль он мог бы сделать интереснее. "Я уже не мог спокойно ходить в театры. Если спектакль был посредственный, усидеть в кресле не мог", - признается Михаил Васильевич.
Чашу терпения переполнил разговор с коллегой, который как-то в сердцах воскликнул: "Чем я занимаюсь?" "Я подумал: пройдет время, стану начальником отдела, замминистра - карьера складывалась фантастически, а потом буду также рыдать?Мне стало противно", - рассказывает Михаил Васильевич. Тогда он и принял решение уйти из НИИ и начать новую жизнь.
Так он променял положение подающего надежды инженера с окладом 180 рублей на роль студента в студии при Центральном детском театре со стипендией в... 9 раз меньше.
Окончив в 1970 году драматическую студию при Центральном детском театре, Михаил Жигалов стал актером этого театра. Там он проработал до 1978 года, затем перешел в "Современник".
На сцене "Современника" Жигалов сыграл около 30 ролей в самых разных спектаклях: Осипа в комедии Гоголя "Ревизор", Соленого в драме Чехова "Три сестры", Бонч-Бруевича в пьесе "Большевики". Среди его ролей: Отец Варфоломей ("Кабала святош" М. Булгакова), Тальберг ("Дни Турбиных" М. Булгакова), Пилат ("Плаха" Ч. Айтматова) и многие другие.
Влюбленный в театр, актер играл много и интересно. В кино же ему предлагали в основном однотипные роли: бандитов, воров, разного рода мерзавцев, словом, сплошные отрицательные персонажи.
Так, в политическом детективе "ТАСС уполномочен заявить" героем Жигалова был алкаш Парамонов, в социальной драме "Беспредел" актер играл вора в законе, "держащего" всю зону.
Михаил Жигалов: "Долго я не задумывался над тем, что играю только мерзавцев. Сценарии несли пачками. Если театр позволял, никогда не отказывался, в год иногда выходило по 3 картины. Кино было средством заработать, я относился к нему потребительски.
Нет, не халтурил, но главным все-таки оставался театр, хотя там и сегодня платят мало. Сейчас понимаю, был не прав.
Спохватился я, когда в Госкино забраковали мои пробы на роль капитана советской подлодки.
"Вы что! - кричали начальники на режиссера. - Он же каждый день по телевизору за водкой бегает", - тогда как раз вышел многосерийный фильм, где я играл алкаша.
А после "Беспредела" ко мне в "Современник", как к старому знакомому приходили бывшие осужденные. Я задумался: ну что, стало быть, твоя участь - воры да убийцы?"
Актера спас режиссер Марлен Хуциев. Он утвердил Жигалова на роль Вяземского в фильме об Александре Сергеевиче Пушкине. "Для меня эта работа была очень важна: мэтр видит во мне Вяземского. Одного из великих русских интеллигентов, поэта, дипломата", - признается Михаил Васильевич.
К сожалению, съемки картины были прекращены, и зрители не увидели этой работы. Зато в карьере актера произошел перелом. Режиссеры перестали ассоциировать Михаила Жигалова исключительно с уголовниками. Появились новые интересные предложения.
В последнее время Михаил Василевич много снимается в кино. В знаменитом телевизионном фильме "Граница. Таежный роман" он сыграл командира части, полковника Борисова. Среди его ролей: Еремеич в сериале "Русские амазонки", Алексей в сериале "Дневник убийцы" и другие.
Одной из самых заметных премьер осени 2005 года стал сериал «Не родись красивой». Михаилу Васильевичу досталась роль Валерия Пушкарева - отца главной героини, Кати. Его партнершей по сериалу стала Ирина Муравьева, с которой они вместе учились на одном курсе.
Михаил Васильевич признается: «Я похож на Пушкарева тем, что хотел бы воспитывать в строгости детей. Но это на себя взяла бабушка. А я ничего не могу поделать, балую. Нет сил сопротивляться их желаниям и просьбам».
Персонаж Жигалова – бывший военный. Этот образ очень нравится актеру. Военных он регулярно играет в театре, так что даже появилась выправка.
В театре Жигалов работает много и плодотворно. В спектакле "Играем…Шиллера!" он играет Вильяма Сесиля. Помимо "Современника" актер выступает и в других театрах.
Еще в 1998 году сыгранная им на сцене театра им. К.С.Станиславского роль Мужа в спектакле режиссера Б.Мильграма "Пизанская башня" была признана одной из лучших театральных работ года.
Также он играл в спектаклях "Двенадцатая ночь" (реж. Д. Донеллан - Международная конфедерация театральных союзов) и "Ощущение бороды" (реж. О. Субботина. Центр драматургии и режиссуры п/р М. Рощина и А. Казанцева).
Сейчас продолжает играть в спектаклях и сниматься в кино. Желаем актёру творческого долголетия и здоровья.
Нет комментариев