Начало ХХ века – один из наиболее драматических и неспокойных периодов в истории России. Активизация загнанного в подполье революционного движения вместе с тяжелой войной на Дальнем Востоке подрывала внутреннюю стабильность в стране. Революция 1905—1907 гг. наметила свой путь развития страны – путь к развалу веками создававшегося государственного строя, что могло ввергнуть страну в пучину всеобщего хаоса. Верховная власть, подавив революционные выступления, предложила альтернативу – путь спокойного развития империи с помощью реформ. Именно для этой цели Император Николай II поставил во главе правительства П. Столыпина, разглядев в нем талантливого, энергичного реформатора. Совместная работа императора и премьера на протяжении пяти лет позволила выработать правительственный курс реформ. Либеральная оппозиция, которая в годы революции буквально на каждом углу трезвонила о необходимости реформ, не смогла предложить ничего конкретного. Более того, даже в Думе, она была оттеснена на второй план, и ей ничего не оставалось делать, как только публиковать злобные выпады в прессе против верховной власти. Короткий период с 1907 по 1914 гг. был ознаменован бурной законотворческой деятельностью. Государственная Дума, наконец, стала работоспособным органом, а не рассадником оголтелых революционеров. К сожалению, многие начинания власти не были доведены до логического завершения – помешала Первая мировая война.
Одним из наиболее важных преобразований стали реформы в сфере начального образования. В обществе до сих пор существует застарелый стереотип о том, что население в Российской империи было практически безграмотным, а власть тратила на образование ничтожные суммы. Всеобщее начальное образование вообще преподносится как достижение исключительно советской власти. Однако, если хотя бы в общих чертах изучить этот вопрос, то откроется совершенно иная картина.
Для того, чтобы империя развивалась равномерно во всех регионах, требовались квалифицированные кадры. При непосредственном участии императора Николая II был разработан и введен ряд законопроектов по развитию народного образования. Одним из них был закон 3 (16) мая 1908 года о введении всеобщего начального образования в России. Приводим некоторые пункты этого документа:
«1. Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность, по достижении школьного возраста, пройти полный курс обучения в правильно организованной школе».
«5. Нормальным районом, который должна обслуживать одна школа, признается местность с трехверстным радиусом».
«8. Министерство народного просвещения отпускает <…> на каждую, входящую в сеть школу, пособие на минимальное вознаграждение учителей и законоучителей по действительному их числу в означенных школах, считая по 360 руб. учителю и 60 руб. законоучителю. При этом общий размер пособия училищам в данном районе не должен превышать суммы по расчету 390 руб. на 50 детей школьного возраста».
Подписанный Государем Николаем II Закон от 3 мая 1908 г. предусматривал также дополнительное финансирование (кредит) в 6,9 млн. рублей на нужды начального образования, и способствовал его ускоренному развитию. При этом, согласно указу от 3 мая 1908 г. образование во всех школах, на которое распространялось дополнительное государственное финансирование (в том числе и в земских школах) было бесплатным. С этого момента ежегодно открывалось около 10 000 школ, а к 1913 году их общее число превысило 130 000. Несмотря на то, что обсуждение законопроекта в Думе затянулось на три года, и он несколько раз отклонялся, всеобщее начальное образование в империи стало свершившимся фактом.
Законопроект не появился из воздуха – на протяжении всего царствования Императора Николая II верховная власть способствовало планомерному развитию начального образования. Разумеется, результаты не заставили себя ждать. Приведем самый популярный показатель – уровень грамотности, которым так охотно оперируют критики императорской власти. Да, в 1897 году уровень грамотности был достаточно низким – 21,1 %. Однако, к 1917 году этот показатель оценивается в районе 40-43 %. Путем нехитрых вычислений приходим к выводу, что рост уровня грамотности в империи составлял чуть более 2% в год.
Таким образом, можно сделать вполне справедливый вывод: всеобщее начальное образование, создание которого в России до сих пор подавляющее большинство граждан считают достижением именно советской власти, берет свое начало еще с 1890-х гг. В последние десять лет царствования императора Николая II был осуществлен своего рода «национальный проект» — была создана обширная сеть школ, доступ в которые обеспечивался всем детям империи. Подобные меры были вполне соответствовали мировым тенденциям в развитии начального образования.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 47
К концу XIX века в России, в отличие от ведущих стран Европы, США, а также Японии, так и не было введено всеобщее обязательное образование — не только среднее, но даже начальное. Планы по его введению разрабатывались и многократно обсуждались, но так и не воплотились в жизнь.
Какие-то подвижки, разумеется, происходили. В 1901–1903 годах Министерство народного просвещения начало щедро субсидировать земские школы — раньше они содержались лишь на деньги местных органов самоуправления (земств), и поэтому школ было мало. Но благодаря субсидиям их количество стало быстро расти. Тем не менее в 1914 году школьным образованием было охвачено лишь 30% детей от 8 до 11 лет (в городах — 46,6%, в сельской местности — 28,3%). Из взрослых, особенно из крестьян, многие оставались неграмотными. В 1913 году грамотностью могло похвастаться лишь около 40% населения России, в некоторых регионах и того меньше.
В 1907 году появился законопроект «О введении всеобщего начального обучения». Он пре
...ЕщёК концу XIX века в России, в отличие от ведущих стран Европы, США, а также Японии, так и не было введено всеобщее обязательное образование — не только среднее, но даже начальное. Планы по его введению разрабатывались и многократно обсуждались, но так и не воплотились в жизнь.
Какие-то подвижки, разумеется, происходили. В 1901–1903 годах Министерство народного просвещения начало щедро субсидировать земские школы — раньше они содержались лишь на деньги местных органов самоуправления (земств), и поэтому школ было мало. Но благодаря субсидиям их количество стало быстро расти. Тем не менее в 1914 году школьным образованием было охвачено лишь 30% детей от 8 до 11 лет (в городах — 46,6%, в сельской местности — 28,3%). Из взрослых, особенно из крестьян, многие оставались неграмотными. В 1913 году грамотностью могло похвастаться лишь около 40% населения России, в некоторых регионах и того меньше.
В 1907 году появился законопроект «О введении всеобщего начального обучения». Он предполагал, что в течение десяти лет государство увеличит траты на образование и откроет сеть школ, которые будут расположены не дальше трёх вёрст (3,2 километра) от места жительства потенциальных учеников. Проект даже рассматривали в Госдуме, но законом он так и не стал. Постоянно что-то мешало — то роспуск самой Думы, то разногласия с Государственным советом, то Первая мировая война.
А В СССР они реализовались? К 1960 году? В деревнях даже школ небыло. Вы хотите нам что-то доказать. А я вам докажу. ...ЕщёНиодного проекта вплоть до авиапрома и автопрома небыло разработано коммунистами. Можете на меня помои лить, но и космичнский проект это проект Императорской России. Общежития, выдача жилья от предприятия, доступная медицина, БАМ, агропромышленность, технологическое развитие промышленности и пр.пр. всё это ПЛАНЫ ИМПЕРАТОРОВ - к ним они шли плавно и без потрясений. А ваши, так называемые большевики-коммунисты, просто все планы скоммуниздили из царских архивов. И НЕ ЗАБЫВАЙТЕ НИКОГДА СЛОВА САМОГО ГЕНСЕКА, ВАШЕГО КУМИРА, - "МЫ ОТСТАЛИ ОТ ЗАПАДА НА 100 ЛЕТ", вот что сделали ваши коммунисты. Они отбросили страну РОССИЙСКУЮ ИМПЕРИЮ на 200 лет назад, и к 1990 году так и не выплыли из .....а. В 1964 году, спустя 47 лет правления коммунистами народ все еще жил в землянках, бараках, щитовых домах, коммуналках, при керосинках, керосиновых лампах и при лучине в глубинках.
А В СССР они реализовались? К 1960 году? В деревнях даже школ небыло. Вы хотите нам что-то доказать. А я вам докажу. Я родилась в 1957 году. В 7 километрах от нас был колхоз. Школа в нашем поселке была построена лишь в 1962 году, тогда как в соседнем колхозе ее так и не построили к 1991 году. И таких деревень и посёлков было более чем предостаточно. И я ВАМ ДОКАЖУ ЭТО. Я СВИДЕТЕЛЬ "РАЗВИТИЯ" СОЮЗА ДЛЯ ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ. Хотите выступит адвокатом коммунистов? Не выйдет. Мы все свидетели, как они обворовав нас в 90-х, подложили нас, народ, под американцев.
Если у вас есть другие документы о косм. проэкте поделитесь ссылкой
В его многочисленных трудах (1896 г., 1911 г.,
1914 г.) точно и подробно выявлена математическая теория движения одноступенчатых и многоступенчатых ракет с жидкостными реактивными двигателями.
В 1903 году ученый публикует работу: «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Здесь исследователь впервые в мире доказал и обосновал, что механизмом, необходимым для совершения космического полета, должны служить ракета.
В том же 1903 году Циолковский обосновал необходимость применения реактивных аппаратов для межпланетных сообщений.
И все в том же 1903 году ученый публикует принципы работы реактивного космического летательного аппарата, актуальные до сих пор!
В 1911 году Циолковский публикует продолжение работы «Исследование мировых пространств реактивными приборами» , в которой анализирует работу по преодолению силы земного притяжения и фиксирует скорость, ...ЕщёВ 1896 году, во второй год правления Николая II, светило науки К. Э.Циолковский приступил к изучению реактивных аппаратов.
В его многочисленных трудах (1896 г., 1911 г.,
1914 г.) точно и подробно выявлена математическая теория движения одноступенчатых и многоступенчатых ракет с жидкостными реактивными двигателями.
В 1903 году ученый публикует работу: «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Здесь исследователь впервые в мире доказал и обосновал, что механизмом, необходимым для совершения космического полета, должны служить ракета.
В том же 1903 году Циолковский обосновал необходимость применения реактивных аппаратов для межпланетных сообщений.
И все в том же 1903 году ученый публикует принципы работы реактивного космического летательного аппарата, актуальные до сих пор!
В 1911 году Циолковский публикует продолжение работы «Исследование мировых пространств реактивными приборами» , в которой анализирует работу по преодолению силы земного притяжения и фиксирует скорость, нужную для выхода космического корабля в Солнечную систему («2-я космическая»).
Формула Циолковского и сегодня составляет важную
часть математического аппарата, используемого при проектировании ракет.
Исследователи отмечали: «Исследование мировых
пространств реактивными приборами» можно назвать почти всеобъемлющим. В нём для полётов в космическом пространстве была предложена ракета на жидком топливе
(при этом указывалась возможность использования электрореактивных двигателей), излагались основы динамики полёта ракетных аппаратов, рассматривались
медико-биологические проблемы продолжительных межпланетных полётов, указывалась необходимость создания искусственных спутников Земли и орбитальных станций, анализировалось социальное значение всего комплекса космической деятельности человека»
Оценивая время Николая II, необходимо подчеркнуть, что теоретические разработки ученых, как правило, оставались не только на бумаге, но и активно воплощались при щедрой господдержке. Первый в мире бомбардировщик, например, появился не только на бумаге, но и пошел в серию.
Работы Циолковского нашли бы воплощение, тем более, что ученый пользовался финансовой поддержкой Академии Наук, а его работы свободно печатались в центральных изданиях Российской Империи, например: «Научное Обозрение», «Вестник воздуxоплавания» и других. «Учение о реактивном звездолете», как его называл Циолковский, печатали и западные издания.
В 1914 году он участвовал в работе Третьего Всероссийского воздухоплавательного съезда в Петербурге.