В то время тетя Георгия была известной театральной актрисой,
благодаря которой мальчик в столь раннем возрасте познакомился с
театром. Любовь к искусству будущему актеру прививали с детства – он
имел возможность услышать выступления Шаляпина, Неждановой, Собинова. Неудивительно, что Георгий и сам пытался примерить на себя роль лицедея, устраивая для своих родных домашние представления.
В 1914 году
беззаботное детство кончилось вместе с началом нового периода для
страны. Предреволюционные волнения заставили мать увезти сына из
неспокойной Москвы в Геленджик, где проживал его дед. После прихода к власти большевиков семья осталась без средств к существованию –
революционеры отняли у них и квартиру в Москве, и подмосковную дачу.
Елизавете с сыном теперь была положена лишь одна комната в коммуналке, в
которую превратилась их огромная столичная квартира. В этот же период семейную фамилию предусмотрительно подправили с де Милье на Милляр. В дальнейшем Георгий Францевич старался не упоминать о своем происхождении и даже в анкетах не сообщал о своем превосходном владении немецким и французским языками.
Окончив школу в Геленджике, Георгий Милляр устроился на роботу в
местный театр простым бутафором. Молодой человек исполнял все свои
обязанности на совесть, но его не покидала мечта стать настоящим
артистом. Звездный час Милляра настал, когда в 1920 году исполнительница
роли Золушки не смогла прибыть на спектакль из-за болезни. Ее то и
заменил старательный бутафор, причем получилось это у него великолепно. В 1924 году поднаторевший артист-самоучка перебрался в Москву, где
поступил в нынешний Театр имени Маяковского, который на тот момент
именовался Школой юниоров при Московском театре Революции. В 1927 году
Георгия Францевича, окончившего учебу, приняли в труппу Московского
театра Революции. В составе коллектива он проработал вплоть до 1938
года.
Театральная карьера Милляра складывалась наилучшим образом, но в
1941 году он покинул труппу – актер решил попробовать себя в
кинематографе.
Георгий Милляр: фильмы
Работа Георгия Милляра в кино началась с небольших эпизодических ролей. А вот первую свою крупную роль актер получил в фильме-сказке Александра Роу «По щучьему велению» (1938). Он сыграл царя Гороха. Эта лента стала дебютной и для Роу, но говорящая щука, самоходная печь, ходящие задом наперед гуси настолько понравились зрителям, что режиссеру моментально
поступил заказ на следующую сказку.
Следом была снята картина «Василиса прекрасная», где Георгий Милляр великолепно воплотил образ Бабы-Яги.
Отдать женскую роль мужчине было самым верным решением, ведь, как говорил сам артист, ни одна женщина не позволила бы показать себя такой страшной на экране. Над образом Бабы-Яги Милляр работал самостоятельно – он наблюдал за женщинами преклонного возраста, перенимая у них мимику,
походку, жестикуляцию. Кроме страшной старухи Милляр сыграл в фильме еще две роли, но в титрах был указан лишь раз.
В 1941 году на «Союздетфильме» приняли решение снять сказку с
патриотическим окрасом «Конец Кощея Бессмертного». В образе Кощея
создатели ленты видели исключительно Георгия Францевича, который долго не соглашался на съемки, сомневаясь в своих силах. Однажды на обсуждение эпизодов фильма актер явился с полностью обритой головой и без бровей.
Так Милляр делал всегда на съемках, чтобы облегчить работу гримерам.
Стало понятно – артист готов сниматься. Премьера сказки с аншлагом
состоялась в День Победы.
Впоследствии Георгий Милляр стал самым «сказочным» актером в
мире. Он блестяще сыграл множество негативных персонажей, воплощал
образы ведьм, оборотней, чудищ и других представителей «сил тьмы».
Бабу-Ягу артист в общей сложности сыграл около десяти раз, причем образ менялся от одной роли к другой. Он сам придумывал костюмы и любил, чтобы было пострашнее.
Милляр долгие годы сотрудничал с режиссером Александром Роу. В 16
картинах творца он исполнил три десятка ролей. Его ярчайшие образы –
Черт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», Баба-Яга в «Морозко», царь
подводный Чудо-Юдо в «Варваре-красе, длинной косе», придворный злодей Квак из «Марьи искусницы», оборотень Кастрюк в «Финисте-ясном соколе» –
до сих пор помнятся зрителю.
Георгий Милляр работал и с другими режиссерами, у которых ему
удалось изобразить не менее ярких персонажей. Запомнились роли
Наимудрейшего в сказке режиссера Бориса Рыцарева «Волшебная лампа Аладдина», мистера Брауни в современной сказке Бориса Бунеева «Деревня
Утка», мудреца Селима в «Калифе Аисте» Виктора Храмова, злого колдуна Смога в картине Геннадия Харлана «Андрей и злой чародей».
Помимо сказок Георгий Францевич снимался в других картинах. Он
принял участие в таких фильмах, как «Кавказская пленница», «Баллада о Беринге и его друзьях», «Шаг с крыши», «Серебряное ревю».
Появляясь даже в эпизоде, талантливейший актёр умел приковать к себе внимание.
Фильмография
Георгия Милляра насчитывает более сотни работ. Последний раз он снялся в фильме «Ка-ка-ду» в 1992 году.
Георгий Милляр: личная жизнь
О личных отношениях Георгия Милляра ходило множество слухов.
Поговаривают, что в 30 лет он мог жениться на одной молоденькой актрисе, которая заявила о скором пополнении семейства. На такую новость Георгий Францевич якобы ответил, что не может иметь детей, и отправил женщину к истинному отцу будущего ребенка.
Достоверно известно, что холостяком Милляр прожил до 65 лет.
Однажды в одной из комнат квартиры появилась новая жительница по имени Мария Васильевна. С новой знакомой у актера было нечто общее: женщина была также родом из «раскулаченных» - после революции ее родителей арестовали. К моменту знакомства с Георгием Милляром у Марии Васильевны уже были взрослые дети от первых двух браков. Присмотревшись к соседке, 65-летний актер попросил ее руки. Марии Васильевне на тот момент было 60. Удивленная женщина заявила артисту, что ей не нужны мужчины, на что
Георгий Францевич шутливо ответил: «Я не мужчина. Я Баба-Яга».
Свадьбу отпраздновали в первый день съемок очередной сказочной ленты «Варвара-краса, длинная коса». Съемочная группа сделала сюрприз новобрачным, накрыв столы на берегу Москвы-реки.
Жену Георгий Милляр очень любил и уважал, кроме того, полюбила
невестку и мама артиста. Взрослые дети Марии Васильевны тоже приняли
мужа матери. В семье Милляров всегда были мир и порядок.
Они проживали в той самой коммуналке, некогда принадлежавшей
полностью его семье, вместе с матерью, которая умерла в 1971 году. В
жизни Георгий Милляр был простым человеком, любил выпить, хотя пьяным его никогда не видели. Дружбу он водил в основном с гримерами,
осветителями и костюмерами.
Георгий Милляр: смерть
Несмотря на всенародную любовь и популярность, Георгием Милляром никогда не
интересовалась советская пресса, а власти особо не жаловали. Звание
Заслуженного артиста этот бесконечно талантливый и скромный человек
получил лишь в 85-летнем возрасте. В последние годы жизни он часто
посещал всевозможные детские мероприятия – встречи с детьми в школах, пионерлагерях. Милляр никогда не отказывался от концертов, хотя иногда организаторы могли не выплатить актёру гонорар, лукаво ссылаясь на то, что нет денег.
В преддверье юбилея Георгия Францевича попросили выступить
для детей в концертном зале «Россия». Узнав, что в зале будет 850 ребят, артист купил детские альбомы для рисования и от руки нарисовал столько же картинок с Бабой-Ягой, летящей в ступе. На каждом рисунке была подпись «С любовью Г.Ф. Милляр». Как признался актёр, он просто хотел «оставить подарочек каждому ребетеночку». Было неясно,
вычеркнули ли Георгия Милляра из списка приглашенных, либо концерт не состоялся вовсе, но в назначенный день за ним так никто и не приехал. Нарисованные Бабушки разошлись среди соседей, несколько штук до сих пор хранятся в Музее кино.
Скончался Георгий Милляр 4 июня 1993 года, не дожив немного
до своего 90-летия. Его похоронили на Троекуровском кладбище. Среди
переданных в Музей кино вещей артиста был найден небольшой пожелтевший листок бумаги со стихами, которые он написал незадолго до собственной
смерти:
«А, наверное, было бы здорово,
Под финал, под конец пути,
Напоследок сыграть Суворова
И тогда уж спокойно уйти».
Комментарии 8
Выдающиеся Актёр !