Одна из самых известных и всенародно любимых в свое время писательниц, заслуживших и официальное признание (лауреат трёх Сталинских премий) – Вера Федоровна Панова. Сегодня ее вспомнит не каждый читатель, может, только увидев в титрах старых фильмов «Евдокия», «Сережа» или «Спутники» имя автора романов и повестей, по которым написан сценарий.
Семьдесят лет назад имя Веры Пановой гремело - сочинения культового литератора появлялись на страницах всех «толстых» журналов, книги печатались стотысячными тиражами, в театрах шли пьесы, снимались художественные фильмы.
«Пусть внуки когда-нибудь прочтут, какая-такая была у них бабка, плебейка, вышедшая в число писателей», — Вера Фёдоровна по-настоящему, искренне гордилась известностью.
Родилась будущая писательница 20 марта 1905 года в Ростове-на-Дону в купеческой семье. Несмотря на такой статус, детство ее прошло в крайней бедности: отец утонул, катаясь на яхте, мать еле тянула существование семьи, получая гроши в аптекарской конторе.
Всего четыре класса гимназии окончила Вера, на большее не хватило средств, но упорная девочка продолжила обучаться дома, впоследствии указывая во всех анкетах, что все, что она узнала - только благодаря самообразованию. Знаний вполне хватало, чтобы подрабатывать репетиторством, готовя малышей в гимназию, а затем и для написания газетных заметок в газете «Трудовой Дон».
Вера Панова всем сердцем полюбила журналистику и с головой ушла в мир газетных репортажей, фельетонов, статей и очерков. В детских газетах и журналах «Костёр», «Горн» и «Ленинские внучата» проклюнулись первые ростки создания авторской прозы - повестей и рассказов, посвящённых подрастающему поколению страны Советов.
В 1935 году из славного Ростова-на-Дону Вере Пановой пришлось спасаться бегством: начались чистки, арестовали и сослали на Соловки мужа, ее саму моментально уволили с работы - готовился трагический финал, которого чудом удалось избежать. В провинции Панова продолжала писать: появились оставшаяся в безвестности пьеса «Илья Косогор» и пьеса «Старая Москва», которую готовил к постановке Юрий Завадский. Но война внесла свои коррективы, стало не до творчества, а жизнь наполнилась непреходящим ужасом: пересыльный лагерь под Псковом, пеший переход под бомбежками на Украину, где остались родные, спасение в лесу от угона в Германию…
Война окончилась для Веры Пановой в Перми, городе с огромным количеством эвакуированных детей, оставшихся без родителей.
«Наиболее стремились получить ребёнка на воспитание те люди, – вспоминала писательница, – у которых было много детей. Помню одного милиционера и его жену, у них было трое собственных детей, жили они в коммунальной квартире, а между тем – как они добивались получить из детдома ещё одного ребёнка. Им отказывали, ссылаясь на неважное их устройство, а они продолжали, что называется, обивать пороги учреждений, пока не добились своего. Помню, как гордо они уводили из детдома сиротку-девочку, держа её за руки, как жена милиционера строила планы, как она оденет девочку (свои дети у неё были мальчики). Всё увиденное показалось мне так важно, что захотелось написать не очерк, а повесть, хотя бы совсем маленькую», - писала Вера Федоровна в своей последней книге «О моей жизни, книгах и читателях».
Тогда же и родилась ненадуманная и трогательная повесть «Евдокия»:
«Эту скромную повесть я считаю подлинным моим дебютом в литературе, с нее я уверовала в себя и стала писать более свободно».
Комментарии 7
Просто за душу хватает...
и экранизация выше всяких похвал...