3 мая 2024 г. ( 20 апреля ст.ст.), пятница.
Страстная седмица.
Великий пост. Строгий пост. По монастырскому уставу - полное воздержание от пищи.
В знак особой скорби Литургия не совершается. Вместо нее служатся Царские часы, которые полностью посвящаются событиям этого дня.
Во второй половине дня совершается вечерня с выносом Плащаницы.
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в Великую Пятницу, в день воспоминания святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, по уставу Церкви литургии не совершается, но за вечерним богослужением читается составное Евангелие, куда входят отрывки из Евангелий от Иоанна, Луки, и Матфея.
Евангелие святого апостола Матфея, глава 27, стихи 1 - 44:
27.1 Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;
27.2 и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.
27.3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам,
27.4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.
27.5 И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.
27.6 Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.
27.7 Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников;
27.8 посему и называется земля та “землею крови” до сего дня.
27.9 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля,
27.10 и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь.
27.11 Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.
27.12 И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.
27.13 Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?
27.14 И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.
27.15 На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.
27.16 Был тогда у них известный узник, называемый Варавва;
27.17 итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?
27.18 ибо знал, что предали Его из зависти.
27.19 Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.
27.20 Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.
27.21 Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.
27.22 Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.
27.23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.
27.24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
27.25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.
27.26 Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
27.27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию*, собрали на Него весь полк
27.28 и, раздев Его, надели на Него багряницу;
27.29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
27.30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
27.31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
27.32 Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.
27.33 И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место,
27.34 дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.
27.35 Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий;
27.36 и, сидя, стерегли Его там;
27.37 и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.
27.38 Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.
27.39 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими
27.40 и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.
27.41 Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:
27.42 других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;
27.43 уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.
27.44 Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.
Евангелие от святого апостола Луки, Глава 23, стихи 39-43:
23.39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
23.40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?
23.41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.
23.42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
23.43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
Евангелие святого апостола Матфея, глава 27, стихи 45 - 54:
27.45 От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого;
27.46 а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
27.47 Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.
27.48 И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить;
27.49 а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.
27.50 Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
27.51 И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;
27.52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли
27.53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.
27.54 Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.
Евангелие от святого апостола Иоанна, Глава 19, стихи 31-37:
19.31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
19.32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
19.33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
19.34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
19.35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.
19.36 Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится.
19.37 Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.
Евангелие святого апостола Матфея, Глава 27, стихи 55-61:
27.55 Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему;
27.56 между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.
27.57 Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса;
27.58 он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело;
27.59 и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею
27.60 и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.
27.61 Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.
Именно на текст из Евангелия от Матфея я предлагаю обратить особое внимание.
27.45. От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого;
27.46. а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
27.47. Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.
27.48. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить;
27.49. а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.
27.50. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
27.51. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;
27.52. и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли
27.53. и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.
27.54. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.
(Мф. 27, 45–54)
Повествуя о распятии Господа нашего Иисуса Христа, евангелист Матфей указывает, что Спасителя привели на место, называемое Голгофа, что означает «лобное». Это был небольшой холм, находившийся в то время вне городских стен Иерусалима, к северо-западу. Еврейское слово «голгофа» означает «лоб, череп», поэтому и место называлось Лобным. По древнейшему еврейскому преданию, под этим холмом был погребен Адам, его-то и символизирует череп, который мы видим на иконах под распятием Иисуса Христа.
Из дальнейшего рассказа евангелиста Матфея следует, что смерти Господа на кресте предшествовала тьма, покрывшая землю: От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого (Мф. 27, 45), то есть по нашему времени – от полудня до трех часов дня. И это было знамением, говорившим о поразительном и необычайном событии – смерти возлюбленного Сына Божия.
Сокровенный смысл Крестного страдания раскрывается в восклицании Христа: Или́, Или́! лама́ савахфани́? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46).
В этом месте евангелист сохранил для нас живое слово Спасителя на Его родном арамейском языке. Этот вопль, конечно, не был воплем отчаяния, но только выражением глубочайшей скорби души Богочеловека. Для того чтобы искупительная жертва совершилась, необходимо было, чтобы Богочеловек испил до самого дна всю чашу человеческих страданий. Для этого потребовалось, чтобы распятый Иисус не чувствовал радости Своего единения с Богом Отцом.
Весь гнев Божий, который, в силу Божественной правды, должен был излиться на грешное человечество, теперь как бы сосредоточился на одном Христе, и Бог как бы оставил Его. Среди самых тяжких, какие только можно представить, мучений телесных и душевных, это оставление было наиболее мучительным, почему и исторгло из уст Иисуса такое болезненное восклицание.
Преподобный Иустин (Попович) так поясняет эти слова: «Вот истинный, настоящий, совершенный Человек: Иисус. Вот Он весь без остатка в этом предсмертном вопле и крике: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Грех человеческий Меня со всех сторон окружает, осаждает, атакует и непрестанно бьет, мучит, ударяет, убивает. Где Ты, Господи? Защити Меня от этой страшной силы человеческого греха и зла. Каждый из людей, грешный и самый грешный, начиная с Адама, все они во Мне, Я их ношу в Себе, Я взял на Себя все их грехи. О, как тяжело человеческой природе с грехом! грех – это ее постоянное мучение и умирание. Знаю: человек прежде всего оставляет Тебя, Боже, а потом себя. А оставляет Тебя, как только полюбит грех и пойдет за ним. А Ты, Человеколюбивый Господь, не желаешь держать людей силой у Себя и при Себе. Ты дал им свободу, чтобы они Тебя свободно любили или отвергли. Но, Господи, Боже мой, люди даже не подозревают, в какой ад их уведут их грехи, их зло. И теперь вот Я, Человек Иисус, молюсь Тебе за всех и вместо всех и вопию: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»
«Или́» («Боже мой») созвучно имени пророка Илии, которое произносилось как Элья или Эли. Этим, вероятно, и объясняется, почему некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он (Мф. 27, 47). И эти слова Господа послужили новым поводом к насмешке над Ним.
Язвительность этой насмешки состояла в том, что перед пришествием Мессии иудеи ожидали прихода Илии. Насмехаясь над Господом, они как бы хотели сказать: «Вот Он и теперь еще, распятый и поруганный, все еще мечтает, что Он – Мессия, и зовет Илию Себе на помощь».
И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить (Мф. 27, 48). Очевидно, это было кислое вино, обыкновенный напиток римских воинов, особенно в жаркую погоду. Губку, впитывавшую в себя жидкость, воин наложил на трость, так как висевшие на кресте находились довольно высоко от земли и им нельзя было просто поднести питие.
Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу (Мф. 27, 50–51). Это была завеса, отделявшая святилище в храме от Святая святых, за которую не мог проникнуть никто из людей, за исключением первосвященника один раз в году в день очищения.
Евфимий Зигабен отмечает: «Так как внутренняя сторона завесы служила образом неба, а внешняя – образом земли, то раздрание завесы означало то, что уничтожена преграда между небом и землею, то есть вражда между Богом и человеком, и что небо стало доступно для людей, потому что Иисус Христос, уничтожив эту преграду, возобновил нам этот доступ».
Все это символизировало собой дарование Нового Завета, который открывал людям вход в закрытое дотоле Царство Небесное.
Кроме того, сильное землетрясение произошло в этот момент в знак гнева Божия на тех, кто предал смерти Сына Его возлюбленного. От этого землетрясения расселись скалы и открылись делавшиеся в них погребальные пещеры.
Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Никто не станет сомневаться, что в буквальном смысле значат эти великие знамения: [они совершились] чтобы и земля, и небо, и все прочее показало распятие Господа Своего».
В знамение победы Господа над смертью многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27, 52–53). И это было доказательством силы Иисуса Христа и последующего Воскресения. Таким образом, смерть Христа открыла человеческим душам путь к Богу, пробудила их для всего Божьего, бессмертного, вечного.
Слушая слова сегодняшнего евангельского чтения, мы, дорогие братья и сестры, понимаем, что Спаситель добровольно сошел в бездну человеческого страдания. Если бы Он продолжал жить, учить и исцелять, Он мог бы привлечь внимание и любовь многих, но распятие обращается непосредственно к человеческим сердцам.
Не ограничившись лишь простым поучением людей, а приняв за нас смерть, Христос проявил Свою великую к нам любовь и непостижимое уму смирение. И только с понятиями «смирение» и «любовь» соединяется понятие свободы. Во Христе осуществляется единение Бога с человеком. И лишь познавая благость Бога и всеми силами стремясь пребывать в Нем и с Ним, человек оказывается способен достичь полноты истинного Царства.
Помогай нам в этом Господь!