"Свежий кавалер"
1846 г.
Павел Андреевич Федотов
Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Свежий кавалер» – картина, после которой Павел Федотов проснулся знаменитым.
Почему герой картины стоит в позе античного оратора? Что протягивает ему кухарка? Почему вокруг них такой чудовищный беспорядок? И кто кому – кавалер?
Яснее станет, если вспомнить, что альтернативное название картины– «Утро чиновника, получившего первый крестик». Итак, перед нами представитель чиновничьего племени в утренней домашней неприглядности. Его халат смахивает на римскую тогу, а папильотки в волосах – на лавровый венок. Античные отсылки и цезарева величественность позы курьезны и жалки в тесноте и впечатляющей грязи обстановки.
Наш герой недавно проснулся. И очевидно, его ночь была непростой. Кувшины, валяющиеся бутылки, объедки и рыбьи хвосты на полу недвусмысленно указывают на недавнюю попойку. Гитара намекает: было весело. Кухарка протягивает сапоги – оделись бы вы, дескать, барин. Помятый барин вместо этого тычет пальцем в свежего «Кавалера» – полученный накануне орден.
Прогрессивная критика XIX века вцепилась в этого федотовского персонажа, увидев в нем утрированное воплощение всех недостатков бюрократической крепостнической России.
Забавно, что в реальности чиновничье фанфаронство оказалось опаснее, чем на картине. Например, один из цензоров совершенно всерьез требовал от Федотова замалевать орден (высокую государственную награду!), дабы не подрывать сакральных устоев державы.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев