«Напоследок Гата ишан позвонил своему доверенному в главной конторе в Осе: Алло, Калимулла? … Я тут со всеми переговорил, в магазин у завода в Бикбарде отправь двести коробок плиточного чая, сто ящиков байхового… в Сараши 50 коробок плиточного, 20 ящиков байхового, а в Султанай 20 коробок плиточного и 20 ящиков байхового. На старой и новой мельницах и в Константиновке в магазинах товара достаточно...»
«Обычно, раздавая шакирдам садаку* в одной из комнат медресе, Гата ишан садился на несколько подушек, чтобы к нему по очереди вводили классы, и раздавал байховый чай. Четвертушки или осьмушки чая он доставал из ящика с печатью «Осинский купец Мухаммет Гата Мансуров с точками продаж в Осе, Ижевске, Бикбардинском заводе, сёлах Султанай, Сараши, Константиновка» и других местах» и бросал перед шакирдами».
Это две цитаты из произведения Карима Амири «Урал баласы», 1930 г. Из этого и других источников известно, что у М.Мансурова в Осе была чаеразвесочная фабрика. Располагалась она на бывшей Гаинской улице, и на ней работало до 40 человек. Как он оказался в чайном бизнесе? Что это за плиточный и байховый чай, который он фасовал и продавал? Из какой он страны? Как его доставляли в Россию и в г. Осу? Что представляла собой чаеразвесочная фабрика, и где именно она находилась? Как развивалась торговля Гаты чаем и почему она прекратилась? Попробуем ответить на эти и другие вопросы.
СТРАСТИ ПО ЧАЮ
Наиболее серьезным дореволюционным изданием является капитальный труд А.П.Субботина «Чай и чайная торговля в России и других государствах», изданный в 1892 году. Книга имеется в свободном доступе в интернете. Из современных авторов несомненный авторитет имеет И.А.Соколов, издавший целый трехтомник, и еще несколько книг о чае, например, 2012 г.: «Чай и чайная торговля в России: 1790 – 1919 гг.» Есть мощный интернет-портал «ВСЁ О ЧАЕ», на котором собрано несколько тысяч статей и новости со всего мира о чае https://www.tea-terra.ru/ На эти и другие публикации мы опирались в данной статье. Во второй половине ХIХ века по чаю были нешуточные страсти. Сейчас они забылись, но для понимания ситуации с открытием чаеразвесочной фабрики М.Мансурова и просто роли чая в жизни человека того времени, сделаем краткий обзор. Для большинства читателей эти сведения будут новыми и интересными, а кто-то заинтересуется и получит толчок для углубления познаний в этой увлекательнейшей истории.
В конце ХIХ века чай в Россию импортировали уже из Индии и Цейлона, но, все же, главным поставщиком оставался Китай. Было два основных пути доставки – сухопутный через Кяхту и Морской в Одессу и Петербург Чай ввезенный таким путём именовался КАНТОНСКИМ (по городу Кантон – сейчас Гуанчжоу). Морской путь обходился дешевле, но из-за долгого следования морским путем чай терял в качестве, несмотря на то, что ящики выкладывали свинцовыми листами, - морская сырость все же находила лазейки.
На протяжении более ста лет, - до конца ХIХ века, - небольшой городок Кяхта, основанный как форпост на тогдашней границе с Китаем, стал главным торговым центром ВЕЛИКОГО ЧАЙНОГО ПУТИ. Любой желающий может посмотреть его карту в интернете. Было несколько маршрутов по территории Китая от места выращивания до монгольской границы протяженностью более 2000 верст. По монгольским степям до Кяхты еще более 1000 верст. Если прибавить 5800 верст от Кяхты до Москвы, то получится расстояние немногим меньше диаметра земли. Чай везли на мулах, лошадях, двухколесных телегах (чец-зы) на быках. Реки и другие водные преграды преодолевали на джонках. По Монголии чай перевозили в основном на верблюдах. По территории России в разные годы перевозку осуществляли по-разному, в том числе часть пути на пароходах по рекам. Чай попадал в Кяхту не ранее октября-ноября. Поэтому чай везли по Сибири и Уралу зимой на санных повозках. На ярмарки он попадал уже через год после сбора, так и назывался - КЯХТИНСКИЙ. Тарой для перевозки чая служил ЦИБИК (или цыбик) - запечатанная корзина (ящик) весом до двух пудов из плетёной травы либо камыша, покрытая кожей для защиты от влаги, либо обшитая кожей. Внутри такой ящик прокладывался свинцовой фольгой, реже – бумагой. Кяхтинский гостиный двор с цибиками чая, где была таможня, приведен на фото 1.
Чай был одним из главных видов контрабанды, как через восточную, так и западную границу! При небольшом объеме он имел высокую стоимость, его легко было прятать. Для перехвата контрабандного чая выставлялись специальные заслоны. Чай был самым ходовым товаром и составлял 85 процентов всех грузов, которые купцы и извозчики перевозили по Большому Сибирскому тракту, - ежегодно до 100 тысяч подвод. На Сибирском тракте зарабатывали не только притрактовое сибирское население, но и разбойники, которые эти повозки периодически грабили, не смотря на расставленную охрану. Излюбленным объектом воровства были цибики с чаем: разбойники или уводили нагруженные ими сани целиком, или, гораздо чаще, срезали цибики с подводы — за что получили прозвище «чаерезы».
Чай в массовом порядке подделывали, заменяли суррогатами. Есть статистика, что почти 50% всего чая в России было поддельным. Фальсификациии начинались ещё в самом Китае. В Москве была целая индустрия по производству СПИТОГО чая. Вот как это описывает А.П.Субботин: «В Москве спитой чай, т.е. выпарки, собирается по трактирам (где он предоставляется в пользу половых), харчевням и др. заведениям прислугою, выбирается даже из помойных ям. В этом сыром виде он поступает к производителям, которые выработали довольно разнообразные способы фабрикации для придания выпаренным листьям прежнего вида – сухости, скрученности и колера. Более распространенный из этих способов сосотоит в том, что от спитых листьев отделяют посторонние примеси, потом их высушивают, намачивают раствором аравийской камеди (чтобы свертывались при высушивании) или крахмального клейстера, затем – спрыскивают отваром веществ, содержащих дубильную кислоту (для сообщения чаю вяжущего вкуса); потом их окрашивают кампешевым деревом, жженым сахаром, катеху, желтым купоросом, иногда графитом, а то и просто сажей; свернутые, просушенные и окрашенные листья ссыпают в ящики, пропитанные пахучими маслами, отчего чай, в добавление к «колеру», получает и «букет»; иногда к сфабрикованному чаю для придания некоторого сходства с настоящим подсыпают небольшое количество последнего». Дальше такой чай упаковывается и идет в розничную продажу, или пакуется в мешки и идет к торговцам настоящими чаями для разбавления последних. Кроме Москвы центром производства спитого чая была Одесса и др. крупные города.
В Петербурге и окрестностях массово производился КОПОРСКИЙ чай. Растение, служащее главным материалом для копорского чая – КИПРЕЙ или ИВАН-ЧАЙ. Его сбор начинается в начале осени и длится 4-6 недель. А.П.Субботин пишет: «Его производят (крестьянские) женщины и подростки обоего пола, большею частью в помещичьих и казенных лесах. Самый процесс сбора состоит в том, что сборщик обхватив рукою снизу стебель растения, быстро проводит ею вверх и, обрывая т.о. все листья, плотно складывает их в кузова и корзины. Дома, в укромном месте – на чердаке или в сарае они расстилаются и сушатся. Фабрикация чая производится глубокой осенью в распутицу, когда ко многим деревням прекращается всякий доступ, что очень важно для безопасности производителей. Самый процесс обработки копорского чая состоит в следующем. Высушенные (на чердаке) листья кладут в кадку и обваривают кипятком; для того, чтобы они лучше обварились, бросают туда докрасна раскаленные камни. Когда лист достаточно проварится и разопреет, его перекладывают в корыто и перетирают с черноземом, после чего сушат в жарко натопленной русской печи. Потом его просеивают на решете, чтобы удалить золу и излишнюю землю. После этого чай перетирают руками до тех пор, пока он по измельченности не будет походить на китайский. Далее крестьяне продавали чай скупщикам». Такое русское «чаеводство» развивалось больше полстолетия и получило значительный размах. Одинокая безхозяйственная вдова набирает 40-50 пудов копорского чая в год. А большая семья по 100-150 пудов. Во всей Петербургской губернии производится десятки тысяч пудов в год! Большая доля копорского чая поступает в Москву, Петербург и другие крупные города для разбавления настоящего китайского чая. Отправляют чай целыми вагонами и за границу, особенно в Пруссию. Но что говорить про ХIХ век. Старшее поколение помнит начало 1990-х, когда вся Россия была завалена турецким чаем непонятного качества.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЧАЯ В КИТАЕ В ХIХ ВЕКЕ
Под термином БАЙХОВЫЙ понимались все рассыпные черные чаи, которые считались дорогими. Более дешевым был КИРПИЧНЫЙ чай, который в свою очередь делился на четыре вида: кирпичный черный, кирпичный зеленый, поленчатый (от слова полено) и ПЛИТОЧНЫЙ. Вопреки распространенному мнению черный и зеленый чай делали из одних и тех же листьев, только по-разному их обрабатывали. Кирпичные чаи делали из отсевов байховых, использовали застарелые листья с примесями стебельков и др. Такая смесь называлась ХУАСЯНОМ. Чай получался дешевым, облагался меньшим таможенным сбором и был удобен для дальней транспортировки. Есть даже преимущество перед байховым чаем. «Давление пресса таково, что им раздробляются все ткани чайных листов и раскрываются мельчайшие клеточки, coдержащие в себе эфирное масло, фибрин, белковнин, имматин, алколоид и теин, которые при обычном способе настоя кипящей водой остаются всегда нераскрытыми и теряются в выварках, бесполезно для потребителей».
Технология изготовления черного кирпичного чая состоит в следующем. Взвешивают хуасян, - до 1 кг (2,5 фунта), - достаточное для одного кирпича, высыпают его в холщевый мешочек, который пропаривается в течение 10-15 минут. Затем хуасян высыпается в толстую деревянную форму, размером примерно 21,0х12,5 см, предварительно смазанную чайным маслом. Форма накрывается деревянной крышкой, имеющей выступ, плотно впадающий в форму, и ставится под пресс. Чайный пресс есть не что иное, как огромное квадратное бревно, расположенное горизонтально на другом бревне, прикрепленном к полу. Видом этот пресс напоминает щипцы для орехов. Форма надавливается верхним бревном, для чего несколько работников вскакивают на него. Когда крышка формы опустится до должной высоты, двое китайцев молотками выколачивают всю форму двумя клиньями, вынимают ее из-под пресса и ставят в сторону для просушки. Новая форма, заготовляемая в то время, пока прессуется предыдущая, ставится под пресс и т. д. В формах, уже спрессованный кирпич, высотой до 5 см, слеживается и ссыхается 2-3 суток.
Черный плиточный чай изготавливался по той же технологии только русскими купцами в Китае в последние два десятилетия ХIХ и начала ХХ века. Отличался тем, что плитка имела массу четверть фунта в форме шоколадки (фото 2). Для производства использовался новый, для того времени, гидравлический пресс. Этот чай более крепкий, плитки были довольно неприхотливы в транспортировке – их, порой, перевозили в обычных мешках, так как даже высокая влажность не могла сильно испортить товар. Именно таким чаем торговал Мухаметгата. На своей фабрике он обертывал плитки в фирменную бумажную упаковку и укладывал в специальную коробку для перевозки в свои магазины.
В ХIХ веке большую часть чая продавали на ярмарках. Многие чаеторговые фирмы начинали с закупок 1 – 2 цыбиков в год, которые затем продавались в развес в лавках конечному потребителю. Оптовики скупали чай большими партиями, развешивали, упаковывали и продавали его в специализированных чайных магазинах. Одним из них и был М.Мансуров. Во второй половине ХIХ века главной чайной ярмаркой была Ирбитская (фото 3), находящаяся тогда в Пермской губернии. В Башкирии существовала своя Мензелинская ярмарка. Возможно, на ней, в Уфе или Нижнем Новгороде, и делал оптовые покупки чая Мухаметгата.
Авторы:
Иван Квашнин, Алексей Зверев, Фирдания Ромашева
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 12