Сюжет иконы основан на текстах всех четырех Евангелий, где говорится, что по истечении субботы после Распятия жены пришли намазать тело Христа благовонными маслами. Гробница, вход в которую был закрыт тяжелым камнем, оказалась раскрыта, «камень отвален от гроба». На его краю сидел ангел в белых одеждах, который сказал женам, что Иисуса в гробнице нет, ибо Он воскрес. Память Жен-Мироносиц отмечается во второе воскресенье после Пасхи.
Изображения Явления ангела женам-мироносицам присутствуют уже в раннехристианском искусстве. Именно так тогда изображали Воскресение Христово. В древнерусской традиции иконы, представляющие явление ангела женам-мироносицам, как правило, входили в праздничные ряды иконостасов.
Икону из собрания музея отличает особый вариант иконографии, включающий в себя изображение двух, а не одного ангела. Стиль живописи характерен для 1660-х годов и отражает перемены, происходившие в колористической системе русской иконописи того времени.
ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ У ГРОБА ГОСПОДНЯ 1663-1670 век. Москва, Ярославль Дерево, темпера; серебро, чеканка, гравировка, золочение; 88 × 71 см Из собрания Музея имени Андрея Рублёва
Лекция «Благая весть и Акафист Пресвятой Богородице: особенности иконографии Благовещения»
Среди древнерусских икон домонгольского времени известны и почитаются как чудотворные образы Благовещения Пресвятой Богородице, прежде всего – «Устюжское Благовещение», икона из новгородского княжеского Юрьева монастыря первой четверти XII века. Иконографические и стилистические особенности иконы отражают общую для всего изобразительного искусства Древней Руси любовь к молитве, слову, прежде всего к такому важному литургическому песнопению как Акафист Богоматери, а также стремление через образ приблизиться к истинному смыслу праздника. Читает заведующий научно-исследовательским отделом, кандидат искус
Глава Иоанна Предтечи – одна из наиболее почитаемых реликвий Христианского мира. В Сказании о ее обретениях, приписываемом византийскому агиографу Симеону Метафрасту, говорится, что после казни Иоанна Крестителя Иродиада закопала главу во дворце отдельно от тела. При императоре Константине (306-337) двое монахов, совершавших паломничество в Иерусалим, нашли реликвию и перевезли в город Эмесу, где арианин Евстафий вновь скрыл ее в земле. В правление императора Маркиана (450–457) архимандриту Эмесы во сне явился Иоанн Предтеча и указал место, где следовало искать реликвию и главу обрели второй раз, но со временем она вновь была закопана. Третье обретение состоял
23 мая/ 5 июня – день обретения мощей святителя Леонтия Ростовского (ум. не позднее 1077). В 1162 году князь Андрей Боголюбский на месте сгоревшей деревянной соборной церкви в Ростове возвел новый белокаменный Успенский храм. При копании рвов под фундамент было обнаружено нетленное тело святителя. По преданию, в его руках был список с именами поставленных им пресвитеров и диаконов. В новом соборе Леонтию Ростовскому был посвящен отдельный предел, в котором находился его каменный гроб. На рубеже XII–XIII веков ростовский епископ Иоанн I установил празднование святителю Леонтию на день обретения его мощей и написал канон святому. Приблизительно тогда же были создан
Наши музейные издания в шорт-листе конкурса «Лучшие книги года 2023»
Музей им. Андрея Рублева вошел в число номинантов общероссийского издательского конкурса «Лучшие книги года» Ассоциации книгоиздателей России (АСКИ). Экспертный совет, в состав которого вошли представители крупнейших библиотек, творческих союзов, государственных и общественных профильных структур, членов Правления АСКИ, рассматривал заявки от издательств и ведущих российских музеев. В шорт-лист в номинации «Лучшее издание в области гуманитарного знания» был отобран IV том музейного каталога «Монументальная живопись XII-XIX веков» - академическая публикация более чем ста тридцати фрагментов настенных росписей.
Владимирская икона Богоматери была привезена около 1130 года из Константинополя в Киев митрополитом Михаилом и поставлен в Богородичном монастыре в Вышгороде. В 1155 году Владимирский князь Андрей Боголюбский перенес икону в свою резиденцию в селе Боголюбове, а с 1160 года она находилась в Успенском соборе во Владимире, в связи с чем получила свое название Владимирской. В 1480 года образ перенесли в московский Успенский собор. Чудотворную икону неоднократно поновляли, украшали драгоценным убором. С нее писали многочисленные списки. Икона из собрания музея была написана в первой трети XVII века. Уже в XX веке ее поместили в серебряный складень-кузов с гравирован
Святитель Алексий (ок. 1340-1378) был сыном боярина Феодора Бяконта. В письменных источниках упоминаются разные имена, данные ему при крещении - Симеон и Елевферий. Восприемником его от купели был будущий великий князь Иван Даниилович Калита. Приняв постриг в юности, святой около 1344 года стал наместником митрополита Киевского Феогноста, а в 1352 году занял специально восстановленную для него епископскую кафедру во Владимире. В 1354 году в Константинополе было принято решение о назначении Алексия митрополитом Киевским и всея Руси. По его инициативе было основано нескольких московских монастырей, среди которых Спасо-Андроников, Чудов и Симонов. Будучи регентом пр
Преподобный Корнилий родился в семье ростовских бояр Федора и Варвары Крюковых, в молодости он служил при дворе супруги великого князя Василия II Темного княгини Марии Ярославны. В 1470-х годах святой принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре и, спустя годы, отправился странствовать по монастырям. В 1496 или 1497 году Корнилий пришел в Комёльский лес недалеко от Грязовца, где у слияния рек Талицы и Нурмы основал Введенскую пустынь. Однако вскоре преподобному пришлось покинуть эту обитель, и вместе с учеником преподобным Геннадием Костромским, он поселился на Сурском озере. Зимой 1528-29 годов великий князь Василий III посетил Комельский монастырь и высказ
Экспонат недели из собрания Музея имени Андрея Рублева
ОБЕДНИЦА НА КРЮКОВЫХ НОТАХ (ЛИТУРГИЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО И ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ) Конец XIX века. Гуслицы (?) Бумага, чернила, киноварь. Полуустав 76 л. 4° (24,5 × 17,5 см) Заставка-рамка, заставка, инициалы – орнамент гуслицкого стиля. Нотация крюковая знаменная с пометами и признаками. Текст истинноречный. Переплет конца XIX века. Доски в коже со слепым и золотым тиснением, 2 застежки (утрачены); обрез золоченый с тиснением; на корешке вытиснено название КП 7643
Комментарии 23