«С вами не соскучишься»: удивительные приключения газотурбохода «Буревестник»
Этими словами подвел итог испытаний корабля пожарный инспектор, присутствовавший в тот день на борту. С одной стороны, истории, которые вы сейчас прочитаете свидетельствуют о потрясающей живучести знаменитых судов на подводных крыльях Ростислава Алексеева. С другой, говорят о лихости советских речников, подчас перерастающей в халатность и сыгравшей злополучную роль в несчастливой судьбе «Буревестника».
«Буревестник» стал седьмым по счету пассажирским СПК, созданным коллективом Алексеева.
С ним советские кораблестроители замахнулись на новый рубеж: от скорости 60-70 км/ч, типичной для судов типа «Ракета» и «Метеор», выйти на уровень 100 км/ч.
«Буревестник»: портрет в крупных чертах
Даже внешне «Буревестник» выглядел иначе: более приземистый, словно стелющийся над водой, более вытянутый в длину, с зализанными формами. Крылевая система – более тонкая и изящная. Вместо винтов – два водомета с реверсивно-рулевыми устройствами.
Но главное новшество – два турбовинтовых двигателя АИ-20 с самолета Ил-18. Для работы на корабле их перевели с керосина на судовое дизельное топливо и дефорсировали с 4000 до 2700 л. с.. Несмотря на это, общая мощность силовой установки получилась в 2,5 раза больше, чем у «Метеора», при сравнимых размерах.
Пламя из сопла
Доводку корабля выполняли в конце 1964 года на испытательной базе на Горьковском водохранилище, после чего корабль нужно было перегнать на завод «Красное Сормово» в Горьком. Стоял ноябрь, температура упала до -25°C, водохранилище уже покрылось достаточно толстым льдом. Из Городецких шлюзов позвонили и предупредили, что корабль должен прошлюзоваться до середины дня, иначе ему придется зимовать на водохранилище, вспоминал позже один из участников этого похода Андрей Недошивин, доцент кафедры ДВС и автоматики СЭУ ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова.
Не дожидаясь потепления, стали заводить двигатели. К удивлению многих, первый двигатель подхватил легко – возможно, кто-то из механиков добавил разбавил летний дизель керосином.
Однако затем из сопла вырвался хвост пламени длиной около 7 м. У пожарного инспектора, приехавшего проверить систему искрогашения, глаза вылезли на лоб. Стали разбираться и обнаружили, что механики забыли слить топливо из системы орошения. Слили топливо, после чего второй двигатель запустился без происшествий.
Ледокол с крыльями
Ломая лед корпусом и стойками крыльев, «Буревестник» отошел от причала и пошел в сторону шлюзов. Пройти мешали первые бедовые рыбаки, вышедшие на ранний лед. На сирену они не отреагировали и капитан корабля Виктор Полуэктов пошел в психическую атаку. Он добавил газу, легкий и мощный СПК начал выходить на крыло. Рыбаки россыпью бросились в стороны, побросав снаряжение.
«Буревестник» благополучно прошел шлюзы, доказав возможность движения в крыльевом режиме даже при небольшой толщине льда.
Лед в машинном отделении
У стенки «Красного Сормова» случился новый казус. Спустившись в машинное отделение, инженеры с удивлением обнаружили, что одна из турбин покрыта панцирем льда. Оказалось, что после слива топлива на испытательной базе один из штуцеров системы орошения небрежные механики не закрыли целиком, и из трубы на кожух турбины всю дорогу хлестала вода. В то же время кожух обдувало струей морозного воздуха из системы охлаждения. Обиженный пожарный инспекторы изрек историческое «С вами не соскучишься» и ушел, пока его не ошарашили чем-то еще.
Несмотря на казусы, Буревестник успешно прошел испытания.
В 1968 году с «Буревестником» произошла первая серьезная авария
На одном из волжских перекатов он догнал транспортный корабль обычного типа и капитан дал отмашку на обгон с левого борта. По правилам, рулевой обгоняемого судна должен был подтвердить согласие с маневром, но он этого не сделал. В этом случае капитану СПК следовало отказаться от обгона, но он понадеялся на авось. Когда два судна поравнялись, теплоход резко повернул влево и два судна столкнулись.
Халатность снова подвела в 1974-м
«Буревестник» починили и он продолжил ходить уже под началом другого капитана, но в 1974 г. последовало новое столкновение. На этот раз причиной стал отказ одного из рулевых устройств водометов, из-за которого во время расхождения с другим кораблем СПК развернуло. Причиной аварии стала небрежность техников при обслуживании рулевого устройства.
В обоих случаях никто из пассажиров или экипажа крылатого судна не пострадал, что указывает на высокую живучесть и безопасность.
Однако эти происшествия наверняка внесли вклад в решение начальства Волго-Окского речного пароходства в 1981 г. прекратить эксплуатацию корабля и списать его. Ни сам «Буревестник», ни его создатели в этом не виноваты, но речники оказались не готовы к тому, чтобы ответственно эксплуатировать инновационный корабль.
Вылечить робота: как будущие медики оттачивают навыки на реалистичных андроидах
На входе в казанскую компанию Eidos вас встречает настоящий робот-андроид, вписанный в окружность. Трудно избавиться от ощущения, что попал в сериал «Мир Дикого Запада». Если обойти этого робота, то попадаешь на сборочный участок: на вешалках развешаны силиконовые оболочки и металлические скелеты, на полках лежат глаза и внутренности, на местах тестируется электроника. Чуть дальше на стенде окончательной приемки врач пытается реанимировать пациента-андроида. Социальная реклама. АНО «Институт развития интернета» (ИРИ)
На входе в казанскую компанию Eidos вас встречает настоящий робот-андроид, вписанный в окружность. Трудно избавиться от ощущения, что попал в сериал «Мир Дикого Запада». Есл...
Еда будущего в умной теплице: как сити-фермеры спасают планету от голода
Население планеты становится все больше: недавно мы приблизились к отметке 8,12 млрд человек, и в ближайшие годы количество только продолжит расти. Ситуация кажется тревожной, особенно если вспомнить тот факт, что природные ресурсы на Земле так же стремительно истощаются. По неутешительным прогнозам ученых, через 30 лет нам будет просто нечего есть. Можем ли мы что-то предпринять? Для начала стоит задуматься о вопросах пищевой безопасности уже сейчас — как, например, это сделала компания «Эдгрин» из Новосибирска, которая решила производить умные теплицы для образования. Социальная реклама. АНО «Институт развития интерн
Печатных дел мастера: на что способны 3D-принтеры российской разработки
Не будем томить. Принтеры, собранные нашими инженерами, сегодня печатают практически все и в любых объемах. Разве что печать зданий и органов им пока не далась повсеместно: эту технологию пробуют точечно, и ей еще предстоит пройти через множество испытаний, прежде чем она найдет отклик в обществе. С аддитивными технологиями для промышленного производства все иначе — они внедрены уже давно. И мы даже выяснили кем — компанией «Прототип Аддитивные Технологии» в Самарской области. Социальная реклама. АНО «Институт развития интернета» (ИРИ)
SR Space: на взлете частной российской космонавтики
Одной удачной идеи не всегда достаточно для запуска стартапа — внешние условия тоже должны сложиться благоприятно. Частная космическая компания SR Space на собственном опыте показала, как важно не бояться рисковать и мыслить масштабно — и следить за открывающимися возможностями. Социальная реклама. АНО «Институт развития интернета» (ИРИ)
История компании «Моторика» — идеальный пример взаимодействия государства и частной компании в области высоких технологий. Наверняка ее будут изучать в бизнес-школах. И тут действительно ест...
Черные «пауки» на Марсе?! Рассказываем, что это такое
Орбитальный аппарат ExoMars Trace Gas Orbiter Европейского космического агентства обнаружил множество черных «пауков» в южном полярном регионе Марса. Черные узоры являются продуктом сложного геологического процесса — они образуются на Марсе после суровой зимы с приходом весны. Солнечный свет растапливает слои углекислого льда, лед превращается в газ и пробивается на поверхность планеты. Вместе с газом гигантским фонтаном вырывается черная пыль и песок. Именно они и образуют темные пятна.
«Победа на носу»: 10 советских автомобилей, появившихся сразу после ВОВ
Все, кто интересуются техникой Советского Союза, знают, что уже в 1943 году правительство поручило конструкторам автозаводов работать над послевоенной гаммой автомобилей. Вы наверняка сразу вспомните ГАЗ М-20 «Победа» и «Москвич-400». Другие автомобили (и не только) известны куда меньше, несмотря на то, что со многих позиций они даже более интересны.
Таинственное исчезновение: куда пропала кнопка overdrive в автоматической коробке передач
Когда автоматическая коробка передач была экзотикой, рядом с селектором (а иногда и прямо на нем) можно было найти небольшую кнопку overdrive. Какую функцию она выполняла и почему исчезла?
Новый флагман Chery вызвал ажиотаж на Пекинском автосалоне. Рассказываем, чем удивил Tiggo 9 PHEV
Даже внешне «девятка» сильно отличается от стиля, в котором были выполнены Tiggo 4, 7 и 8 — спорному, но он узнаваем. Под капотом — гибридная установка с вкусными характеристиками. Бензиновый двигатель 2 л с турбонаддувом мощностью 238 л. с. крутит колеса через 8-ступенчатую автоматическую коробку передач. Фирменная патентованная трансмиссия 3DHT добавляет тягу электромотора мощностью 224 л. с. Расход топлива, несмотря на солидные размеры и вес, составит 5,2 л на 100 км, а запас хода с заряженным аккумулятором достигает 1400 км. Осенью нынешнего года Tiggo 9 PHEV приедет в Россию — пощупаем в
У трехметрового доисторического лосося были «бивни, как у бородавочника»
Согласно новому исследованию, около пяти миллионов лет назад в реках Северной Америки плавал гигантский лосось с бивнями, похожими на бивни бородавочника. Исследователи точно не знают, для чего использовались эти бивни. Они предполагают, что клыки, выходящие наружу, помогали рыбам бороться с другими лососями или хищниками. Интересно, что жуткие зубы имелись как у самок, так и у самцов Oncorhynchus rastrosus. Рыбы вымерли более 5 миллионов лет назад из-за остывания океана, а мы до сих пор узнаем о них много нового!
Искусство или мистика: кто и зачем рисует круги на полях
На самом деле круги на полях не несут в себе никаких тайн. Это не послания от НЛО и не знаки природы, а обыкновенная разновидность ландшафтного искусства. Однако, несмотря на эту информацию, многие люди по всему миру продолжают вкладывать в полевые рисунки несуществующий смысл.
Путь к успеху: как «гарвардская диета» влияет на здоровье
Сколько в мире языков, столько, вероятно, и всевозможных диет. Ученые не перестают их изучать, чтобы выяснить, какая именно улучшит благосостояние человека в долгосрочной перспективе.
С началом весны приходят не только приятные теплые деньки, но и надоедливая аллергия. Многие ждут это время с опаской и начинают заранее подготавливать к нему свой организм. Рассказываем, как наименее болезненно пережить сезонную аллергию.
Продукты, вызывающие метеоризм с неприятным запахом
Если вы склонны к метеоризму, вы, вероятно, знаете все о последствиях яиц и бобовых. Однако существуют и другие продукты, которые, как доказано, вызывают метеоризм с особенно неприятным запахом.
Из глубины веков: в Сочи обнаружили две гробницы эпохи бронзового века
При проведении строительных работ в районе Красной поляны были обнаружены два дольмена. Каменные гробницы сохранились в хорошем состоянии, что позволит ученым детально их изучить. Последний раз дольмены в Красной поляне находили 30 лет назад.
Что делать, если на вас напала стая бездомных собак: инструкция по выживанию
Как ни прискорбно, но собака остается другом человека лишь до тех пор, пока ее не бросили. Дворняги объединяются в стаи с четкой иерархией, держат собственные территории и абсолютно не боятся человека. Почему бродяги набрасываются на людей, а главное, что делать, если столкнулся с одичавшим другом человека?
Комментарии 1