Мученики Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон были преданы мучениям и казнены за приверженность христианству около 284-292 годов в городе Кизике в Малой Азии. Позднее, при императоре Константина Великого, в их честь был выстроен храм, где находились мощи этих святых.
На Руси иконы девяти мучеников получили распространение только во второй половине XVII века, когда в царствование Алексея Михайловича Романова были принесены из Палестины частицы их мощей. Служба мученикам и поучение на день их памяти были составлены святителем Димитрием Ростовским и опубликованы в 1691 году. Год спустя московским гравером Леонтием Буниным была сделана гравюра с изображением девяти мучеников, включавшая в себя вирши, посвященные каждому из них. Именно эта гравюра стала в последующее время иконографическим образцом для русских иконописцев, в частности, для автора иконы из собрания музея. Она написана в стиле барокко, широко распространившемся в русской иконописи с середины XVIII столетия.
ДЕВЯТЬ МУЧЕНИКОВ КИЗИЧЕСКИХ Середина – третья четверть XVIII века. Центральная Россия Дерево, темпера; 32,1 × 26,8 см Собрание Музея имени Андрея Рублёва
Последнюю неделю работает выставка «Сотворение мира» в Музее имени Андрея Рублева
Экскурсии по выставке без предварительной записи: - понедельник, вторник в 16:30; - четверг в 16:00 и 18:30; - пятница, суббота и воскресенье в 16:30. Продолжительность экскурсии: 45 минут. Приобрести билет можно как в кассе музея, так и онлайн, в том числе и по Пушкинской карте.
Лекция «Лучезарная Пасха. Сошествие во ад – Воскресение Христово»
Воскресение Христово является главным праздником для христиан. Известие о Воскресении легло в основу проповеди учеников Христа, апостолов, которые разнесли эту радостную весть по всему миру. Сложившаяся в византийском искусстве иконография праздника Воскресения Христова нашла отражение в древнерусской иконописи. В лекции будут рассмотрены иконографические особенности различных вариантов изображения Воскресения Христова, образов Сошествия во ад, иллюстрировавших спасение Адама и Евы и победу Христа над дьяволом и смертью. Читает старший научный сотрудник отдела научно-просветительной работы Музея имени Андрея Рублева Д.Н. Клык
Священномученик Ермоген (ок. 1530 - 1612), будучи священником одной из церквей в Казани, принимал участие в обретении иконы Богоматери Казанской 8 июля 1579 года. Позднее он написал повесть об этом событии. В 1587 году он принял монашество и вскоре стал архимандритом Казанского Преображенского монастыря, а два года спустя получил сан митрополита Казанского и Астраханского. Святой способствовал канонизации святителей Гурия и Варсонофия Казанских и строительству каменного храма на месте обретения чудотворного образа Богородицы. 3 июля 1606 года он был возведен на патриарший престол, и его служение пришлось на годы Смутного времени. После низложения царя Василия Шуйского
Киево-Братская икона Богоматери, согласно преданию, первоначально была храмовым образом церкви Бориса и Глеба в Вышгороде. При нападении на город татар в 1662 году она чудесно приплыла по Днепру в Киев, где прибилась к берегу у Братского Богоявленского монастыря. Там она находилась вплоть до его разрушения в 1935 году. В настоящее время хранится в Национальном художественном музее Украины в Киеве. Образ восходит к широко распространенной в конце XV–XVI веках итало-критскому иконографическому типу где Богоматерь держит в своей правой руке левую ручку Младенца. Этот тип встречается в ряде западнорусских икон XVII столетия, связанных, в основном, с православными
Уже завтра выставка «Мистическое обручение» начнет свою работу!
На ней представлены несколько редких икон из собрания Музея имени Андрея Рублева и частных коллекций, а также иконописный образец из Государственный исторический музей.
Экспонат недели из собрания Музея имени Андрея Рублева
ПЛАЩАНИЦА «УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ» Последняя четверть XIX века. Иерусалим Дерево, грунт, масло, бисер, цветные стекла, низание, шитье 7,5 × 26,9 см КП 7231/1,2 Дар В.А. Бондаренко На обороте штамп: «Благословение // от святаго града // Иерусалима».
– один из самых почитаемых во всем христианском мире святых. В 1087 году его мощи были вывезены из Мир Ликийских, подвергавшихся набегам мусульман, итальянскими торговцами из Бари к себе на родину. Там они были торжественно перенесены в собор святого Стефана, при этом процессию сопровождали многочисленные исцеления. Вскоре для мощей святителя был построен отдельных храм, а день перенесения мощей с кораблей в город стали отмечать как местный праздник. Он не признается греческой церковью, так как само событие считается в ней кражей святыни. На Руси, напротив, еще в конце XI века было составлено «Слово похвальное на перенесение мощей Николая Мирликийского» и установ
26 мая ждем детей на праздничную программу, посвященную Дню славянской письменности и культуры. 8+
На тематической экскурсии «Письмо и книга в Древней Руси» участники познакомятся с процессом создания рукописных книг, узнают, как обучали письму в Древней Руси и по какому рецепту готовили чернила, увидят азбуку-свиток, подлинные старинные книги с золочением и тиснением, а также материалы и инструменты, которыми пользовались древние мастера: пергамен и бумагу с водяными знаками, очиненные перья. После экскурсии состоится мастер-класс«Азбука древнерусской каллиграфии для детей и взрослых». Под руководством основателя Школы исторической каллиграфии Андрея Санникова дети узнают о древнерусской к
— брат апостола Иакова Зеведеева. Был «возлюбленным учеником» Христа, заботам которого была поручена Богородица. Был единственным из 12 апостолов, избежавшим мученической кончины. Иоанн считается автором Евангелия, трех апостольских посланий и Апокалипсиса. Согласно житию, после смерти Богоматери он покинул Иерусалим и проповедовал в Эфесе. Затем его доставили на суд в Рим и отправили в ссылку на остров Патмосу. Скончался Иоанн Богослов в Эфесе. На иконе апостол представлен с книгой, открытой на первых словах текста Евангелия от Иоанна. Он прикладывает пальцы к устам, в знак безмолвия из-за невозможности рассказать обо всех деяниях Христа, что соответствует последним стихам е
23–24 мая 2024 года состоятся научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»
Чтения организованы Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и Музеем-усадьбой Л.Н. Толстого «Ясная Поляна». Будут рассмотрены различные аспекты истории рода Толстых и других дворянских фамилий, состоявших с ними в родстве – от подробностей благотворительной и храмостроительной деятельности до обстоятельств и фактов захоронения представителей рода, в том числе в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве. Программа научных чтений
Лекция «Сотворение мира. Адам и Ева в православной иконографии» к выставке «Сотворение мира»
Прародители человечества Адам и Ева являются главными персонажами Книги Бытия, повествующей о начале мира после его сотворения Богом. Согласно христианскому учению, их пребывание в раю и нарушение данного Богом запрета с последовавшим изгнанием из рая имеют особое значение для всего человечества. С историей первых людей связаны такие фундаментальные понятия, как грехопадение, познание добра и зла. Пристальное внимание древнерусских иконописцев к образу первых праотцев отразилось в циклах повествований, иллюстрировавших богословские и народные представления о начальной истории человечества. Читает
Чтимая икона Богоматери Любечской представляла собой список с чудотворного Ченстоховского образа, как и ряд других украинских икон, прославившихся во второй половине XVII и в начале XVIII века — Новодворская, Руденская, Мохнатинская, Дубовичская. Согласно письменным источникам, она находилась в Софийском соборе Киева уже в 1647 году и фиксируется во всех соборных описях. Согласно же надписи, которая была на ее киоте, икону перенесли из города Любеча в Киев в 1653 году по инициативе киевского митрополита Сильвестра Косова. В 1701 году при митрополите Варлааме Ясинском список с нее передали в Любеч в новопостроенный собор Воскресенского монастыря, по преданию основанный ур
Лекция «Резцом, кислотой и кистью. Русская икона и западноевропейские гравюры XVI – XVII веков»
Со второй половины XVII века в России большую популярность получили западноевропейские гравированные Библии. Подобные издания являлись альбомами, которые состояли из гравюр с краткими подписями. Многие изображения из таких иллюстрированных Библий послужили иконографическими образцами для русских мастеров при написании икон и создании росписей храмов. На лекции будет рассказано об иллюстрированных Библиях Пискатора, Мериана, Наталиса и других изданиях, композиции из которых будут сравниваться с произведениями русских иконописцев XVII века. Читает научный сотрудник отдела научно-просветительной раб
Сюжет иконы основан на текстах всех четырех Евангелий, где говорится, что по истечении субботы после Распятия жены пришли намазать тело Христа благовонными маслами. Гробница, вход в которую был закрыт тяжелым камнем, оказалась раскрыта, «камень отвален от гроба». На его краю сидел ангел в белых одеждах, который сказал женам, что Иисуса в гробнице нет, ибо Он воскрес. Память Жен-Мироносиц отмечается во второе воскресенье после Пасхи. Изображения Явления ангела женам-мироносицам присутствуют уже в раннехристианском искусстве. Именно так тогда изображали Воскресение Христово. В древнерусской традиции иконы, представляющие явление ангела женам-мироносицам, как п
Лекция «Царица-инокиня Марфа Ивановна-собирательница святынь двух династий, Рюриковичей и Романовых»
Деятельности царицы-инокини Марфы Ивановны – матери царя Михаила Фёдоровича, первого в династии Романовых на русском престоле - посвящена лекция кандидата искусствоведения, лауреата Макарьевской премии, заведующей научно-исследовательским отделом Музея имени Андрея Рублева М.А. Маханько.
Комментарии 6